будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 16, 2025
Мир
Дабагян Эмиль

Болезнь каудильизма

Наиболее радикальные представители нынешней левой волны в ЛатинскойАмерике заставляют вспомнить о феномене каудильизма. Тем более, что некотрые черты этого феномена знакомы и нашим согражданам.

Каудильизм в ЛатинскойАмерике связан с выдвижением на политической арене вождя (каудильо), сильнойличности, пользующейся неограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, втом или ином регионе, государстве. Каудильизм получил распространение в странахрегиона после завоевания ими политической независимости в первой четверти XIX века, в обстановкеусиления центробежных тенденций (их носителями являлись зачастую самикаудильо), порождаемых борьбой за власть различных соперничающих группировок икланов, прежде всего помещиков латифундистов.

В конце XIX - начале XX вв. усиление тенденции к консолидациигосударств, связанное с процессом формирования наций, привело к появлениюкаудильо нового типа, выступавших за централизацию власти и ликвидациюсепаратистских тенденций. Постепенно каудильизм приобрел черты особой системыорганизации государственного правления, характеризующейся персонализацией политическойвласти.

Обладая известной самостоятельностью,выполняя роль своеобразных «арбитров» в условиях ожесточенной борьбы за властьразличных группировок, каудильо в конечном счете занимают сторону одной из них.Среди наиболее типичных латиноамериканских каудильо прошлого выделяются аргентинецХуан Мануэль Росас, гватемалец Эстрада Кабрера и венесуэлец Хосе Антонио Паэс.

Каудильизм – сложное, неоднородноеявление. В деятельности ряда каудильо просматривались ярко выраженные чертысоциального реформаторства. Примерами проявления этой тенденции были перуанецРамон Кастилья, боливиец Мануэль Исидоро Бельсу, гватемалец Хусто РуфиноБарриос, эквадорец Элой Альфаро.

Питательной средой каудильизмабыла и остается беззаветная вера наиболее обездоленных категорий населения вмгновенное удовлетворение своих социальных нужд и ожиданий, а это способна воплотитьв жизнь только неординарная, харизматическая личность, пользующаясянепререкаемым авторитетом.

Остановимся поподробнее нахарактеристике и специфике правления типичного латиноамериканского каудильо,венесуэльца Хуана Висенте Гомеса, находившегося на вершине пирамиды власти с1908 по 1935 годы. Он пришел к управлению традиционным способом, в результатенасильственного отстранения от должности своего предшественника, выехавшего вЕвропу на лечение и больше не сумевшего вернуться на родину.

Гомес укрепил централизованноегосударство, усмирил амбиции региональных элит и лидеров, положил конец ихсепаратистским поползновениям, наладил властную вертикаль, ввел систему прямогоконтроля над сбором налогов, реформировал вооруженные силы, создал регулярнуюармию. Он назначал на ключевые должности лично преданных людей, преимущественноземляков, уроженцев штата Тачира, сосредоточил в руках ближайшего окруженияденежные потоки, в том числе от эксплуатации богатейших природных ресурсов.Именно при нем началась добыча, промышленная переработка и экспортуглеводородного сырья, дававший хорошие дивиденды

Оборотной стороной медали сталатенденция к авторитаризму. Местные князьки быстро перестроились. Строптивых инесогласных смещали, бросали за решетку. Даже родного брата диктатора,заподозренного во властных амбициях, в июне 1923 года ликвидировали физически.Оппозиция последовательно вытравлялась, в тюрьмах томились политические узники,в стране установилась кладбищенская тишина. Все это делалось под лозунгом:«Союз, мир и работа».

«Выборы» членов Национальногоконгресса были фактическим назначением кандидатур, согласованных узким кругом.Суды находились под жестким контролем исполнительной власти. Правительственныйсовет, созданный в качестве консультативного органа, носил декоративный характер.Членство в нем было почетным. Впрочем, и его впоследствии разогнали заненадобностью. В качестве декоративного элемента режима существовала дажеОбщественная палата.

Одна из специфических чертфункционирования системы заключалась в том, что верховный правитель регулярнокак бы удалялся от дел и отправлялся в город Маракай, расположенный недалеко отстолицы. В Каракасе, в президентской резиденции «Мирафлорес» оставалисьноминальные фигуры. Все они выполняли формальные протокольные функции,принимали зарубежных послов, вручавших верительные грамоты. Перечень «факировна час» занял бы много места. Их имена известны лишь узкому кругу специалистов.Люди помнят лишь об эпохе Х.В. Гомеса.

Номинальные президенты менялись скалейдоскопической быстротой, реальной же властью обладал лишь один человек. Оннеизменно держал руку на пульсе. Когда находился в имении, туда постоянно сдокладами наведывались министры, руководители ключевых экономических ведомств.Все они получали инструкции и указания, которые неукоснительно проводились вжизнь. Административный аппарат и репрессивные органы функционировали исправно,беспрекословно выполняя волю хозяина.

Идеологическим обрамлением режимаслужила теория «демократического цезаризма», сконструированная социологом Л.Вальенильей Лансом. В ее основе лежал тезис о неполноценности отдельных народов(в том числе и венесуэльского), их неспособности к самоуправлению. Отсюдавытекала неизбежность появления сильного правителя – цезаря. В нем гармоническисочетается демократия и автократия. Валеньилья Ланс считал, что цезарь, тесносвязанный с народом, но возвышающийся над ним в силу присущих ему особыхкачеств, является олицетворением и защитником национального суверенитета. Приотсутствии цезаря народ, находящийся во власти низменных инстинктов, неспособен противостоять дремлющему в нем стихийному принципу социальногоэгалитаризма. Цезарь - единственный, кто в состоянии возбудить чувство уваженияк иерархии, преодолеть анархию, установить мир и порядок, необходимые для общественногопрогресса.

Книга «Демократический цезаризм»,в которой в концентрированном виде излагались взгляды автора, подводилафундамент под двумя ключевыми постулатами. Первый: только мудрый, просвещенныйправитель способен покончить с хаосом, порождаемым деятельностью политическихпартий, профсоюзов, общественных организаций, и установить порядок, обеспечивающийход поступательного развития. Второй: на местной почве не может привитьсячуждая ее природе англосаксонская модель демократии. Стране надлежит избратьособый путь, с учетом ее исторических особенностей и специфики. Продолжательдело своего отца Вальенилья Ланс-младший, обслуживавший авторитарный режимсередины XX века, делалвывод: «Социальный порядок, политическая стабильность, прогресс и экономическоепроцветание могут быть гарантированы длительным пребыванием у властивлиятельной личности, сознающей нужды народа, устанавливающей мир во всеобщемсогласии, личности, которую воля большинства ставит выше принципа сменяемостируководства».

Характеризуя эпоху Гомеса,венесуэльский ученый Рафаэль Гальегос Ортис подчеркивал: «Гомес отрезал нас от цивилизации.Венесуэла представляла собой потерянную главу истории. Политические свободы,синдикализм, всеобщее голосование, свобода мысли пришли к нам поздно, словно вповозке, запряженной буйволами. Пока другие страны пользовались плодамидемократии, мы прозябали в условиях примитивного диктаторского застоя».

Как показал ход дальнейшегоразвития, черты каудильизма прочно укоренились в политической культуре венесуэльскогообщества, несмотря на сорокалетнее функционирование институтов представительнойдемократии со всеми их достижениями и изъянами.

Придя к власти в феврале 1999года конституционным путем, венесуэльский лидер Уго Чавес решительно порвал синститутами прошлого, на смену двухпалатному Национальному конгрессу пришлаоднопалатная Национальная ассамблея. Чавес добился принятия новой конституции,предусматривающей увеличение президентского срока с 5 до 6 лет, и права наизбрание вторично непосредственно по завершении предыдущего мандата, чего непозволял прежний Основной закон. Завоевав в декабре 2006 года право оставатьсяв своем кресле вплоть до конца 2012 года, по прошествии 12 месяцев он инициировалреферендум об увеличении полномочий высшего должностного лица до 7 лет и овозможности его переизбрания неопределенное количество раз. Под это подводитсясвоеобразная «теоретическая» база. Так, Чавес утверждал: «Полагаю, если народпожелает, то нельзя лишать его возможности избрать любого соотечественника втретий, четвертый, пятый или шестой раз, чтобы тот мог управлятьгосударственным кораблем». При этом он опирался на тезис, выдвинутыйаргентинским социологом Норберто Сересоле, который утверждал по одному изповодов, что граждане избрали не просто президента, а национального лидера.

Чавес осуществляет строительствотак называемой партисипативной демократии, которая на практике привела ксуперпрезидентской республике, доминированию исполнительной власти, подмявшейпод себя все остальные ветви власти, превратив их в органы, беспрекословноштампующие решения, спускаемые с самого верха. Нельзя не согласиться с мнениемвенесуэльского исследователя Хосе Корралеса, сделавшего принципиальный вывод:«Чавес добился абсолютного контроля надо всеми государственными институтами, которыемогли бы уравновешивать его полномочия». Пример Уго Чавеса со всей очевидностьдемонстрирует, как в современных условиях, используя демократические процедуры,воспроизводится в слегка модифицированном виде пресловутый феномен каудильизма. 

Но было бы неверным полагать,будто каудильизм - это явление сугубо латиноамериканское - он живуч и поныне,проявляясь на различных континентах в формах специфических для каждой страны. Общимдля этих проявлений является длительная авторитарная власть харизматическойличности, активно прибегающей к популистскому инструментарию. А также –воздействие на политическую культуру страны, не ограничивающееся периодомсуществования этой власти.

См. также:

  • Америко Мартин. Каудильо Чавес и новая утопия
  • Альваро Варгас Льоса. Популизм возвращается?
  • Хавьер Корралес. Диктатор нового типа
  • Эмиль Дабагян. Колумбия: успех на фоне кризиса
  • Эмиль Дабагян. На грани распада
  • Эмиль Дабагян. Время освобождать заложников
  • Эмиль Дабагян. Освобождение от «Колорадо»
  • Эмиль Дабагян. Под гражданским давлением
  • Эмиль Дабагян. Конституционные реформы по-латиномерикански
  • Эмиль Дабагян. Испытание для первой леди
  • Эмиль Дабагян. От экономического роста к тюремной камере
  • Эмиль Дабагян. Уго Чавес на мировой арене
  • Эмиль Дабагян. Интеграция по-латиноамерикански
  • Эмиль Дабагян. Федерализм по-латиноамерикански
  • Эмиль Дабагян. Левая волна на экваторе
Дабагян Эмиль
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).