будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Мир
Бучач Максим

Донецкий бизнес и Украина после выборов

Один из ключей к прогнозу ситуации на Украине после выборов является представление о политической и жизненной позиции новых фигур политического истеблишмента. И самая большая загадка – это, конечно, Ринат Ахметов, седьмой номер в списке победителя предстоящих выборов “Партии Регионов Украины”, глава крупнейшей украинской бизнес-группы System Capital Management и президент футбольного клуба “Шахтер”. В конце прошлой недели прошла пресс-конференция Рината Ахметова в Киеве. Понятно, что как раз сейчас многие наблюдатели стремятся узнать о политической позиции лидеров “Регионов” и Рината Ахметова из первых рук. «Полит.ру» удалось получить определенное представление, и, по всей видимости, более точное, чем содержание большинства имеющихся мифологизированных текстов на этот счет, в том числе на материале его публичных выступлений. Главный вывод: украинская элита после выборов попытается залатать раскол, снизить градус вражды и осмыслить национальные интересы через экономическую прагматику, а не через идеологические пристрастия.

В президентской кампании 2004 года, как многие помнят, конкурировали две острые темы. Первую разрабатывал штаб Виктора Януковича - дискуссия на тему Восток-Запад, политического и внешнеполитического выбора и связанных с этим экономических и социальных вопросов. В мифологической части было, в частности, представление о западенцах-бандеровцах. Штаб Виктора Ющенко в качестве главной темы предлагал тему “народа” против “преступной власти”, причем преступность власти показывалась на разных идеологических уровнях. В частности, был создан миф о “донецком клане”, якобы составленном из малокультурных и агрессивных людей, “бандитов”. Этот миф далее транслировался на регион в целом и еще дальше - на вообще “совков” с Востока Украины, говорящих на “языке попсы и блатняка”, в отличие от настоящих украинцев Киева и Запада.

Мы, конечно, были всегда далеки от того, чтобы разделять ксенофобные представления как о “львовских бандеровцах”, так и о “донецких бандитах”, но как-то казалось по инерции, что какая-то правда в обвинениях против лидеров “донецких” все-таки должна была быть. Тем более что, скажем, днепропетровский крупный бизнес был с конца 90-х достаточно публичным, в том числе играл в политику, тогда как самый известный представитель донецкого крупного бизнеса в публичной сфере до самого последнего времени выступал исключительно в качестве президента ФК “Шахтер”.

И если миф о Януковиче-уголовнике имеет под собой в качестве фактического основания, по крайней мере, погашенные судимости в подростковом возрасте героя (после чего была длительная и успешная партийно-хозяйственная карьера), то, как выясняется, в случае Рината Ахметова компрометирующие намеки вообще опираются исключительно на домыслы и усиливаются общим мифом из 2004 года. Обычный ход: один из руководителей МВД делает заявление о приглашении Рината Ахметова свидетелем по какому-нибудь делу, после чего медиа намекают, что свидетель может стать обвиняемым. Это похоже на обычную схему политической контркампании, ничего и ни разу фактически так и не удалось показать.

На последней пресс-конференции Ринат Ахметов даже в меру остроумно ответил руководителям правоохранительных ведомств России, воспользовавшись тем же приемом – упоминания в криминальном контексте: “Мы так можем, друзья, дойти до абсурда. Ну, представьте, что через год выяснится, что Луценко - это главный наркобарон Украины. То есть весь бизнес наркомафии контролируется Луценко, а Корнич держит проституток. То есть весь бизнес проституции контролируется Корничем. А Москаль держит группу киллеров, то есть устраняет им не нужных конкурентов. А завтра вы мне скажете, что у Ахметова очень непонятное прошлое. Вы помните, они приглашали его на чай…”

Последний популярный тезис в криминальном духе состоит в том, что якобы во всех случаях, когда System Capital Management покупал промышленные предприятия, этому предшествовали смерти прошлых руководителей предприятия. Так вот, это – фактическая неправда, ничего такого просто не было. Кроме того, оказывается неправдой и совсем уже, казалось бы, правдоподобное предположение об “олигархическом” происхождении капиталов Рината Ахметова. Все предприятия его компании покупали на “вторичном рынке”, то есть не в результате прямой приватизации, кроме, если мы не ошибаемся, трех исключений. Но и в этих случаях государство скорее стремилось сбыть убыточные угольные предприятия с рук, уговаривая SCM проявить “социальную ответственность”.

Отдельный и самый известный случай – это “Криворожсталь”. Прооранжевая “Украинская правда” в своей статье “Новая жизнь Рината Ахметова” сочла “запредельно циничной” его фразу “Я убежден, что не мы украли "Криворожсталь" у государства, а правительство украло "Криворожсталь" у Украины". Мы купили "Криворожсталь" в рамках законодательства, которое было в то время”. Это тоже чистая правда: за условия конкурса, выгодные для украинских претендентов, проголосовало большинство в парламенте, включая представителей фракции Виктора Ющенко. В таких случая возможны две логики: либо главное - дать преференции национальному бизнесу, либо - получить максимальную прибыль от приватизации. До “оранжевой революции” государство считало нужным преследовать первую цель, после – вторую.

Сейчас реприватизация “Криворожстали” все еще оспаривается в Верховном суде и в Европейском суде по правам человека. Причем реприватизация уже критикуется в Донецке с точки зрения экономических последствий: новые владельцы приняли решение покупать уголь для “Криворожстали” за пределами Украины.

И в завершение разоблачения популярных мифов следует заметить, что сам Ринат Ахметов и менеджеры SCM производят впечатление чрезвычайно современных, европейского типа людей, ну совсем не “совков” и “бандитов”. Эффект его выступления перед избирателями в Донецке был похож на электоральный эффект первых дебатов Ющенко-Янукович в 2004 году, когда ожидали, что “интеллигентный” Ющенко разобьет вдребезги “уголовника”, а вместо этого зритель увидел людей одного социального класса – кучмовской номенклатуры. Причем Ющенко никого ни в какой уголовщине за своим авторством прямо обвинить не смог, а дебаты проиграл. В этом смысле публичность Ринату Ахметову идет на пользу – очевидно несовпадение мифа о “донецких” и непосредственной реальности, данной нам в ощущениях.

Понятно, впрочем, что и в России, и на Украине условия ведения бизнеса в 90-х были, мягко говоря, специфическими. Сам Ринат Ахметов период своего развития до 1996 года (до создания крупного банка и начала капитализации) называет “серым” и указывает на общие правила игры того времени, когда государства практически не было. После 2000 года, в одно время с другими крупнейшими российскими и украинскими бизнесами, компания Рината Ахметова начинает интенсивно выходить в прозрачную сферу, показывать большие обороты и прибыли, с чем связана более чем двухмиллиардная оценка капитала западными журналами.

Ринату Ахметову уже пришлось отвечать на вопросы о происхождении “первого миллиона”, и будет полезно недвусмысленно заявить, что весь опубликованный компромат – это вранье: “Вы знаете, я уже сказал, что 1992 -1995 годы - это был период неформальной экономики. Нами была создана компания "АРС", мы занимались торговлей углём и коксом. Вот именно в эти годы я заработал первый миллион”. Трудность состоит в том, что базовый уровень всевозможного компромата на всех участников политической и бизнес-игры очень высок, а авторы подозрений и оценок обычно формулируют их в форме предположений оценок от лица фигур второго и третьего плана, т.е. в форме сплетен, так что судебные последствия либо невозможны, либо неэффективны. Нам здесь важно зафиксировать, что лидеры донецкого бизнеса не обладают какими-либо особенными чертами на фоне крупнейших бизнесов СНГ, со всеми плюсами и минусами данного социального слоя.

И здесь мы можем перейти к самому интересному: индивидуальным чертам риторики и представлению о мире Рината Ахметова, которые могут иметь политические следствия.

Самым убедительным местом первого публичного политического выступления Рината Ахметова была фраза “я ненавижу бедность”: “Я из бедной семьи. Жили мы в доме на 20 квадратных метров. Спали мы на полу, на раскладушке. Туалет был на улице, умывались мы тоже на улице, из кружки…Я всегда боролся с бедностью. Мы жили в домике большой семьей… Как вам объяснить?… Ну, если пьяный идет по улице и так ударит ногой по забору – то дом развалится”. Это, пожалуй, дает важный ключ к пониманию его картины мира, отличающий от других крупных бизнесменов, редко происходящих из самого социального низа.

Утверждение о том, что “мы победили бедность на своих предприятиях и хотим победить ее во всей стране” было бы просто риторической фигурой, если бы не специальное обстоятельство. Дело в том, что на предприятиях SCM работает 160 тыс. человек, это “регионообразующее предприятие”. Мы имеем дело со специфически украинской социальной ситуацией: концентрация промышленности и концентрация капиталов привели к особой связи крупнейших бизнесов с землей. Эффект связи, в том числе социально-политической, градообразующего предприятия с городом в постсоветской ситуации описан как специфическая “промышленная община”. В донецкой области социальные завязки промышленности и общества особенно очевидны.

Украинский политолог Кость Бондаренко как-то отметил, что именно Ринат Ахметов первым из крупнейших украинских предпринимателей ввел в обсуждение тему регионального патриотизма. Отсюда, вероятно, идея «Партии регионов». В начале 2005 года мы обсуждали, как именно будут вести себя крупнейшие украинские бизнесы в новой агрессивной ситуации. Наш автор Булат Нуреев тогда дал прогноз, что Ринат Ахметов вряд ли будет пытаться конвертировать свои капиталы за рубежи в иные бизнесы, он трактовал это как специфику донецкого бизнеса, всегда до последнего отстаивающего собственную “возделанную территорию”.

Второй совершенно очевидно искренний момент – это рассказ о первой победе “Шахтера” в национальном чемпионате. Футбол – это, вроде бы, самая прямая и очевидная сфера местного патриотизма: стадион болеет не только за свою команду, но и за свой город и страну. А если на месте идеального плана – пустота, новая страна – на месте старой, большой и идейно ясной, то спорт – чуть ли не последняя соломинка. Спорт дает почти точную модель идеального плана, необходимого в политике, она невозможна на одной только прагматике и обещаниях материальных благ, это та сфера, где важно чувство национальной общности, общие цели, когда люди вместе во что-то верят и за что-то болеют. Точно такая же эмоциональная окраска у Рината Ахметова и в рассказе о строительстве новой современной гостиницы в Донецке на месте старой и ветхой гостиницы “Донбасс”: он рассказывает, как было больно смотреть на яму на месте бывшей гостиницы в центре города, как он физически хотел, чтобы побыстрее были поставлены хотя бы стены.

Политический вывод отсюда такой: региональный патриотизм и тема регионов – очевидно важная, она не является просто риторической фигурой. Кроме того, следует заметить обычную для бизнеса либеральную риторику, слова об экономических и политических свободах. Ринат Ахметов в этой части даже отдает должное Виктору Ющенко, который, несмотря на очевидные провалы в экономике, все-таки смог обеспечить равный доступ партий к СМИ.

Кроме того, вообще уровень разделения свой-чужой в устах бизнеса существенно меньше, чем в межпартийной дискуссии. Ринат Ахметов дает понять, что не считает нужным как-то особенно дружить или враждовать с Америкой, ЕС или Россией, и здесь, судя по всему, работает экономическая прагматика: для бизнеса важны и те, другие. Это видно по отношению к вступлению в ВТО и ЕС, которое прагматично: надо смотреть на конкретные условия. Кроме того, понятно, нет иллюзий относительно итогов газовой войны: старые цены не вернуть, но надо внеси ясность в новые условия и добиться не ухудшения отношений с “Газпромом”.

Из это всего понятно, что, если верна гипотеза, что Ринат Ахметов и другие представители донецкого бизнеса будут иметь решающее слово в формировании правящей коалиции, то подход к этому у них будет экономико-прагматический ("Вот есть договор, а есть сговор. Договор - это тогда, когда четко и понятно определены общие цели. Наша цель - экономический рост и объединение Украины"). Они попытаются снизить уровень вражды в политике, уменьшить вероятность резких шагов во внешней политике и экономике, отменить всякие пересмотры прав собственности, а переговоры будут вести со всеми, в том числе и с “оранжевыми”.

Бучач Максим
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).