будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Мир
Черноморский Павел

Даже талантливый политик-менеджер не придет в Кремль вне кланов-

Выборы губернаторов, прошедшие 7 сентября в трех российских регионах, как и предполагалось, не принесли никаких сюрпризов. Похоже, федеральный центр заключил с региональными баронами не просто перемирие, а союз, главная цель которого гарантировать нужные результаты на выборах. Путин начинал свое правление с жесткого наступления на региональную вольницу. Теперь Кремль предпочитает договариваться с теми, в чьих руках административный ресурс. Российская «управляемая демократия» по-прежнему во многом зиждется на системе сдержек и противовесов. Об этом «Полит.ру» рассказывает известный российский эксперт Николай Петров, член научного совета Московского Центра Карнеги, координатор проекта «Российская внутренняя политика и политические институты».

Как и предполагали почти все эксперты, действующие лидеры регионов Михаил Прусак и Эдуард Россель оказались по итогам голосования первыми. Прусак и Полежаев уже точно сохранят кресло, Росселю же еще предстоит второй тур, итог которого, однако, представляется весьма очевидным. Чем интересны эти два региона в контексте большой российской политики?


Именно эти регионы традиционно считаются наиболее демократичными в российской провинции. Новогордская область переняла звание этакой витрины демократии после Нижнего Новгорода v и во многом благодаря образу губернатора-демократа Прусака, начинавшего карьеру в Межрегиональной депутатской группе. С другой стороны, этот имидж был связан с хорошим инвестиционным климатом, с приходом иностранного бизнеса в область и с очень грамотной пиар-компанией, развернутой местной элитой вокруг этих достижений. На самом же деле, если посмотреть на непосредственные результаты новгородских выборов, то выяснится, что они весьма далеки от любых самых смягченных и приблизительных представлений о современной демократии. «Инкумбент», то есть правящий губернатор, получает здесь стабильно больше 90% голосов, и это однозначно свидетельствует об отсутствии даже следов реальной политической борьбы. Вслед за изменением отношения Кремля к третьему сроку губернаторов, Прусак имеет все шансы стать самым большим долгожителем среди российских региональных баронов. Придя к власти в 1991 году, он уже дважды переизбирался. Второй важный момент хорошо иллюстрирует общую ситуацию в отношениях Кремля с региональными элитами. Прусак довольно строптиво вел себя с самого старта путинских реформ, он довольно резко высказывался в адрес федерального центра, и, казалось бы, Кремль был заинтересован в его удалении. Но сейчас эта задача, как видно, перед Кремлем не стоит. Явно достигнуто соглашение между губернатором и Администрацией Президента. Прусак руководит местным отделением партии «Единая Россия», что тоже весьма показательно. В свою очередь, вероятно, от него потребуется поддержка или невмешательство в дела власти на декабрьских и мартовских федеральных выборах.

А Екатеринбург? Профессиональные политологи говорят, что это настоящая цитадель демократии. Между тем губернатор Россель славится крайне авторитарным стилем правления-


Это немного другой случай. Екатеринбург это тоже демократический регион, но не потому, что Россель пользуется славой либерала и демократа, скорее вопреки этому обстоятельству. Здесь есть реальная политическая конкуренция, довольно жесткая борьба, взвешенный баланс сил между законодательной и исполнительной властями. Как следствие этого v меньшая затхлость элит и стратегическая предсказуемость местного политического истеблишмента. Большинство экспертов не сомневалось в победе Росселя. Он примерно в том же положении что и Прусак, с той лишь разницей, что его регион идет третьим в рейтинге областей по производительности, что придает понятный вес любому высказыванию этого политика. Россель с самого начала воспринял в штыки федеральную реформу Кремля и достаточно резко повел себя по отношению к местному полпреду. За это он был в свое время наказан. Урал v самый маленький федеральный округ, всего шесть регионов. За все время после начала реформы прошло уже пять генераций президиума Госсовета, в котором региональные лидеры представляют на полгода свой федеральный округ. Очередь до Росселя так и не дошла. Пять его коллег-губернаторов за это время уже отметились, представляя Уральский регион. А Росселя не было. И все же пару месяцев назад между Росселем и федеральным центром был заключен договор о союзе. Все конфликты были забыты, Кремль оставил свои попытки найти сильную замену Росселю (ранее ставку делали в первую очередь на кандидатуру мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого). Россель пришел на выборы как «кандидат -Единой России-». В общем, на Урале возобладали прагматичные позиции, особенно понятные в перспективе скорых выборов.

Как вы полагаете, кто явился инициатором этих контактов на замирение центральных и региональных элит? Кто был более заинтересован, в том, чтобы Кремль и губернаторы сумели договориться?


Это был взаимный процесс. И губернаторы оказались живучи и способны на диалог с Кремлем, и сам Кремль не стал ставить своей задачей смену всех губернаторов, предпочтя договориться. Последнее, что нужно отметить- Выборы в Новгороде и в Екатеринбурге это, конечно же, не среднестатистические выборы. Сильные губернаторы могут позволить себе заключать индивидуальные договоренности с Кремлем и получать от центра поддержку. Что касается Леонида Полежаева, омского губернатора, то тут нельзя сказать, что он сильно влиятелен и известен в политической плоскости. Он абсолютный регионал. В Омске наблюдается стабильная политическая ситуация, позиции губернатора тоже достаточно сильны. Вероятность его победы была очень велика с самого начала кампании и получила подтверждение. Омский регион не находится в особенном фокусе внимания центра. Омск не так промышленно могуч как Свердловск. Да и сам Полежаев не ведет себя как федеральный политик.

Губернатора Полежаева часто в шутку называют «региональным менеджером -Сибнефти-», намекая на давнюю близость этой компании и главы области, в которой «Сибнефть» активно разрабатывает нефтяную отрасль. Взаимоотношения региональных баронов и олигархических корпораций v тема едва ли менее важная, чем «регионы и Кремль». Намечаются ли в этой сфере какие-то показательные и новые тенденции?

Да, позиции «Сибнефти» в Омске фактически монопольные. Там нет бизнес структур, способных конкурировать с этой компанией. Другое дело, что страна на региональном уровне сейчас находится в интересном процессе, когда крупный бизнес играет гигантскую роль в определении местной политики и в проведении выборов. Мы еще станем очень скоро свидетелями ситуации, когда губернаторы нынешней самой распространенной породы будут уходить не только потому, что они противоречат интересам Кремлю, но и потому, что их бизнесовые кураторы из олигархических кланов будут нуждаться в омоложении крови местного начальства. Крупным корпорациям будет просто выгоднее вложить деньги в замену старого губернатора новым, старый со временем обходится все дороже и дороже. Цена перевыборов будет возрастать по мере накопления усталости народа от старых начальников.

Как обстоят дела у региональных коммунистов?


Я думаю, что в большинстве регионов коммунисты сегодня играют ту же роль, что и в федеральном центре. Они своего рода прирученная оппозиция, в существовании которой заинтересована власть, которая не желает появления оппозиции неконтролируемой. С коммунистами давно прочертили границу, которую те и не переступают. В рамках этих границ происходит мирное сосуществование режима и его левых критиков. В регионах, правда, есть некоторые подвижки, скажем, связанные с омоложением части лидеров КПРФ. В свое время коммунисты повсеместно выдвигали своих секретарей обкомов в Думу. Эта линия привела к кормилам реальной партийной власти молодых членов партии, которые оставались на местах и решали вопросы. Заслуженные партийные боссы стали обживаться в депутатских кабинетах в Москве, и им легко нашлась замена. В рамках ниши, отведенной КПРФ властью, коммунисты сейчас находятся в весьма неплохой форме. Все слухи об их скорой смерти сильно преувеличены. Партия, я полагаю, еще долго будет выступать на региональных выборах, а кое-где и реально претендовать на часть властных полномочий.

Где-то месяцев десять тому назад в прессе активно муссировалась тема «похода во власть нового поколения менеджеров», очевидно спровоцированная победой на выборах в Красноярске Александра Хлопонина, выходца из олигархической структуры, который разбил номенклатурного зубра Александра Усса. С другой стороны, многие эксперты говорят о том, что в регионах во власть вот-вот ринутся представители среднего бизнеса, которые не готовы отдать свои области на растерзание крупным магнатам. Как связаны между собой, во-первых, сами эти две тенденции, и во-вторых, нынешние клановые расколы в Кремле?


Еще на прошлых выборах в Челябинской области все говорили о «молодых волках», которые недовольны сложившимся статусом-кво и готовы идти во власть, с тем чтобы перегрызть глотки и политическим «старым волкам», и хозяйственным боссам, представляющим, в том числе, и пресловутые олигархические корпорации. Мне кажется, что этот процесс закономерен. Он будет и в дальнейшем влиять на расклады. Что касается федерального центра, тот тут ситуация несколько сложнее. Обмен любезностями между разными кланами в Кремле, та ситуация, которую мы сейчас наблюдаем, в общем, понятна. Если говорить коротко, то есть «клан А», который хочет сохранить статус-кво и пытается как-то нейтрализовать конкурентов. А есть «клан Б», который хочет гарантировать себе собственность и рвется к власти. Второй клан состоит в значительной степени из нового среднего бизнеса (который моложе и слабее, чем бизнес олигархический, сложившийся при Ельцине) и чиновничьих пластов, пришедших во власть при Путине. Эти две группы «новых людей» заинтересованы друг в друге. В таких условиях мне кажется маловероятным, что какой-нибудь талантливый политик-менеджер, скажем, тот же Александр Хлопонин, сможет прийти в Кремль просто так, один, как конквистадор с мечтами о президентском венце, но вне планов того или иного клана. Ситуация ведь почти тотально контролируется игроками. Она не означает сохранение исключительно старых лиц, но абсолютно исключает возможность прихода человека извне. В том числе и потому, что сами принципы «управляемой демократии», механизмы ее избирательной машины заключаются в том, что в любой момент самого популярного кандидата, которого поддерживает массовый избиратель, а не элиты, можно остановить. Тут, знаете, очень хороший пример, v конечно же, генерал Лебедь. Как мы помним, Лебедь шел на Красноярские выборы для того, чтобы дальше двинуться на Кремль. Но в 1999 году, когда ему надо было по всем его планам идти активно на думские выборы, его очень легко остановили, вбросив в масс-медиа скандал о перерасходе средств на губернаторских выборах. Тогда его остановило то, что сейчас совершенно спокойно обсуждается в преломлении к губернаторским выборам Хлопонина и Усса, которым корпорации дали гигантские бюджеты, превосходящие лимиты, отпущенные даже для президентских, а не только губернаторских выборов. К слову, эта информация становится и неплохим средством для контроля амбиций того же Хлопонина, если его политические планы окажутся противоположными намерениям центральной власти.

Черноморский Павел
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).