На Украине распалась парламентская коалиция. На заседании Верховной Рады 24 июня представители фракций партий УДАР и «Свобода» заявили, что покидают коалицию, так что теперь в украинском парламенте, формально, ни у одной силы нет большинства.
О том, что Верховная Рада должна быть распущена, стало понятно практически сразу после избрания Петра Порошенко президентом Украины. Одним из первых его заявлений после того, как победа в первом туре стала очевидной, было обещание добиться досрочных парламентских выборов. По конституции страны президент не имеет права распустить Раду по своему желанию — парламентарии либо должны сами принять решение о досрочных выборах, либо должна быть зафиксирована их неспособность договориться об избрании премьер-министра.
Через несколько недель после инаугурации, проведя консультации с премьер-министром Арсением Яценюком и с основными парламентскими партиями, Петр Порошенко заявил, что досрочные выборы, скорее всего, состоятся 26 октября.
Перед тем, как распустить парламент, президент хотел добиться принятия некоторых важных законов. Один касается увеличения финансирования армии более чем на 9 млрд гривен, другой — об изменениях в избирательном законодательстве.
Последний состав Верховной Рады был избран наполовину по партийным спискам, наполовину — по одномандатным округам. Такая схема позволила в 2012 году получить большинство «Партии регионов», которая проиграла «оранжевым» конкурентам по партийным спискам, зато победила в большей части одномандатных округов.
Вместо этого предлагается выбирать весь состав Рады по так называемым «открытым спискам». Технология такого голосования намного сложней. Перед выборами партия составляет список из 10 кандидатов в парламент (эти люди входят в общегосударственный список), и кандидатов, которые закреплены за определенными территориальными избирательными округами. Соответственно гражданин, получая бюллетень, видит в нем список партий, для каждой из которых указаны первые 10 человек в общеукраинском избирательном списке и территориальный кандидат.
По итогам выборов становится понятно, во-первых, сколько мест в парламенте получила та или иная партий, а во-вторых, в каких избирательных округах она получила наивысший процент. Имея эту информацию, партия имеет право поменять последовательность кандидатов в своем списке таким образом, чтобы в парламент попали те люди, которые получили самую большую поддержку избирателей.
В принципе против этой схемы мало кто публично высказывается, но по какой-то причине парламент все время откладывал рассмотрение важного законопроекта. Между тем досрочные выборы в Верховную Раду — важная тема. Согласно социологическим опросам, около 70% украинцев, причем как в западных, так и в восточных областях, желают скорейшего роспуска парламента. И это не удивительно.
Действующая Верховная Рада была избрана 28 октября 2012 года и первый год своего существования спокойно поддерживала президента Виктора Януковича — устойчивое большинство было сформировано Партией регионов, коммунистами и несколькими независимыми депутатами. Даже после начала массовых демонстраций депутаты успели принять законы о регулировании интернета, которые слишком походили на введение цензуры, законы об ответственности за нарушение правил проведения демонстраций и прочие непопулярные меры.
Впрочем, ко второй половине февраля правящую партию покинули более 70 парламентариев. Новым спикером стал Александр Турчинов, член оппозиционной прежде партии «Батькивщина», он же занял пост исполняющего обязанности президента, поскольку к тому моменту Виктор Янукович бежал из Киева и точное его местоположение было неизвестным, политик «нашелся» в Ростове-на-Дону только через несколько дней.
Конечно, доверие к действующим депутатам в украинском обществе, мягко говоря, невысоко. А учитывая, что по действующей конституции Украина является, фактически, парламентской республикой, низкий статус депутатов может дорого обойтись. Пока доминирующую роль в политической жизни занимает президент Петр Порошенко — но он, во-первых, является единственным человеком, который был избран уже после «Майдана», а во-вторых, по основному закону страны является верховным главнокомандующим, что значимо в условиях войны.
Проблема в том, что новые выборы означают, что далеко не все сохранят статус депутата. И речь тут идет не только о бывших членах Партии регионов, мнением которых в современных политических условиях можно было бы и пренебречь.
Потеря Крыма, а потом и начало войны в восточных областях сильно радикализовали украинское общество, и если самой сильной оппозиционной партией в 2012 году была вполне умеренная «Батькивщина», то спустя всего два года может оказаться, что предпочтение избирателей резко поменяются.
О том, кому именно не выгоден роспуск парламента, говорит и состав покинувших коалицию фракций — это националистическая «Свобода» и УДАР мэра Киева Виталия Кличко. Обе эти партии оказались среди главным бенефициаров «Майдана» с точки зрения политических предпочтений граждан Украины.
Спикер Верховной Рады Александр Турчинов и премьер Александр Яценюк, оба члены «Батькивщины», пытались сохранить коалицию до момента одобрения нового избирательного закона, но в руководстве УДАРа и «Свободы» решили, что вправе диктовать свои условия.
Поле для маневра пока что остается: развал коалиции еще не означает автоматического роспуска парламента. Президент вправе назначить перевыборы, если депутатам Верховной Рады в течение целого месяца не удастся сформировать новое большинство. За это время никто не мешает Раде принять и поправить избирательное законодательство, и выделить деньги армии на борьбу с сепаратистами, и сделать что угодно еще. Учитывая, что в этом разногласий среди участников теперь уже бывшей коалиции не наблюдается, законы, скорее всего, будут приняты.
В теории у спикера парламента Александра Турчинова есть возможность несколько отложить роспуск парламента — в законе никак не прописана процедура распада коалиции и на этом можно выгадать несколько дней. Но вряд ли это что-то поменяет — тем более, что все участники процесса понимают, что Раду необходимо переизбирать.