Авианосец не будет готов раньше ноября в лучшем случае, уточняет Bloomberg, то есть в общей сложности он будет введен в эксплуатацию на два года позже, чем планировалось. При этом оговаривается, что ноябрь – не окончательная дата, потому что в результате дальнейших испытаний могут выявиться новые проблемы. Какие именно это могут быть проблемы, неизвестно. Также руководство проекта не сообщает, каким образом дальнейшее тестирование и затягивание может сказаться на стоимости судна. Максимальная допустимая сумма, оговоренная конгрессом к настоящему моменту составляет $12,9 млрд. По факту стоимость может оказаться значительно дороже.
Сейчас, по утверждению ответственных лиц, судно уже почти готово (на 98%). Но примерно то же они говорили в сентябре 2014 г., после чего срок окончания строительства отодвинулся до сентября 2015 г. По поводу последнего переноса сроков говорится, что достигнуты значительные технически успехи. Но, опять же, подробностей мало, что вызывает сложности с дальнейшим бюджетированием этого проекта, по крайней мере пока не будет проведена подробная инспекция имеющейся ситуации.
Издание Washington Free Beacon отмечает, что ввод судна в эксплуатацию может быть отложен до 2017 г., потому что испытания выявляют проблемы, в частности при взлете и посадке самолетов. По этому поводу сенатор Джон Маккейн, занимающий пост председателя комитета по вооруженным силам, заявил, что это история про неадекватные оценки затрат, неэффективные бизнес-модели, ажиотаж вокруг непроверенных систем и проблемы тестирования, и она представляет собой наглядное обоснование необходимости реформ.
Консервативное издание National Interest чуть раньше представило исторический обзор неудач и ошибочных решений в сфере военных технологий. Одна из выявленных автором проблем в том, что зачастую успехи при столкновении со слабо подготовленным противником приводили к раздуванию программ по развитию сомнительных и малоэффективных систем.
Та же модель воспроизводится в случае с CVN-78. Флот упорно разрабатывает новый класс авианосцев, которые не могут правильно функционировать, и создает технику, которая не может выполнять свои задачи. Это все происходит в эпоху бесконтрольного бюджета, который плохо влияет на статус США как военно-морского лидера.
CVN-78 – классический пример того, как средства вкладываются в строительство авианосца без тщательных предварительных подсчетов и оценки, может ли такой проект получить адекватное финансирование. Пентагон запланировал строительство этого судна в 2009 г. из расчета $6,1 млрд. Но по мере строительства оценки стоимости стремительно корректировались. Например, первоначальные оценки, вероятно, не учитывали, что в стоимость входят медицинские страховки и пенсии персонала, а участников в процессе строительства очень много – порядка 46% всех служащих военно-морского флота.