В Киргизии во всех колониях закрытого типа введено особое положение после бунта, который вспыхнул в исправительной колонии № 31 в селе Молдовановка, - это 10-15 километров от Бишкека. Об этом заявил журналистам в пятницу пресс-секретарь Главного управления исполнения наказаний Киргизии Сергей Сидоров. "Из всех без исключения колоний закрытого типа персонал и сотрудники выведены за пределы учреждений. При этом максимально усилены меры по обеспечению охраны объектов и несению караульной службы", - сказал он.
По словам Сидорова, "оперативная обстановка в исправительных учреждениях Киргизии остается достаточно напряженной, но находится под контролем". Повода для привлечения каких-либо дополнительных сил правопорядка пока нет, личный состав ГУИН несет службу в усиленном режиме, сказал он.
По словам пресс-секретаря ГУИН, удалось установить лидера, организовавшего нападение на депутата во время бунта в Молдовановке, - это некий Абдулин Рустам, 1976 года рождения, по кличке Двадцатка. Следствие установило, что именно Рустам был "организатором и непосредственным исполнителем зверской расправы над прибывшими в колонию представителями государственного и гражданского сектора, стремящимися улучшить условия содержания осужденных".
По данным следствия, Абдулин первым стал стрелять из самодельного пистолета, убив депутата Тынычбека Акматбаева, возглавляющего комитет по законности и правопорядку киргизского парламента. Следующими жертвами Двадцатки стали помощник депутата и эксперт парламента Киргизии. Закрытую черепно-мозговую травму получил представитель специализированной прокуратуры Киргизии.
Прибывший в колонию вместе с Акматбаевым начальник ГУИН Киргизии Икматула Полотов получил сквозное ранение в голову и большое количество телесных повреждений. Он скончался в национальном хирургическом центре Бишкека вечером 20 октября.
Ранее бишкекский телеканал "НТС" сообщал, что первым открыл огонь из пистолета Макарова депутат Акматбаев, он целился в криминального авторитета по кличке Джон. Одновременно и помощник депутата открыл огонь по толпе заключенных, вышедших на переговоры. Не испугавшись выстрелов, зеки набросились на депутата и растерзали его вместе с телохранителями. У заключенных отсутствовало оружие. Таким образом, существует версия, что депутат был не расстрелян, а забит толпой до смерти.
Как утверждают очевидцы, приказ убить депутата отдал "вор в законе" Батукаев, который имел враждебные отношения с братом погибшего депутата - криминальным авторитетом Рыспеком Акматбаевым.
Бунт в колонии, где содержатся 450 заключенных и единственный в республике "вор в законе" Азиз Батукаев, вспыхнул 19 октября. Служебный персонал покинул территорию колонии, которая была оцеплена сотрудниками подразделений ГУИН и спецназом.
Мятеж заключенных был подавлен после прибытия в колонию премьер-министра Киргизии Феликса Кулова. Он лично зашел в колонию и в категоричной форме потребовал выдать тела убитых и раненого начальника ГУИН.
Президент Киргизии Курманбек Бакиев поручил руководителям силовых структур республики провести тщательное расследование причин происшествия.
Когда в колонии начался бунт, омбудсмен Киргизии Турсунбай Бакир уулу заявил, что ситуация в колониях республики в любой момент может выйти из под контроля. "Существует опасность повторения Андижанских событий, поскольку за последнее время в республике произошел ряд бунтов в местах лишения свободы и ожидаются новые", - заявил он на брифинге в Бишкеке.
В Киргизии - семнадцать колоний для осужденных, в них содержатся около двадцати тысяч человек. Из-за тяжелых условий содержания в "зонах" часто возникают бунты. 13 сентября 2005 года Турсунбай Бакир уулу официально заявил, что в первой половине сентября в местах лишения свободы произошло несколько бунтов.
На днях в интервью агентству "Фергана.ру" киргизский омбудсмен рассказал, что в местах заключения страны царит голод: государство выделяет только 65 центов на питание на одного заключенного в день. По его словам, в отличие от России и Белоруссии, в Киргизии 99% колоний не имеют производственных предприятий, поэтому заключенным нечем заниматься. "Они деградируют, устраивают "разборки", организуют бунты и различные конфликтные ситуации. А это очень опасно для безопасности страны. Потому что государство, не решая проблемы заключенных, создает условия для недовольства, и этим в любой момент могут воспользоваться криминальные авторитеты", - говорил омбудсмен.