будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Европа Евросоюз коронавирус общество экономика
Июль 12, 2025
Мир

Что будет с Европой после пандемии?

Что будет с Европой после пандемии?
kobu-agency-Q0cm4L_Mvws-unsplash
Photo by KOBU Agency on Unsplash

Графики заражений в большинстве стран Европы сейчас идут вниз и даже тянутся к нулю. Во время пандемии там было принято немало мер, которые идут вразрез с самой идеей единой Европы, — например, закрытие границ. Сейчас некоторые страны постепенно открывают границы, некоторые не торопятся. Кризис выявил несколько четких тенденций, с которыми ЕС будет жить в обозримом будущем. Какой же будет Европа после пандемии?

Прогнозы потерь

Потери пока сложно подсчитать — их пока можно лишь прогнозировать. Последние прогнозы подготовили Европейская комиссия (высший орган исполнительной власти Евросоюза) и Европейский центральный банк. Еврокомиссия считает, что  ЕС вошел в самую глубокую за его историю рецессию. Пандемия ввергла экономику в спячку, сокращение ВВП составит 7 %, а в зоне евро — 7,7 %. 

Еврокомиссия подчеркивает, что это симметричный шок, то есть все страны в одинаковой степени пострадали. Политику общих — симметричных, и необщих — ассиметричных шоков пояснила на недавней научной конференции «Европа в обозримом будущем: возможные сценарии» Ольга Буторина, заместитель директора Института Европы РАН. Если страны, которые входят в валютный союз, испытывают симметричный шок, монетарные власти, а именно ЕЦБ, могут применить те инструменты, которые будут полезны в одинаковой степени всем государствам-членам. В случае, если шок асимметричный, Европейский центральный банк сам решает, помогать или нет. 

Так, например, ЕЦБ принял меры для поддержки Германии при ее объединении и ничего не сделал для Финляндии, которая в 1990–1991 годах из-за распада СССР попала в ситуацию асимметричного шока, — она должна была спасать себя сама. 

«Еврокомиссия здесь выдает желаемое за действительное. По ее оценке, некоторые страны, например, Италия и Греция, упадут гораздо заметнее, чем остальные — до 10 % ВВП. Прогнозы ЕЦБ еще более пессимистичны: 5–12 % процентов спада», — отмечает Ольга Буторина. 

Пока слишком высока неопределенность. Комбинация факторов действительно сложная, потому что почти 10-летняя борьба за восстановление ситуации на рынках труда идет прахом: снова поднимается безработица, особенно в тех странах, которые оказываются наиболее уязвимыми, в частности те, для которых очень важен был туризм. Эта отрасль восстановится очень нескоро, если она вообще восстановится. Возврата к гиперглобализации в ближайшее время не будет, а это значит, огромные турлайнеры с туристами из Азии не скоро начнут входить в порты Испании или Италии. То же самое касается зрелищных мероприятий. ЕЦБ констатирует, что восстановление после кризиса 2008–2009 годов было неполным практически во всех странах Еврозоны и теперь подкошено новым кризисом пандемии.

Основные тренды

Сейчас много апокалиптических прогнозов о гибели глобализации, о гибели либерализма и даже демократии. По мнению Руслана Гринберга, научного руководителя Института экономики, эти прогнозы не беспочвенны.

«Действительно, есть совпадение различных вызовов — геополитического, социального, климатического, плюс пандемия — всё это делает наше будущее по меньшей мере очень туманным», — отметил ученый. 

Но есть, на его взгляд, и явные тенденции: отказ от гиперглобализации, принцип «Надежность важнее прибыльности», ренационализация, реиндустриализация, импортозамещение без всяких санкций, укрепление рыночной власти крупных компаний (хотя совсем недавно была политика развития малого и среднего бизнеса), региональная интеграция вместо глобализации, резкий рост государственной активности.

«Важно помнить, что нечто подобное уже было в 1930-е годы. Угроза 1930-х годов очень серьезна. Укрепление крупных компаний блокирует движение к более или менее нормальной конкуренции. Государство становится практически монопольным, но оно может быть абсолютно звероподобным без сдержек и противовесов, которые, кажется, начинают утрачивать свое значение даже в странах развитой демократии, не говоря уже о тех странах, где автократия сильно утвердилась. Если всё кончится хорошо, может быть, не будет никаких изменений. Я вспоминаю 2008–2009 год, когда тоже много говорилось, что так больше жить нельзя, что нужен новый порядок, мы должны вернуться к реальному сектору, прекратить господство финансового капитала, но ничего не произошло, за исключением, может быть, какой-то борьбы с офшоризацией. А в основном всё осталось по-прежнему, и это грустно. Я поэтому думаю, что чем глубже катастрофа, тем больше шансы на создание нового социального государства. Сколько я себя помню, мы всё время ждем конца Европы, многие со злорадством говорят об этом. Но Европа продолжает оставаться оазисом лучшего социального устройства», — считает Руслан Гринберг.

Риски для Евросоюза

Петер Хамлик, старший советник Института международного сравнительного анализа экономики (Вена), сказал на конференции в Институте Европы РАН об основных рисках, с которыми в ближайшее время столкнется ЕС.

Возврат к национализму. Это очень опасное движение, которое ведет к тому, что восстанавливаются национальные границы внутри Евросоюза. Можно надеяться, что это была промежуточная мера, и скоро всё изменится — вопрос, когда?

Отказ от всех мероприятий, связанных с изменением климата. Сейчас это везде отошло на второй план, может быть, по понятным причинам. Но не факт, что к этой повестке оперативно вернутся.

Серьезные различия в подходах и конфликты внутри ЕС. Это конфликт между Востоком и Западом Евросоюза. Новые члены ЕС, которые вступили в Евросоюз в 2004–2007 годах, имеют совсем другие взгляды и приоритеты, чем Старая Европа — Германия, Австрия, Нидерланды. Из-за кризиса этот конфликт по разным причинам будет усугубляться.

Еще один геополитический конфликт — между Севером и Югом. Италия, Испания, Греция, частично Франция имеют другие взгляды на решение последствий кризиса.

Еще один тренд — ускорение технологического развития, цифровизации. Мы больше будем работать дома, и это имеет важные последствия для всех стран и обществ не только в Евросоюзе. В Австрии и других странах дискутируются технологии слежения за передвижением людей, якобы чтобы лучше бороться с вирусом, но все понимают, что цели могут быть и другие — например, слежение за сотрудником на удаленке. А за этим — и другие.

Пограничный контроль в рамках ЕС — важная и негативная тенденция, она не соответствует самой идее Евросоюза, и борьба с вирусом — это лишь повод, чтобы разрушить пространство свободного передвижения в рамках Шенгенской зоны. Буквально на днях 4 небольшие страны ЕС — Словения и прибалтийские страны — отказались от контроля на границе, но другие страны, например, Германия, более осторожно относятся к отмене этой меры, хотя повода для этого контроля уже практически не существует.

Конфликт между ЕЦБ и Бундесбанком (ЦБ Германии), конфликт между решением суда и германского Конституционного суда — это большой удар по единству политики Евросоюза. Речь идет о решении Конституционного суда Германии в Карлсруэ, который поставил под сомнение законность действий ЕЦБ. Банк пять лет назад начал скупать государственные облигации стран зоны евро. Как считает КС Германии, это происходило в нарушение законодательства, и Германия отвела три месяца на то, чтобы ЕЦБ обосновал свои действия. Это крупнейший за десятилетия конституционный конфликт, который еще не разразился в полной мере, но может разразиться.

И, наконец, использование кризиса правыми и либеральными политиками в своих целях — это, по мнению Хамлика, очень опасный тренд.

Германии за всё отвечать

Судя по всему, разбирать возникшие проблемы придется, как всегда, Германии. Тем более что страна стала примером успешной борьбы с вирусом (в Берлине — 186 умерших), а также с его первичными последствиями. Как рассказал научный директор Германо-Российского форума Александр Рар, Германия сразу поддержала свое население, разливая деньги как лейкой всем гражданам, давая краткосрочные работы, за которое платило государство — и всё это успокоило людей.

«Авторитет правительства резко возрос. Рейтинг Меркель в марте был 95 %. Германия стала сильнее, она может без ущерба наращивать долг и использовать деньги для подъема экономики. Германия выглядит лучше и на фоне Америки, завоевала очки на западе, потому что социально–рыночная система Германии показала свою силу», — сказал Рар. 

Теперь Германии предстоит председательство в ЕС в это тяжелое время. Судя по всему, Германия будет сверять часы с Макроном, который предлагает новую европейскую стратегию безопасности. А самое главное — нужно будет заниматься собирательством земель. 

«В ЕС много проблем, которые нужно решать: национальные государства забрали власть себе от Брюсселя, сегодня ЕС как структура почти не действует. Общие финансы — будут или нет, это будет ключевой вопрос во второй половине этого года. Германия и все другие страны будут возвращаться к формам протекционизма, так как Китай и Америка в своей торговой войне будут заставлять это делать. Сейчас все подсчитывают убытки — они катастрофические. Многие обеднеют, и социальных возможностей будет гораздо меньше. России нужно ставить на Германию — она выходит из кризиса самой сильной и может стать ключевым партнером», — считает Рар.

В недавней статье New York Times упоминает, что Германия и Франция договорились создать фонд на 500 млрд евро, чтобы помочь странам ЕС, наиболее опустошенных кризисом.

«Столкнувшись с эпидемией, которая разбомбила экономику Европы, г-жа Меркель и г-н Макрон, которые долго не воспринимали друг друга, вытащили старый франко-германский мотор из гаража и вновь запустили его», — метафорично отметило издание.

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).