Букинисты торгуют книгами на набережной Сены в Париже с XVI века. Французское слово «букинист» вошло во многие языки мира, в том числе в русский и английский. Но в 2020 году из-за пандемии коронавирусной инфекции парижские букинисты оказались на грани разорения. Пересказываем статью The New York Times о том, как им удается выживать в пандемию.
Дует легкий ветерок, и Жером Калле оборачивает в целлофан подержанную биографию Робеспьера, изящно взмахнув рукой, чтобы прикрыть бордовый кожаный переплет. Затем он кладет книгу рядом с увесистым фолиантом о Талейране (Шарль Морис де Талейран-Перигор — бывший министр иностранных дел и международного развития Франции, жил в начале XIX века) на темно-зеленом стенде книжного магазина, расположенном на набережной с видом на Сену.
Небо ослепительно синее, а солнце окрашивает лица горгулий на Пон-Нёф в розовый цвет, недалеко от места, где месье Калле продавал запылившуюся классику бесчисленным посетителям на протяжении последних 30 лет.
К Калле приходили парижане и туристы со всего мира, чтобы посмотреть его витрину и коллекции около 230 других книжных торговцев, которые расположились по обоим берегам Сены на протяжении более шести километров.
Но с принятием медико-санитарных мер для ограничения распространения коронавируса и сокращением числа прохожих и посетителей будущее продавцов подержанных книг может оказаться под угрозой. Местные жители опасаются, что эта профессия с многовековой историей, столь же символическая для Парижа, как Лувр или Нотр-Дам, исчезнет.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Habitat Parisien (@habitatparisien)6 Авг 2020 в 3:00 PDT
«Мы пытаемся не допустить, чтобы эта лодка затонула», — говорит месье Калле. Он также возглавляет ассоциацию букинистов (Association des bouquinistes). Шестидесятилетний мужчина с тревогой смотрит на ряд закрытых киосков на набережной Конти, прямо напротив оконечности острова Сите. «Но из-за Covid у нас почти не осталось клиентов», — добавляет он.
Основную часть дохода букинистам приносят туристы. 28 октября во Франции объявили новый общенациональный локдаун на месяц, но покупателей подержанных книг не хватало и до этого. Парижане практически перестали заниматься своим излюбленным времяпрепровождением — фланерством: бесцельные прогулки ради удовольствия от наблюдения за городской жизнью стали практически невозможны в этом году из-за карантина и комендантского часа. Так букинисты лишились и туристов, и своих постоянных клиентов среди парижан.
В этом году продажи у букинистов упали в среднем на 80 %, говорит месье Калле. Многие продавцы бедствуют, особенно те, кто специализировался на продаже не книг, а сувениров — брелоков с Эйфелевой башней, кружек с изображением Моны Лизы и всего того, что так соблазняет толпы туристов.
Теперь дни проходят, а продаж нет. Те, кому везет, продают товаров на €30 в день, отмечает месье Калле. Большая часть книжных магазинов на набережной между Нотр-Дамом и Пон-Рояль даже не открывается.