будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Мир
Федюкин Игорь

Дипломатия практических приоритетов

Внешнеполитчиеская часть выступления Владимира Путина крайне не-программна: он ничего не говорит об отношениях с конкретными странами, насущных проблемах (Ирак, Ближний Восток, Грузия) или достижениях (достигнутая буквально на днях договоренность о создании "совета двадцати" Россия-НАТО) своей дипломатии. Президент только слегка затрагивает практические вопросы российской внешнеполитической стратегии и тактики в самом конце Послания. Здесь в его речи возникает несколько главных тем v это вступление в ВТО, война с терроризмом, отношения с СНГ и отношения с США и НАТО. Все эти темы подаются под соусом жесткого прагматизма: примечательно, что раньше остальных тем и наиболее развернуто президент говорит об отношениях с ВТО, отношения же с США и НАТО идут на самом последнем месте.

Вступление в ВТО

Владимир Путин отмечает, что по этому поводу ведутся горячие споры v но спорить, по его мнению, не о чем, поскольку Россия давно уже интегрирована в "мировое экономическое пространство". Однако, не будучи членом ВТО, "наша страна все еще «выключена» из процесса формирования правил мировой торговли". Президент подчеркивает, что вступление в ВТО основано не на политических или идеологических, а на вполне практических соображениях: "Членство в ВТО должно стать инструментом защиты национальных интересов России на мировых рынках".

Война с терроризмом

Здесь президент Путин в завуалированной форме обращается к своему традиционному тезису о том, что его постсентябрьский курс не есть какая-то уступка Западу - это соответствует практическим национальным интересам самой России, которая давно и не понаслышке знакома с проблемой терроризма. По сути дела, именно благодаря его, Путина, мудрому решению, внешнеполитические позиции России упрочились. В результате "сегодня Россия выступает одним из самых надежных гарантов международной стабильности. Именно принципиальная позиция России позволила сформировать прочную антитеррористическую коалицию".

Отношения с СНГ

"Главным внешнеполитическим приоритетом России" президент назвал "работу со странами СНГ". Такое внимание к бывшим братским республикам, однако, также объясняется до обидного меркантильными соображениями: эта "работа" приведет к "получению конкурентных преимуществ на мировых рынках".

Отношения с США и НАТО

Примечательно, что в выступлении президент ни разу прямо не касается взаимоотношений России с Западом и того резкого прозападного поворота после 11 сентября, который ему часто приписывают. Весь комплекс переговоров, ведущихся в последнее время с США и НАТО, осмысляется как "обеспечение стратегической стабильности в мире"; способы этого обеспечения описываются по-МИДовски занудно и неконкретно ("Для этого мы участвуем в создании новой системы безопасности, поддерживаем постоянный диалог" и т.д.). Говоря о "работе с Евросоюзом", президент также не допускает никакой идеологической романтики v речь идет о "формировании единого экономического пространства".

Однако главное программное заявление президент делает в самом начале выступления. Подчеркивая, что пока еще недостаточно сделано для повышения уровня жизни российских граждан, Путин обвиняет своих предшественников в идеализме: "Довольно долго многие политики и граждане страны были уверены или жили иллюзиями, что окончание периода военно-политической конфронтации в мире чуть ли не автоматически откроет России путь в мировую экономическую систему, что мир распахнет нам свои «экономические объятия». Жизнь оказалась куда сложнее". С одной стороны, Россия не находится в каком-то враждебном окружении ("в современном мире с нами никто не собирается враждовать v этого никто не хочет и это никому не нужно"). С другой стороны, современный мир v это мир жесткой конкуренции за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. Конкуренты воспользовались периодом "нашей слабости", чтобы вытеснить Россию с рынков нефти, стали, авиационных перевозок и т.д. v и без борьбы отдавать эти рынки никто не собирается.

В этом контексте вся речь Путина приобретает новое звучание. Президент настраивает соотечественников за жесточайшую борьбу за место под солнцем v под "экономическим солнцем". В этой борьбе Россия должна учиться играть по чужим правилам, учиться извлекать из них выгоду для себя (отсюда вступление в ВТО): тот, кто не умеет или не хочет принимать эти правила, "не хочет учиться, кто предпочитает сидеть за частоколом протекционистских квот, пошлин, v обречен. Стратегически абсолютно обречен". Прагматизм Путина выливается в жесткий социал-дарвинизм на международной арене.

Примечательно, однако, что, заговорив о своем видении сегодняшних международных отношений в связи с проблемами российского внутриэкономического развития, Путин незаметно переворачивает ситуацию. Важно, что, по его словам, страны сегодня конкурируют "по величине налоговой нагрузки, по уровню безопасности страны и ее граждан, по гарантиям защиты права собственности- привлекательности делового климата, в развитии экономических свобод, в качестве государственных институтов и эффективности судебно-правовой системы". Президент подтверждает стратегию деидеологизированного прагматизма, в которой экономические, судебные и прочие реформы важны не сами по себе, а как средство средство повышения международной конкурентоспособности страны. В этом смысле весьма характерно обещание строить конструктивные, нормальные отношения "со всеми государствами мира v хочу это подчеркнуть v со всеми государствами мира", то есть, видимо, с Китаем, но, как буквально следует из текста - и с Ираком, и с Северной Кореей.

Кремль последовательно - в сущности, с того момента, как Путин сел в кресло премьера, - проводит политику целесообразности, оторванной от контекста гуманистических ценностей, которым оперируют Европа и Америка. Соглашаясь в публичной риторике с практическими воплощениями идеологии современного социального либерализма и даже настаивая на увеличении гражданских свобод и модернизации репрессивного аппарата, Кремль положил идеологическую терпимость в основание "политической стабильности" государства. У этой политики были свои крайние точки, особенно в первые полтора года правления Путина, когда еще не был сделан реальный дипломатический выбор в пользу Запада, и идея "особого пути" вполне соответствовала официальной линии. И теперь, на деле подвергая суровой ревизии эту внешнеполитическую концепцию, прагматик Владимир Путин либо пока не считает нужным рассказать согражданам о своих ценностях, либо таковых еще не приобрел.

Федюкин Игорь
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).