будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Донецк Украина Петр Порошенко
Май 13, 2025
Мир
Левкин Андрей

День независимости – дело рамочное

День независимости – дело рамочное
poroshenko
Петр Порошенко на Марше Независимости. Источник: Фото: dyvys.in

В Киеве отмечался День независимости. Учитывая обстоятельства, о прошлом говорили, но настоящее было нагляднее, а будущее – остается смутным. Ну, тогда президент должен нарисовать рамку. Это Порошенко и сделал, причем – трижды. Яснее не стало, но, все-таки, рамка составилась.

Прежде всего было выступление на Марше Независимости в Киеве (ну, накануне было еще и по поводу Дня флага – но его можно считать просто приквелом к этому). Тема независимости вполне логично сопрягалась с положением на востоке.  

В целом все очень настороженно: "25-й год Независимости мы должны пройти, как по хрупкому льду. Надо понимать - самый небольшой неосторожный шаг может стать роковым. Война за независимость все еще идет, и победить в ней можно только сочетая оборонительные усилия, дипломатический талант, политическую ответственность и железную выдержку".

По факту было сообщено, что "Для Украины не существует альтернативы мирному урегулированию, так же как и безальтернативны в настоящее время Минские договоренности, которые поддержаны и решением Совета безопасности ООН, и решением Совета ЕС, и решением всех стран - членов нашей проукраинской коалиции". Немного лирики: "Мы были, мы есть и мы будем, пусть эти слова вспомнят, когда будут праздновать 100 лет Независимости. А вот Новороссия - такой же миф, как у писателя Толкиена – страна-Мордор". Да, по поводу того, с чего все и началось: Украина защитила европейский выбор, и уже вскоре соглашение об ассоциации с ЕС, "вопреки противодействию со стороны РФ, вступит в силу и будет выполняться в полном объеме". А также: "Не смогла Россия разрушить и единства международной коалиции, а санкции тем временем нанесли и наносят мощный удар российской экономике".

Собственно, эта тема была разыграна вполне грамотно, хотя и с определенными преувеличениями (уже в выступлении на приеме): "Вперше в історії Європи громадяни віддали життя за європейські цінності... Метою російської агресії є розколоти Україну, зруйнувати її економіку, позбавити шансів, права стати повноправним членом демократичної європейської спільноти. Але є й друга мета. Не меншою мірою ця агресія спрямована на розкол єдності Європейського Союзу, розкол трансатлантичного партнерства". Впервые в истории Европы граждане гибли за европейские ценности, Россия хочет разрушить экономику страны, лишить ее европейской перспективы и - то ли заодно, то ли вообще в первую очередь - расколоть Евросоюз и трансатлантическое партнерство. Ну такую точку зрения в ЕС и далее могут и не воспринять – но она вот такой заявлена. Что, в принципе, для Порошенко тоже логично.

 
Петр Порошенко

В выступлении на Марше была и статистика. Погибли 2100 украинских военнослужащих, 7 320 были ранены. А вот дальше были два сообщения, которые, в принципе — если посмотреть отчужденно — описывают общую военную механику в Донбассе. По крайней мере, так ее понимает Порошенко. Первое: "День Независимости почти совпадает с годовщиной страшной трагедии под Иловайском, которая стала следствием прямого вторжения подразделений российской армии на территорию Украины". Второе - о том, что не исключается и "дальнейшее наступление вглубь Украины": "Российское вооруженное формирование на границе Украины с востока превышает 50 тыс. человек, на оккупированных территориях - около 40 тыс, в т.ч. 9 тыс. - кадровых военных ВС России. Москва поставила боевикам до 500 танков, до 400 артиллерийских систем, до 950 боевых бронированных машин, только за эту неделю трех большие колонны пересекли границу Украины в направлении Донецка, Луганска, Дебальцево". Ну, в общем, понять можно и так, что теперь такой баланс: ВСУ не трогают Л/ДНР, а если начнут активные действия, то тут же будет и "вглубь Украины".

Что со всем этим делать

Тут рамка прежняя: для Украины "разумной альтернативы мирному урегулированию кризиса не существует, как не существует другого альтернативного инструмента для достижения мира, чем Минские соглашения... Подчеркиваю - то, что происходит на Украине - это продолжение создания Европы, и это еще одна причина, почему Европа должна быть с нами". При этом он считает, что Украина выполнила ключевые положения Минских соглашений, теперь "и она, и европейские партнеры, и весь мир ожидают, что российская сторона и ее приспешники на Донбассе будут не играть с соглашениями, а выполнять их. В противном случае реакция международного сообщества должна быть решительной и бескомпромиссной". По его словам, с этим он и отправляется в Берлин на встречу с лидерами Германии и Франции. То есть — все тот же "нормандский формат" минус Россия, как уже недавно было.

В Берлине он был уже в тот же день. Основным ньюсмейкером там стала уже А.Меркель, ничего нового: "Мы собрались, чтобы обсудить укрепление нормандского формата и критические вопросы. Мы все трое уверены в том, что минские договоренности должны быть фундаментом для достижения мира". Впрочем, она добавила - стороны договорились о том, что следует работать в существующем, нормандском формате, а не создавать новый. 

Это было по поводу президента Польши А.Дуды, который собрался (тоже во время визита в Германию) предложить поменять формат переговоров: "Я не могу себе представить, чтобы в нем не принимали участие сильнейшие европейские государства. Но могли бы также принимать участие и Соединенные Штаты, как мировая держава, с которой Россия, безусловно, должна считаться". Также логичным было бы участие в переговорах соседних с Украиной государств, которые "непосредственно заинтересованы в том, что происходит". Ну а как вариант, ему больше нравится "женевский формат" (ЕС, США, Украина и РФ): ""Я чувствовал бы себя лучше, если бы стороной переговоров был бы представитель институтов ЕС, а не только Германия и Франция". По его мнению, переговорщиком от ЕС могла бы стать Верховный представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и политики безопасности Ф.Могерини. Но вот, тема изменений формата отвергнута.

Порошенко был согласен: "Что касается новых форматов, я уверен в том, что мы не нуждаемся в новых форматах. У нас есть "формат Минска", формат "нормандский", уверен в том, что в рамках этих форматов мы можем решить все необходимые вопросы. Если будет пожелание, у нас есть и другой опыт, например, в Британии во время саммита НАТО мы собирались странами G7 для обсуждения этих вопросов и в других - в "женевском формате", мы готовы сотрудничать, но базовым считаю формат "нормандский", который доказал свою эффективность ".

Ну а что касается эффективности нормандского формата, то Меркель констатировала, что режим прекращения огня не выполняется, "что приводит к потерям, как среди гражданского населения, так и среди военных". Меркель признала, что специальная мониторинговая миссия ОБСЕ "не может работать", и этот вопрос должен быть решен. Ну вот как-то он должен быть решен. 

Вот это были источники от Украины и западнее. Что по этому поводу думают в России? Некоторые цитаты из "Коммерсанта": "Российские дипломатические источники "Ъ" призывали не драматизировать ситуацию, поясняя: "Мы всегда просили наших европейских партнеров более активно работать со своими клиентами в Киеве. Вот они и работают". Там опросили даже и сепаратистов: "Мы надеемся, что Меркель и Олланд сумеют убедить президента Украины пересмотреть свое отношение к происходящему на юго-востоке Украины",— развил вчера днем эту мысль в разговоре с "Ъ" замкомандующего штабом ополчения самопровозглашенной Донецкой народной республики Эдуард Басурин".

И даже привлекли к делу политолога (как бы киевского) М.Погребинского, который знает даже то, что происходило в Берлине. Типа сердцем чует: ""Очевидно, что в Берлине от Петра Порошенко требовали реальных шагов по выполнению условий, зафиксированных в минских договоренностях". Ангела Меркель по итогам переговоров подтвердила, что их ключевой темой стало обсуждение условий проведения будущих выборов в не подконтрольных украинским властям районах Донбасса. "Киев заинтересован в том, чтобы на политическом уровне договориться, по какому закону и на каких условиях провести выборы на этих территориях,— убежден господин Погребинский,— выборы все равно состоятся"".

С выборами так: общеукраинские местные назначены на 25 октября. На неподконтрольных территориях их, понятно, проводить не будут. В "ДНР" назначили свои выборы, на 18 октября, Киев, разумеется, считает это и нелегитимным, и нарушением Минска. С выборами прямо связана тема децентрализации, к Минску имеющая отношение. На Марше Порошенко сообщил: "На выходе - поправки к Конституции, которые изменят судебную систему Украины.  Через неделю Верховная Рада, вероятно, примет в первом чтении конституционные изменения в части децентрализации, когда львиная часть полномочий и львиная часть ответственности перейдет на места, к территориальным громадам и исполкомам". Спикер Рады В.Гройсман уже подтвердил, что внеочередное заседание Рады состоится 31 августа, там и будет рассмотрен законопроект о децентрализации. Но уже ожидаются проблемы: дело конституционное, следовательно — требуется 300 голосов депутатов. Есть они или нет — непонятно. И это не потому что поправки слишком жесткие – как раз могут считать, что в них уступки сепаратистов. Так что пакет нынешних заявлений Порошенко должен был продемонстрировать и то, что на уступки он не идет.

Если поправки будут приняты, то для Украины в них возникнет много интересного. Но что это может изменить в отношениях с неподконтрольными территориями? Выборов там не будет, вот только эти, 18 октября (впрочем, о начале хоть какого-то оживления по этому поводу там не слышно. С нынешними представителями Л/ДНР в Киеве не общаются. Как найти тех, с кем говорить и договариваться?

Учитывая, что мыслят там даже и очень глобально. По мнениям в Л/ДНР в "основном теле Конституции" должен быть конкретно прописан особый статус Донбасса. А не так, что особый статус — в отдельном законе. Мало того, в этой статье должны быть прямо указаны разные ништяки: освобождение от наказания участников событий в Донбассе, "право на языковое самоопределение, назначение на прокурорские и судейские должности с учетом мнения местной власти, некоторые права экономической, социальной и культурной автономии". Ну и вот как себе представить Конституцию Украины в таком виде? А еще "России важно, чтобы украинская Конституция давала региону право влиять на внешнюю и внутреннюю политику Украины, это бы привело к закреплению ее внеблокового статуса". Ну, тут все уже и вовсе понятно. Можно было бы заодно потребовать вступление в Таможенный союз, ЕврАзЭС и что там есть еще. В итоге пока есть какой-никакой Минск, более-менее не стреляют, вот и все перспективы. 

Левкин Андрей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).