Пару дней назад министр обороны Украины Тенюх сказал в Раде, что его ВС не имеют юридического права начать военные действия в Крыму. Ну, вроде, сигнал послан: надо ж действовать, давайте указ. А нет, речь совершенно о другом.
Вообще, раз уж в дело вступили военные, которым положено быть четкими, то и описывать ситуацию в Крыму надо типа раз-два. Без, разумеется, рассуждений о чьих-то гипотетических намерениях и даже без геополитических рассуждений.
Министр обороны Тенюх
Итак, запросил ли Тенюх полномочия на ведение военных действий? Нет, министр обороны даже не попросил народных депутатов Украины разъяснить ситуацию, при которой внешняя агрессия не признается по той причине, что руководство РФ не хочет признать присутствия ее войск в Крыму. Похоже, эта ситуация вполне устраивает министра.
Понятно, почему она его устраивает. Начинать боевые действия в Крыму было бы явным безумием, а это пришлось бы делать , когда акт агрессии был бы официально признан и, словами Тенюха, "военное положение было бы объявлено в правовом режиме". Но что делать с явно незаконными — и категорически ничейными, но захватывающими аэродромы и т.п. - военными формированиями, внезапно оказавшимися на территории страны? Вот кто именно с ними должен разбираться? Получается, действия таких лиц вообще нельзя пресечь, пока они не представятся? Но, похоже, эта ситуация сейчас устраивает всех: и Россию, и Запад, а также министров обороны и внутренних дел Украины. Такой консенсус. Странный, конечно.
Но странность тут логична. Дальше министр обороны стал переводить стрелки еще дальше, заявив, что "за предыдущие годы был допущен ряд стратегических ошибок". Главная для него: "Мы никогда не рассматривали опасность со стороны России". Но только упс – никакой стратегической ошибки тут не было — предполагать агрессию со стороны России было невозможно в силу самых разных причин. В итоге абсурд ситуации очевиден: в Крыму кто-то действует, но никто не знает, кто они. Конечно, все понимают кто это, но - вслух не произносят.
Собственно, эта ситуация сама по себе является вызовом сложившейся структуре мировой безопасности, причем — принципиально нового типа. А тогда любопытны детали. Например, ясно, что ресурсов, для того, чтобы быстро построить армию, которая могла бы отразить российское вмешательство, в природе не было. Но, похоже, это и было поводом для Тенюха вообще обратиться к этой теме.
Он признал, что "для подготовки к противостоянию с таким мощным противником как Россия нужны большие деньги и время" и стал рассказывать, что на границе со стороны России находится 220 тысяч военных, 150 самолетов, 60 кораблей, танки "и другая техника", что в несколько раз превосходит ВС Украины. В то же время, "У Вооруженных сил Украины есть только тактика и боевой дух. Мы привели все вооруженные силы в степень боевой готовности в соответствии с планом учений. Но статистика неутешительная". Как то: из 41 тысячи сухопутных войск фактически готовы оказались только 6 тысяч.
Это, вообще-то, в жанре "пропало все". Причем, непонятно, на кого тут жалуется министр обороны и кому. Но затем он обратился к депутатам с просьбой изменить закон о закупках и проведения тендеров, призвав предоставить армии средства для вооружения. И этот момент явно был для него ключевым во всем выступлении. Потому что на Украине как раз есть тема раскрутить олигархов на помощь армии. Кажется, она все-таки несколько запоздала, в этот раз не успеть, а с кем потом воевать?
Силовой первый вице Ярема
А в среду первый вице-премьер Ярема (отвечает в правительстве Украины за силовые ведомства) заявил, что ВС страны, "несмотря на сложную ситуацию, приведены в полную боевую готовность". Налицо явно несогласованное дублирование высказываний по одному поводу, причем — конкретно разновекторных. Будто министры состязаются друг с другом, а не решают проблему. Ну вот только же сказано, что "из 41 тысячи сухопутных войск фактически готовы оказались только 6 тысяч"... Ярема оценивает ситуацию иначе?
Сначала Ярема сообщил, что российские войска продолжают наращивать свое присутствие вдоль восточной границы Украины. По его словам, "Вооруженные силы приведены в полную боевую готовность, начались всеукраинские военные учения... Уверен, в это сложное время армия выполнит свою высокую обязанность перед Украиной, несмотря на то, что в течение последних четырех лет осуществлялась системная диверсия по подрыву национальной безопасности и обороны Украины".
Здесь он - чем-то даже логично - вдруг сообщил, что прокуратура "в ближайшее время должна начать расследование и привлечь к ответственности всех, кто имел отношение к разворовыванию военного имущества в структурах Минобороны". То есть, ситуация на границе его уже не так, чтобы интересует, ему надо обвинить прежнюю власть. Разумеется, он добавил, что Кабмин "уже принял ряд мер по увеличению финансирования нужд украинской армии". Видимо, после этого российская угроза рассеется, да и вообще — его цель, как и министра обороны Тенюха — в данный исторический момент состоит в том, чтобы выбить доп.финансирование.
Заодно Ярема высказался и по Крыму, заявив, что результаты референдума не будут иметь юридической силы — не вполне понятно, почему об этом надо было заявлять "силовому" вице-премьеру. Зато следующая фраза Яремы уже в его компетенции: "На полуострове действует преступная группировка, которая неконституционным способом захватила власть и опирается на российских военных". Однако вместо того, чтобы сообщить, как он намерен действовать в этом случае, лишь повторил, что "волеизъявление под прицелом автоматического оружия не будет признано ни Украиной, ни миром в целом". То есть, глава силовиков и не собирается устранять это чужое "автоматические оружие".
Причем, ровно в том же духе реагирует и и.о. президента Украины Турчинов, даже круче. В интервью AFP он сообщил, что Украина не будет пытаться силой остановить российскую оккупацию Крыма, "потому что тем самым мы поставим под удар восточные границы и Украина останется беззащитной". Тут надо бы сделать паузу, чтобы осмыслить данный момент государственной мудрости. А после этого очевиден и вывод: чёта похоже, что Киев по факту предлагает России забрать Крым и не трогать Восток. С некоторым расчетом на то, что им Крым не удержать, но ведь Запад-то тут точно что-то сделает.
Запад ждет понедельника
Министр иностранных дел Германии Штайнмайер заявил, что все 28 стран ЕС считают - отделение Крыма неприемлемо по международному праву и требует ответа. Вопрос в том, сочинят ли 28 стран ЕС вариант такого ответа и что думают на эту тему сейчас?
Пока, по словам Штайнмайера, ЕС не ищет конфронтации с Россией и пытается избежать ее дипломатическими средствами. Но "если процесс отделения Крыма продолжится, если в эти выходные будет такой результат с референдумом, который используют для отделения Крыма от Украины и его включения в территорию России, то Европа, естественно, должна будет реагировать". Но если реакция ЕС ставится в зависимость от результатов референдума, который они вдруг стали рассматривать всерьез, то плана у них точно нет.
Из вариантов реагирования Штайнмайер видит только очередные санкции, которые возникнут, если за выходные Россия не станет вести себя иначе. Первый пакет санкций остановил подготовку к саммиту G8 в Сочи, переговоры о либерализации визового режима для граждан России и подготовку нового соглашения об отношениях ЕС и России. А теперь речь пойдет о замораживании активов и "запрете на въезд для ведущих лиц во власти России".
Другие европейцы пока вообще теоретизируют. Еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Фюле сообщил, что действия России в Украине - это "серьезный вызов Хельсинским договоренностям о неприкосновенности границ в Европе". Президент Еврокомиссии Баррозу заявил, что Запад ни в коем случае не признает "референдум". Как-то это неприятно: ведущие представители ЕС в один голос говорят об угрозе стабильности границ в Европе, но еще никто не сказал о том, как с этой угрозой бороться. Наверное, до конца выходных они будут считать, что эта угроза пугает и Россию, отчего та в последний момент даст задний ход.
Чуть конкретнее был председатель ОБСЕ Буркхальтер, который исключил возможность направления на крымский референдум наблюдателей ОБСЕ, поскольку "предварительным условием для деятельности наблюдателей в этом плане должно было быть приглашение со стороны соответствующего государства-члена ОБСЕ". Ну конструктив тут в том смысле, что ранее крымские власти облагораживали ситуацию с референдумом тем, что там будут наблюдаетели как из России, так из ОБСЕ. А у самих и списков избирателей, вроде, нет.
Вообще, в идее новых санкций интересен пункт о запрете на въезд в ЕС для ведущих лиц во власти России. А может ли это коснуться Путина? Если да, то по факту это будет международная изоляция России вплоть до замораживания с ней дипотношений. Но если Путина это не коснется, то это и не санкции, ведь инициатор данного исторического процесса именно он. То есть, все бы очень интересно выкрутилось на роль личности в истории, причем — конкретной личности в конкретной истории.