Впоследние годы в китайской прессе и Интернете каждая годовщина Чернобылявызывает волну обсуждений – или воспоминаний.
«В этот день 20 лет назад беспрецедентная авария,произошедшая на атомной электростанции, навсегда связала в нашем сознании слова: «Чернобыль» и «трагедия». – Так начинается одна из самых ранних – и самых яркихкитаеязычных онлайн-публикаций на тему Чернобыля. Она появилась весной 2006года на крупном новостном портале по случаю двадцатой годовщины аварии наЧернобыльской АЭС. – Холодным утром 26 апреля 1986 года в четвертом энергоблокеатомной электростанции, расположенной на территории республики Украина бывшегоСоветского союза, произошел взрыв. Радиоактивное загрязнение, которое повлеклаза собой авария, в 400 раз превышает показатели радиации после бомбардировокХиросимы. Сегодня двадцатая годовщина со дня Чернобыльской аварии. Минулодвадцать лет – и что же происходит сЧернобылем в эти дни? Перед каким выбором авария поставила человечество? Заставитли страх отказаться от использования ядерной энергии?»
Стоитотметить, что 5 лет назад китайцев интересовало не столько реальная историяаварии, сколько ее художественное и эмоциональное осмысление. Так, в статье«Возвращение в Чернобыль – встреча с духами смерти» находим патетическоеописание чернобыльского пейзажа: «Приупоминании самой страшной в истории человечества ядерной катастрофы, людииспытывают только страх. Меж тем, первое впечатление от Чернобыля – захватывающаядух красота пейзажа: в густом тумане раннего украинского утра лучи восходящегосолнца пронзают густую рощу, колеблются серебряные стволы берез, едвапозолоченные листья деревьев и пышные ветви стройных сосен, прозрачный светструится с голубого неба, изукрашенного белыми облаками, словно стоящими настраже этого первозданного рая. Однако трудно не заметить висящие повсюду красно-желтые треугольники –знаки высокого уровня радиации, напоминающие о прошлом…» Слово«рай» здесь неслучайно, это не только метафора девственной земли, но и отсылкак популярной тогда теме «Город-призрак – рай для диких животных»: исследователиобнаружили, что авария и последовавшее за выселение людей положительносказались на экосистеме Чернобыльского радиационно-экологического заповедника.
Картыраспространения загрязнений, фотографии и другие визуальные материалы едва лине преобладают над текстом. Описания заброшенных домов и пустынных улицпокинутого «города-призрака», или «города смерти», всегда снабжаютсяфотографиями. Наиболее частые сюжеты: брошенные игрушки, разбитые куклы, напоминающиеизувеченные трупы людей, знаменитая труба, пустое колесо обозрения и…многочисленные детские мутации. В этом перечисление легко заметить преобладание«детской» темы. Это известный на Востоке прием нагнетания ужаса: самая страшнаяличная трагедия для человека – трагедия его ребенка.
Рядом сповествованием о мертвом городе находим историю «Земли обетованной» – новыхпоселений вблизи атомной станции. Китайцы, с присущим им обостренным чувствомродины, с восхищением рассказывают о людях, вернувшихся в покинутые дома.«Радиация не страшна, главное – умереть там, где родился», – говорит героинядокументального фильма о Чернобыле, потерявшая при аварии обоих сыновей и, темне менее, вернувшаяся в опасную зону.
По сравнениюс мистическими описаниями «города смерти» и ее обитателей, упомянутый фильмпредставляет еще более глубокую степень отчуждения, дистанцирования от реальныхисторических событий. «Чернобыль:20 лет черных воспоминаний» вышел в апреле 2006 года на гонконгскомтелеканале «Фэнхуан». Во время работы над лентой группа китайских журналистовпобывала на Украине – в Киеве и в районе Чернобыльской АЭС. Репортажи с местасобытий ведет беспрестанно улыбающаяся девушка,почти ровесница Чернобыльской катастрофы, видимо, олицетворяющаянепосредственное восприятие. Комментирует события режиссер фильма, вероятно,воплощающий опыт и мудрость. В первые мгновения мы видим, как молодая ведущаярезво скачет по киевской Площади независимости, приговаривая: «С момента авариипрошло вот уже 20 лет, наверняка что-нибудь да придумали…»
Дальнейшие70 минут она скачет неподалеку от Чернобыльской АЭС и по близлежащим поселкам,расспрашивая каждого встречного о прошлом и настоящем. В это время режиссерфильма из Гонконга восхищается силой русского и украинского характера. Поудивительному стечению обстоятельств, все сюжеты с местным населением повторяютосновные китайские стереотипы относительно граждан Советского Союза: вотогромный седобородый мужчина Владимир пьет водку с друзьями; вот инженерВасилий, который всегда мечтал работать на передовой когда-то ЧернобыльскойАЭС, и только сейчас получил такую возможность, потеряв семью («он показал мнефотографию красивой русской женщины…это была жена, которая оставила его»); а вот Антонина Ивановна («у меня появилосьтеплое чувство, словно мы давно знакомы»), вернувшая в родной дом, несмотря наугрожающий уровень радиации…
Недалекоот журналистов телеканала «Фэнхуан» ушел некий борец за мир во всем мире,который, желая «собственными глазами увидеть, насколько красота разрушенияспособна повергнуть человека в отчаяние», играет в столь популярную в Китаекомпьютерную игру «ТеньЧернобыля». По признанию автора, эта игра перевернула его представление омире.
Неизвестно,как далеко зашел бы этот процесс эстетизации и… профанации событий Чернобыльской аварии, если бы неновая катастрофа. Авария на АЭС «Фукусима» произошла так внезапно и так близкоот Китая, что тема Чернобыля в одно мгновение вновь приобрела актуальность.Новая волна обсуждений и воспоминаний росла буквально на глазах. Что изменилосьпо сравнению с моментом, когда тема Чернобыля впервые оказалась в поле вниманиякитаеязычного Интернета?
Сновавозник интерес к причинам аварии и реакции правительства. Вышли на свет переведеннаяс английского или написанная по западным источникам аналитика, такая как «Чернобыльскаяавария повлекла за собой распад Советского Союза» и др.
Чтокасается основных версий возникновения аварии, то обсуждаются по-прежнему две: ошибкасотрудников АЭС и недостатки конструкции реактора. Правда, проявиласьпотребность найти виновных. Например, автор сообщения «Почему послеЧернобыльской катастрофы жители близлежащих населенных пунктов пребывали внеизвестности» Ша Ин утверждает, что «глубинная причина трагедии естьзакостенелость советского бюрократического аппарата», а главный виновник аварии– академик А.П. Александров, который намомент аварии был доверенным лицом Горбачева по вопросам ядерной энергетики. Послухам, дошедшим до Ша Инна, сразу после того, как произошла авария,Александров заверил Горбачева, что беспокоиться не о чем, и выступил передПолитбюро со словами: «Ничего страшного не произошло, такие ситуации являютсянормальными для промышленного реактора, вы лучше выпейте водки, съешьтечто-нибудь, поспите хорошенько, проснетесь – и увидите, что ничего не случилось». Далее изобличаетсяпреступная деятельность Александрова. Распространяются аналогичные истории и одругих лицах той эпохи.
Именно отсутствиедостоверной своевременной информации и есть вопрос номер один, вызывающийнаибольшее возмущение среди участников дискуссии. Причем объектом критикиоказываются как отдельные лица, так режим в целом. «Это известное «достоинство»любого социалистического строя – открывать позитивные стороны и скрыватьнегативные…», - говорит автор очередной обзорной статьи о Чернобыле ВэйЧэн.
Чтодумают об этом остальные граждане социалистического Китая? Во всяком случае, сразупосле официального заявления Вэнь Цзяобао о том, что «Фукусима не превратитсяво второй Чернобыль и большой опасности для Китая не представляет», в китайскихблогах появились цитаты на эту тему из альтернативных источников, предупреждающихо риске получения высоких доз радиации и, вероятно, тяжелых последствиях аварии.«Урон, который могут нанести выбросы японскойатомной электростанции, хорошо документирован людьми, животными, птицами ирастениями, подвергшимися радиоактивному облучению во время Чернобыльскойаварии».
Неизменнымза последние годы осталось то, что над всеми остальными темами дискуссий вокругЧернобыля по-прежнему преобладают человеческие истории. Из нового – любоенапоминание об аварии на Чернобыльской АЭС неизменно приводит к разговору оЯпонии.