После объявления предварительных результатов воскресного референдума тысячи ликующих сторонников отделения Черногории от Сербии вышли на улицы черногорской столицы Подгорицы. Предварительные результаты голосования показали, что им удалось заручиться поддержкой 55,3% голосовавших. Перевес, впрочем, минимальный: по договоренности с Евросоюзом для отделения от Сербии необходим минимум в 55% голосов.
Тем не менее один из главных архитекторов независимости черногорский премьер Мило Джуканович объявил, что его страна проголосовала за независимость от Сербии. В то же время лидер блока «За сохранение союза Сербии и Черногории» Предраг Булатович призвал людей дождаться окончательных результатов голосования. Он считает, что лидируют его сторонники.
На референдуме черногорцы отвечали на вопрос: «Желаете ли Вы, чтобы Черногория стала независимым государством и субъектом международного права?». Явка избирателей оказалась очень высока, при необходимых 50% на участки для голосования явились 86% черногорцев, имеющих право голоса. Представители ЕС, наблюдавшие за голосованием, сказали, что референдум в целом прошел в демократических условиях. Но наблюдались и некоторые инциденты: были замечены попытки сжечь несколько урн с бюллетенями в Подгорице, намерения подкупить избирателей в приморском городе Бар и потасовки в некоторых городах.
Ожидается, что окончательные результаты будут объявлены уже в понедельник, однако процесс подсчета может затянуться. За подсчетом будут следить как представители объединенной Европы, так и балканские общественные организации.
Интрига сохранится до последнего момента: в вопросе выхода из союзного государства Сербия и Черногория черногорцы разделились примерно поровну, а перед голосованием в республике шла настоящая торговля голосами. Если предварительные результаты подтвердятся, это будет означать окончательный распад бывшей Югославии.
Ранее Черногория считалась самым надежным партнером Сербии. В начале 90-х, когда курс на независимость выбрали Босния и Герцеговина, Словения, Хорватия и Македония, жители самой маленькой югославской республики проголосовали за сохранение союза с Белградом, причем почти единогласно. В 2003 году, после распада Югославии, было создано государственное сообщество Сербия и Черногория с трехлетним мораторием на референдум по вопросу независимости. С тех пор настроения черногорцев изменились.
Сторонники отделения Черногории обосновывают свою позицию тем, что у каждой из республик разные валюты и налоговые системы, собственная полиция и службы безопасности – так что это сообщество существует, по их мнению, только на бумаге. Кроме того, нынешнюю ситуацию они воспринимают как преграду на пути в EС: из-за отказа Белграда выдать Гаагскому трибуналу Ратко Младича Евросоюз наказывает и Сербию, и Черногорию. После выхода из союзного государства Черногория сможет интегрироваться в союзное государство, считают сторонники независимости.
Против выхода из состава федеративного государства выступают сербские политики, руководство православной церкви, а также черногорцы из граничащих с Сербией регионов, в то время как сторонники отделения – это жители прибрежных районов.
Референдум о дальнейшем политическом статусе Черногории проходит в весьма неблагоприятный для Белграда момент, заявил ранее один из ведущих политических аналитиков в Белграде Мирослав Лазански. Во-первых, в настоящее время идут переговоры по решению косовской проблемы, а во-вторых, со дня на день Европа ожидает выдачи Гаагскому трибуналу генерала Ратко Младича.
В случае провозглашения Черногорией независимости возникнет совершенно новая ситуация, считает он. В частности, будет необходим пересмотр резолюции Совета Безопасности ООН номер 1244 в отношении автономной провинции Косово и Метохия, поскольку в этом документе Косово определено как часть государственного сообщества Сербии и Черногории.
Кроме того, большинство черногорцев, находящихся на государственной службе в Сербии, а также руководители частных предприятий, студенты-черногорцы на территории Сербии автоматически превратятся в граждан иностранного государства со всеми вытекающими из этого последствиями, подчеркивает эксперт. Возникнут проблемы и с содержанием дипломатических представительств Сербии и Черногории в зарубежных странах.
Выход Черногории из состава сообщества грозит и тем, что Сербия потеряет выход к Адриатическому морю, через порты которого в Черногории осуществляется поставка значительного объема экспортных товаров в Европу. В ответ на это Сербия может перекрыть для Черногории свои сухопутные магистрали, и тогда этой республике придется искать пути в Европу через Албанию и Хорватию.
В любом случае, считает Лазански, каким бы ни был исход референдума, Белграду и Подгорице предстоит сесть за стол переговоров и придти к соглашению по вопросу дальнейшей судьбы двух республик.
Результаты референдума показывают отсутствие единодушия по вопросу независимости в черногорском обществе, отметила в интервью «Полти.ру» доктор исторических наук, председатель Совета Средиземноморско-Черноморских проблем Института Европы РАН Алла Язькова. По ее мнению, выход из союза с Сербией может иметь для Черногории весьма серьезные негативные последствия в сфере экономики и даже привести к серьезному кризису. Язькова отметила, что у Черногории нет серьезного экономического потенциала, а расчет на курортную зону, даже с учетом потенциальных инвестиций, может не оправдаться, поскольку инфраструктура региона требует серьезных капиталовложений, что усугубляется отсутствием нормального транспортного сообщения.
Для Сербии основным негативным моментом является то, что с выходом из союза Черногории она лишается последнего выхода к морю, однако экономический потенциал Сербии значительно больше, и по этой причине для нее развал союза будет не столь болезненным, сказала Язькова.
Однако главные негативные последствия выхода Черногории из союза, по мнению эксперта, лежат не в экономической, а в политической плоскости. Она убеждена, что распад союза Сербии и Черногории надо рассматривать в контексте преобразований, которые начались 15 лет назад в 1991 году. Прошедший референдум стал очередным этапом развала федеративной республики Югославия, однако, по всей вероятности, не последним. Язькова подчеркнула, что далеко идущим последствием отделения Черногории может стать подвижка в разрешении косовского конфликта в пользу независимости Косова, поскольку, согласно решению Совбеза ООН, Косово вошло в состав Союза Сербии и Черногории, а не в состав республики Сербия. После отделения Черногории и фактического распада союза у Косова появились реальные основания на обретение независимости. Результатом создания независимого албанского государства может стать массовая эмиграция из Косова этнических сербов, которых там проживает около 170 тысяч, и других национальных меньшинств. Это, в свою очередь, по мнению Язьковой, может повлечь за собой новые конфликты на Балканах, вплоть до вооруженных.