60 лет назад, 29 ноября 1947 года, Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 181(2) о разделе Палестины. Путь к принятию резолюции был довольно сложным, полным интриг и непредвиденных осложнений. В этом повинны многие факторы – от сугубо исторических до социально-психологических. Особую роль сыграл фактор противоборства великих держав. Недавние союзники во Второй мировой войне стремились использовать стратегически важный ближневосточный регион каждый по-своему, зачастую в пику другому. Начиналась холодная война, - договориться, выработать, а затем и реализовать компромиссное решение становилось все труднее.
Современная Палестина – сравнительно небольшая территория (чуть больше Московской области) – была известна уже более трех тысяч лет назад. Именно тогда израильские племена были объединены царем Давидом в одно государство, достигшее расцвета при его сыне Соломоне, построившим первый Иерусалимский храм. После смерти Соломона государство развалилось на два царства – Израильское и Иудейское. В 722 г. до н.э. Израильское царство завоевали ассирийцы, а в 586 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор II разгромил Иудейское царство, взял Иерусалим, до сих пор считавшийся неприступным, и разрушил храм Соломона. Большинство жителей царства было уведено в плен. Только после падения Вавилона под ударами персов иудеи смогли вернуться на родину и восстановить государство.
Александр Македонский разбил персидское царство, и в 332 г. до н.э. евреи оказались под властью македонцев. В I веке до н.э. земли Израиля и Иудеи оказались в руках Римской империи. Завоеватели изгнали большую часть еврейского населения и, желая стереть из памяти потомков связь этой страны с евреями, вспомнили про древних филистимлян. Они переименовали Израиль и Иудею в «Филистимскую [Палестинскую] Сирию» (Syria Palaestinei) и присоединили её к уже существовавшей римской провинции Сирии.
В условиях «европейской демократии» одна за другой стали возникать различные «секты», требовавшие обновления религии. Внутри этих сект объявлялись свои лидеры, считавшие себя Машиахами (помазанниками, Христосами), то есть царями, призванными избавить евреев от иноземных поработителей и других проблем. Возникшие отчасти на волне этих мессианских настроений восстания стали беспокоить римлян. В отместку за непокорность евреев римляне разрушили храм Соломона, от которого осталась только западная стена, известная сегодня под названием Стены плача.
В начале II века н.э. император Адриан значительно перестроил Иерусалим. При этом изменил название города на Элия Капитолина, повелел воздвигнуть храм Юпитера на месте еврейского храма и запретил под страхом смертной казни присутствие в городе любого еврея. Выходцы из Римской империи, а также местные язычники составили основу его населения. Но к IV веку они подхватили возникшую в рамках мессианской волны веру в идеи Иисуса Христа. Вскоре христианство стало господствующим вероисповеданием в Римской империи. Дали о себе знать первые ростки антисемитизма, суть которых заключалась в том, что евреи – не христиане, а иноверцы, распявшие Христа. Долгое время христианская церковь теоретически обосновывала «второсортность» и «греховность» евреев, считая их «временными поселенцами», упрямыми самозванцами, не желавшими «расширять» свои ветхие представления о Боге. Ортодоксальные последователи иудаизма вынуждены были или уезжать в окраинные районы Палестины, или в более отдаленные регионы уже Византийской империи.
Со времен Адриана евреи больше не управляли Палестиной. Но они по-прежнему оставались активным субъектом ближневосточной политики. Отчасти, их опытом, знаниями и деньгами пользовались арабы после захвата Палестины в 638 году. К их услугам прибегали крестоносцы в XI-XII вв.
После изгнания крестоносцев в 1187 году армиями арабского полководца Салах эд-Дина в Палестине начал насаждаться ислам. Последние остатки существенного присутствия христианства, как и иудаизма были истреблены мамлюками в XIII веке. Они же правили Палестиной до 1516 года, пока не потерпели поражение от турецкой армии.
В Эрец Исраэль (Иудее) в I веке проживало более четырех миллионов человек. К моменту арабского вторжения, кроме евреев в стране проживали многочисленные национальные меньшинства – греки, ассирийцы, армяне, персы, курды и другие. Постепенно там появились и арабы. Вплоть до окончания Первой мировой войны территория современной Палестины входила в состав Османской империи и считалась её самой отсталой «периферией», заброшенной, опустошенной и практически безлюдной пустыней.
Британский консул доносил правительству в 1857 году: «Страна в значительной степени свободна от жителей, и таким образом существует сильнейшая нужда в населении»[1]. В 1863 году Марк Твен в книжке «Простаки за границей» писал: «Ни видно ни единой деревни на всем протяжении [Изреельской долины] – на тридцать миль в любом направлении. Нигде ни деревца, ни кустика. Даже оливы и кактусы, эти друзья бесплодной земли, практически покинули эту страну... Где жители этой некогда густонаселенной страны? Кажется, что эти пустынные земли отданы во власть бедуинских разбойников... безрадостная, угрюмая и скорбная земля...» Английский писатель, поэт и художник Эдвард Лир, посетивший Палестину в 1858 году, в своих письмах к друзьям сообщал о поразившем его «бандитизме и произволе арабских шаек грабителей, наводнивших страну и промышлявших на ее дорогах». Историк Ландес обобщил эти и другие многочисленные свидетельства: «В итоге столетий пренебрежения и дурного правления турок – после предшествующих истребительных завоеваний – страна превратилась в пески, болота, добычу враждующих кланов и бедуинских
мародеров»[2].
В середине XIX века Османская империя вступила в полосу затяжных кризисов, чем попытались воспользоваться крупные европейские государства: Англия, Франция, Россия и Австро-Венгрия. При этом возник так называемый «восточный вопрос», решение которого вылилось в целый ряд войн между Турцией и странами Европы. Как результат – с 1856 года иностранцы получили право приобретать в Османской империи землю и недвижимость. На основании этого права начинается возвращение евреев в Палестину. Вначале это были, как правило, люди среднего достатка, но глубоко верующие. Палестину они считали родиной своих предков, землей, которую завещал Всевышний евреям и их потомкам.
В 1870 году неподалеку от городка Яффы, населенного в то время арабами, была создана первая еврейская сельскохозяйственная школа. К 1890 году здесь уже существовала целая сеть поселений, жители которых на первых порах занимались физическим трудом совместно с арабами, затем, благодаря финансовым инъекциям богатейших евреев мира (Ротшильда, Гирша и др.), стали привлекать в свои кооперативы арабских рабочих. Хорошие заработки на еврейских фермах привели к настоящему паломничеству «соседних» арабов в Палестину, которая во время турецкого владычества состояла из Иерусалимского санджака и частей, входивших в вилайеты Сирии и Бейрута.
К концу XIX века в мире насчитывалось около 12 млн. евреев, рассеянных по всем частям света. 9,3 млн. евреев жили в Европе (из них 6 миллионов в России) и 2 млн. в Северной Америке. В Соединенном королевстве евреев было лишь 245 тысяч, в Палестине же до войны было всего 125 тысяч евреев. Они главным образом сосредоточивались в нескольких городах, таких, как Иерусалим, где из 80 тысяч жителей 55 тысяч были евреи; большая часть их жила подаянием, за счет благотворительности, или же это были старики, пришедшие умирать на святую землю. Еврейские колонии насчитывают только 11 тысяч человек. Остальные евреи жили в других городах или частях страны.
Ни еврейские миллионеры, ни тем более первые еврейские поселенцы не выдвигали политических лозунгов и не требовали создания собственного государства в Палестине.
Мысль о создании своего государства впервые пришла к австрийскому журналисту Теодору Герцлю. В 1880-90-х годах, исследуя проблемы антисемитизма, он пришел к выводу о необходимости его образования. По словам Герцеля, такое государство – это мировая потребность, сложившаяся в ходе развития цивилизации из-за постоянного преследования еврейского народа. Для него не было самым принципиальным вопросом место для этого государства, это могли быть и Аргентина или Уганда (зато отрыв от идеи возвращения на историческую родину стал неприемлем для большинства его последователей). Но основные его помыслы устремились в Палестину, котрая никогда не переставала восприниматься как Земля Обетованная: «Если бы турецкий султан захотел отдать нам Палестину, - писал Герцель в книге «Еврейское государство», - то мы могли бы привести финансы Турции в полный порядок. Для Европы же мы образовали бы там нечто вроде оплота, преграды против Азии. Мы позаботились бы о распространении культуры среди невежественных народов Азии…». Касаясь священных для христиан городов, в том числе Иерусалима, Герцель обещал их всемерную охрану и защиту. «Наша почетная стража святых мест была бы великим символом решения еврейского вопроса после восемнадцати столетий полных мучений, страданий и притеснений», - подчеркивал он[3].
Надо признать, что до и независимо от Герцля концепция сионизма начала зарождаться также в недрах английского правительства. В 1840 году лорд Пальмерстон писал британскому консулу в Стамбуле, что турецкому султану следовало бы указать на то «огромное значение», которое имело бы поощрение попыток евреев вновь обосноваться в Палестине, так как «богатства их увеличат ресурсы самого султана». Здесь же министр иностранных дел особо подчеркивал, что возвращение еврейского народа под покровительство султана по его призыву станет гарантией целостности Османской империи перед лицом «коварных замыслов» некоторых арабских лидеров, выступающих за национальную независимость и суверенитет. Свое послание он заканчивал так: «Передайте турецкому правителю эти конфиденциальные заявления и порекомендуйте ему поощрять возвращение всех евреев в Палестину».
Между тем идеи Герцеля, особенно его постулаты о библейской родине евреев, вначале воспринимались как фантазия. Но со временем к ним стали прислушиваться как на Западе, так и в Османской империи. После создания в 1897 году Всемирной сионистской организации (ВСО) началась целенаправленная работа по созданию еврейского государства в Палестине. Лидеры ВСО стали частыми гостями в турецкой столице. С началом Первой мировой войны к политической игре подключилась Германия. Именно с ее помощью удалось добиться от турецкого султана ряда льгот для еврейской иммиграции в Палестину.
Лондон вплоть до 1916 года лишь пассивно наблюдал за событиями в Палестине и вообще за сионистским движением. Выраженную активность в регионе проявляли Франция и Россия, которые не желали поступаться своими интересами на «священной земле» после расчленения погибающей Османской империи. Париж считал Палестину частью Сирии, в России же последовательно отстаивали принцип международного контроля над святыми места.
Периодически возникающие разногласия среди европейских великих держав по «восточному вопросу» призваны были решить трехсторонние англо-франко-русские переговоры, которые закончились в мае 1916 года достижением соглашения Сайкс-Пико. Англии удалось «выторговать» у союзников лишь часть Палестины, что явно не устраивало пришедший к власти в конце года кабинет Д.Ллойда Джорджа. В сложившейся к тому времени ситуации новый премьер-министр стал придерживаться той мысли, что Палестина является «стратегическим буфером» Великобритании на Ближнем Востоке, и что Суэцкий канал надо защищать со стороны Палестины[4].
Подобные высказывания премьер-министра базировались не только на известных постулатах британского колониального мышления, но и на некоторых новых реалиях. А именно: между Лондоном и сионистскими лидерами была достигнута договоренность о том, что последние будут всячески поддерживать установление британского протектората над Палестиной. Предполагалось, что как только Британия получит протекторат, то Палестина перейдет под контроль евреев, которые будут преданно служить английским интересам в районе Суэцкого канала. Лондонское правительство в принципе соглашалось на облегчение въезда в Палестину «одному миллиону и более евреев в течение 20–30 лет»[5].
Публично намерения Лондона были изложены в письме министра иностранных дел Великобритании лорда А.Дж.Бальфура от 2 ноября 1917 года в адрес ВСО. В нем в частности говорилось, что правительство Его Величества с благосклонностью относится к «созданию в Палестине национального очага для еврейского народа и будет предпринимать все усилия к тому, чтобы обеспечить достижение этой цели». При этом не будет предпринято ничего, что «могло бы причинить ущерб гражданским и религиозным правам существующих нееврейских общин в Палестине»[6].
Ллойд Джордж считал, что «опубликование британской декларации о Палестине окажет большое влияние на евреев всех стран и обеспечит Антанте помощь еврейских банкиров». Особенно важна была такая помощь в Соединенных Штатах, так как союзники почти истощили свои золотые и валютные запасы для оплаты закупок в Америке. «Таковы были главные соображения, заставившие в 1917 году британское правительство заключить соглашение с евреями», - заключал британский премьер[7]. При этом он не скрывал, что «опубликование декларации Бальфура обусловливалось соображениями военной политики. Это было одно из проявлений нашей пропагандистской стратегии, стремившейся мобилизовать общественное мнение и общественные силы всего мира в целях ослабления врага и усиления союзников»[8].
Скоро декларация Бальфура нашла свое материальное воплощение: к февралю 1918 года войска генерала Э.Алленби оккупировали почти всю Палестину (тогда под ней понималась территория нынешних Израиля, Палестинской автономии и Иордании). «Эта победа произвела очень сильное впечатление на наших американских союзников, - отмечал Ллойд Джордж чуть позже в своих мемуарах, - а для великого международного братства, каким является еврейская раса, эта победа была залогом осуществления декларации Бальфура…, в которой мы обещали содействовать созданию в Палестине национального убежища для еврейского народа»[9].
Одновременно с наступлением британских войск стали спешно формироваться батальоны так называемого Еврейского легиона. Их лозунгом было: «В крови и огне воспрянет Иудея». Обращаясь к добровольцам легиона известный химик и один из лидеров сионистского движения (впоследствии – первый президент Инзраиля) Хаим Вейцман любил подчеркивать, что именно еврейские солдаты обязаны «внести свой склад в освобождение Сиона от турок», так как они действуют «в армии могущественной державы, которая дала обязательство восстановить еврейский национальный очаг»[10]. Что касается палестинских арабов, то в своем большинстве они были мобилизованы в турецкую армию.
К концу Первой мировой войны на территории Палестины была создана Британская военная администрация, в подчинении которой находилось 755 тысяч человек, из них 83 тысячи – евреи. Основной ее проблемой стало решение жизненно важных и неотложных задач. Везде господствовала нищета населения: не хватало воды и продуктов питания, почти отсутствовало топливо. В валютных делах царил полный хаос. Люди говорили на сорока «официальных» языках, среди которых в еврейской общине первое место занимал русский («русский фактор» стал превалировать среди евреев Палестины начиная с 1880-х годов, когда вследствие жестоких гонений еврейское население России вынуждено было в массовом порядке эмигрировать за рубеж. В Российской империи родились почти все первые президенты и премьер-министры еврейского государства: Давид Бен-Гурион, Хаим Вейцман, Леви Эшколь, Голда Меир, Менахем Бегин и многие другие из тех, кого принято называть отцами-основателями Израиля; По мнению многих исследователей, именно притеснения и исход евреев из России вызвал к жизни старый идеал Земли обетованной, впоследствии трансформированный Т.Герцлем в движение сионизма[11])
Назревала и другая проблема, которая заключалась в жестком антагонизме между зарождавшимся арабским национализмом, рупором которого стал председатель Верховного мусульманского совета Палестины муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни, и сионизмом. Уже в 1920-1921 гг. английским войскам пришлось усмирять «палестинские бунты», которые, как констатировала специальная комиссия из Лондона (комиссия Хайкрафта), были вызваны несогласием арабов с ростом еврейской иммиграции.
Еще в годы Первой мировой войны Англия, Франция и Россия в основном согласились с созданием независимых арабских государств на территории Османской империи. Реализовать эти намерения было решено в рамках созданной в 1919 году Лиги наций. В статье 22 ее учредительного Договора в частности отмечалось, что в отношении тех колоний и территорий, которые в результате последней войны вышли из управления ими другими странами, и которые населены людьми, еще не способными оставаться самостоятельными в напряженной обстановке современного мира, должен быть применен принцип, по которому благосостояние и развитие таких народов являются «святой обязанностью цивилизации». Лучшим способом реализации этого принципа можно считать возложение обязанностей опекунства (мандата) на развитые нации. Это опекунство должно осуществляться от имени Лиги наций и его характер различаться в зависимости от стадии развития народа, географического положения его территории, экономических условий и других факторов. Мандат действует до тех пор, пока подмандатные территории и населяющие их общины не смогут самостоятельно решать все свои проблемы. Страна-опекун выбирается в первую очередь с учетом пожеланий того или иного народа (народов)[12].
В 1920 году на вилле «Парадиз» в итальянском городке Сан-Ремо главные союзные державы достигли договоренности о создании подмандатных государственных образований в лице Сирии, Ливана и Ирака. По настоянию английской делегации Палестина была выделена в особую зону («территорию»), статус которой (арабский или еврейский) предполагалось определить после тщательного изучения ситуации, возникшей в ходе реализации декларации Бальфура. Мандат над этой зоной передавался Великобритании. Он вступил в силу в сентябре 1922 года. Верховным комиссаром Палестины стал видный английский еврей Герберт Сэмюэл, один из наиболее влиятельных приверженцев создания еврейского государства на палестинской земле.
Решение конференции в Сан-Ремо было поддержано большинством европейских стран, а также США. При этом в специальной революции американского Конгресса от 21 сентября 1922 года отмечалось, что Америка «поддерживает образование в Палестине национального очага для еврейского народа», отчетливо понимая, что в данной ситуации не должен быть нанесен никакой ущерб «правам христиан и других нееврейских общин в Палестине». Россия от участия в конференции уклонилась. Было не до этого – шла гражданская война.
Арабские лидеры, в целом поддержав мандатную систему, не готовы были согласиться с «неопределенностью» Палестины. Они считали, что Великобритания и союзные державы частично нарушили взятые обязательства – предоставить всем арабам (в том числе палестинским) государственную самостоятельность в рамках традиционно сложившихся арабских анклавов распавшейся Османской империи. Особый протест выражали сирийские националисты, которые считали Палестину (как и Ливан) неотъемлемой частью Великой Сирии[13].
Напрашивается вопрос: почему Великобритания возложила на себя столь сложную, дорогостоящую, а главное – рискованную миссию по обустройству Палестины? Не лучше было бы создать на ее территории арабское государство или передать под мандат Франции (включив в состав Сирии)? От этого стратегические интересы Лондона в регионе отнюдь не пострадали бы, а его позиции в арабо-мусульманском мире даже улучшились.
Здесь, по всей видимости, особую роль сыграл английский прагматизм, а уж потом политическая дальновидность. Сделав ставку на разрешение еврейского вопроса, британское руководство надеялось прежде всего на получение льготных кредитов от еврейских банкиров. Деньги нужны были для стабилизации бюджета после окончания мировой войны. Предполагалось также, что поддержка сионизма будет способствовать быстрому освоению Палестины, а заодно и других подмандатных территорий. В политическом плане в поле зрения держались два обстоятельства: использование влиятельных сионистских кругов против потенциальных недругов Британской империи и привлечение на свою сторону российских евреев.
Уже первые годы британского присутствия в регионе показали, что арабо-еврейские противоречия не вписывались в обычную логику. Они выходили далеко за пределы английского колониального опыта, имели свою специфику, не поддавались разрешению ни путем переговоров и уговоров, ни путем компромиссов. Лондону приходилось прибегать то к дипломатическим трюкам, то к военной силе. При этом ронялся политический престиж, гибли собственные солдаты.
При этом, по мнению Лондона, не совсем верно действовал король Абдалла.
Об этом – чуть подробнее. В 1920 году министр колоний У.Черчилль, военный министр лорд Китченер и профессиональный разведчик Т.Э.Лоуренс («Лоуренс Аравийский») отыскали в священном городе Мекке двоих молодых и честолюбивых братьев – Абдаллу и Фейсала – из древнего и почитаемого рода хашимитов. Они мечтали о троне и ненавидели османских наместников. Поэтому как нельзя лучше подходили для «организации и проведения» различных антитурецких выступлений. И уже в марте Абдалла был провозглашен королем Ирака, а Фейсал – королем Сирии. Арабские националисты и британский МИД могли праздновать первую победу на Востоке. Но вмешалась Франция. Получив мандат на Сирию, она тут же отстранила от трона проанглийского ставленника. Не долго думая, британские власти возвели его на… иракский престол. Король Абдалла остался ни с чем. Но лишь на несколько месяцев.
Уже в ноябре с небольшой свитой он приехал в палестинский город Амман, где было несколько тысяч жителей, в основном бедуины и выходцы с Кавказа, которые служили в качестве наемников в турецкой армии, и объявил себя королем тамошних земель. Первоначально англичане были повергнуты в шок, и уже собирались изгнать самозванного владыку. Но вмешался У.Черчилль. Он рассуждал так: Абдалла – сторонник Британской империи, популярный борец за арабскую независимость, не питает неприязни к евреям, отличается организаторскими способностями и хорошей исполнительностью. Ему – и карты в руки.
В 1922 году Черчилль создал новый эмират на 80% подмандатной территории, включив в него 230 тысяч бедуинов и кавказцев. Тут же он добился выделения 150 тысяч фунтов стерлингов для ежегодного бюджета Абдаллы. Охрана короля возлагалась на Арабский легион, ядро которого составили британские офицеры во главе с полковником Дж.Глаббом. Западная граница этого автономного района со столицей в Аммане условно проходила по реке Иордан. Таким искусственным способом, фактически росчерком пера было создано новое государственное образование. Отныне территория к западу от реки Иордан стала именоваться собственно Палестиной, к востоку – Трансиорданией. В кулуарах Черчилль не скрывал, что Трансиордания – это «великолепное изобретение», которое, во-первых, станет буфером между евреями, сирийцами, иракцами и саудитами, во-вторых, даст евреям осязаемые перспективы в создании национального очага и, в-третьих, несколько ослабит внутриарабские страсти вокруг принадлежности библейской земли. Ведь Абдалла – арабская легенда и друг Британии, при необходимости с ним можно договориться[14].
Но в конце 1930-х годов договариваться было уже слишком поздно да и опрометчиво. Арабские партизаны потерпели поражение, евреи демонстрировали военное превосходство. А тут еще инициатива друга-Абдаллы…
В памятной записке британскому правительству он официально заявил, что Палестина и Трансиордания – это одно государство, и, чтобы избежать катастрофы как для арабов, так и евреев, необходимо создать палестинскую федерацию во главе с королем, в которой евреи получат максимум автономии и представительной власти. Подобное предложение вызвало бурю гнева в арабских столицах. Абдалла был обвинен во всех мыслимых и немыслимых грехах: ведь он замахнулся не только на святая святых Палестину, но и дал согласие на еврейский очаг «в самом сердце арабской родины». Наверное, король опередил время. Но ему не занимать прозорливости – до конца своей жизни он был уверен, что без мира с евреями будут бесконечные войны в регионе, и во всех этих войнах проиграют арабы.
И снова – что делать? В Европе пахло порохом, на Ближнем Востоке – новой кровью. Нужны были конкретные шаги по палестинскому вопросу. Но какие? Принцип «кнута и пряника» уже не действовал, метод «разделяй и властвуй» не срабатывал. Промедление казалось смерти подобным.
Все ждали вестей с Сент-Джеймсского дворца, где британские власти, окончательно потеряв надежду усадить за общий стол переговоров арабов и евреев, вели интенсивные контакты с каждой делегацией в отдельности. Еврейскую делегацию возглавлял Х.Вейцман. В арабскую делегацию входили представители пяти государств и лишь несколько палестинских арабов. Жесткий водораздел между сторонами, а также внутриарабские дрязги не предвещали ничего компромиссного. Но и отступать было некуда.
17 мая 1939 года правительство Н.Чемберлена опубликовало Белую книгу о Палестине. В ней говорилось, что в течение десяти лет предстоит создать палестинское государство на основе конституции, гарантирующей права меньшинств. Проектируемое государство мыслилось как разделенное на арабские и еврейские провинции. Еврейскую иммиграцию предполагалось ограничить 75 тысячами человек в течение ближайших пяти лет, вслед за чем она будет полностью прекращена. Вводились существенные ограничения на приобретение земли евреями.
Сразу же последовала реакция сторон. Арабы согласились рассмотреть английскую инициативу, при условии, что еврейское меньшинство не получит возможности мешать созданию арабского государства, и просили Лондон установить точную дату, когда будет полностью прекращена еврейская иммиграция в страну.
Особую позицию занял король Абдалла. В специальном послании он просил английское правительство пересмотреть основные положения Книги, если «исламский Восток» представляет для него «хоть какую-то ценность». Король был морально угнетен. Он сожалел, что идея федерации канула в Лету, что к нему не прислушиваются, им пренебрегают.
Что касается евреев, то они безоговорочно отвергли Белую книгу. Действия Великобритании были расценены как «предательство», как «капитуляция перед арабским шантажом». «Как в чехословацком вопросе, так и в палестинском британские власти избрали политическую линию умиротворения, - писал Игаль Алон, активный участник тех событий, впоследствии видный государственный деятель Израиля. – Они хотели как можно скорее закрыть палестинский вопрос, и они это сделали, закрыв глаза на то, что захлопывают дверь в единственную страну на свете, куда еврейские беженцы могли приехать по праву, а не из милости»[15]. Позорный «сент-джеймсский сговор» - это «второй Мюнхен», однозначно констатировали другие лидеры сионистского движения. Теперь евреи в Палестине противостоят двум враждебным фронтам – британскому и арабскому, говорил председатель Еврейского агентства Д.Бен-Гурион. Мы будем бороться против Белой книги и не только политическими, но и военными средствами[16].
В который уж раз возник извечный вопрос: как быть? Позволить продолжить переселение без ограничений? Значит – негласно дать санкцию на создание в Палестине еврейского государства. Официально запретить это делать? Значит – частично поддержать арабскую сторону, что чревато, по крайней мере, двумя опасностями: массовым антиеврейским террором в Палестине и резким падением британского престижа в урегулировании арабо-еврейского кризиса. Наконец, просто по-английски промолчать и уйти? В результате – резня в Палестине достигает апогея, что вынудит Лондон отказаться от мандата и фактически оставить стратегически важный регион на произвол судьбы. Ясно, что в таком случае он станет вотчиной Германии. Эмиссары Гитлера действовали изощренно и напористо. Воистину, тогда англичане «сами не знали, что делать и что предпринять», писал чуть позже великолепный знаток арабской истории, покойный иорданский король Хусейн бен Талал. Они «то выступали против евреев, то усмиряли своих друзей арабов»[17].
Упор был сделан на дипломатию. Лондонские эмиссары начали всячески убеждать арабских правителей «оставить Палестину в покое», довериться добрым отношением Англии с арабо-мусульманским миром, наконец, - позволить британской короне «достойно выполнить» свои обязательства по мандату и справедливо разрешить арабо-еврейские противоречия.
В ходе открытых и закрытых дискуссий на поверхность всплыли довольно неожиданные (и даже пикантные) подробности внутриарабских дел. Оказалось, что руководители Египта, Сирии и Трансиордании категорически против создания в Палестине самостоятельного арабо-палестинского государства (не говоря уже о еврейском). Более того, они считали Палестину частью собственной территории и готовы были драться за нее до последнего солдата после окончания британского мандата. Межарабская война за Палестину казалась отнюдь не мифом, а реальностью.
Между тем ситуация в Палестине с каждым годом лишь накалялась. Временами она полностью выходила из-под контроля мандатных властей. В то же время как арабская, так и еврейская общины требовали от Верховного комиссара решительных действий по наведению порядка и выполнению взятых обязательств. Арабы все еще надеялись, что на территории Палестины будет создано палестинское национальное правительство, которое получит полномочия определить «будущий статус подмандатной территории» (автономия в составе одного из соседних государств, вхождение на правах полноправного субъекта в единое арабское супергосударство, полное слияние с одним из арабских государств). И ни слова о «государственной независимости»! Арабские интересы представлял Арабский палестинский конгресс, позже – Высший арабский комитет, которые, впрочем, были созданы по настоянию мандатных властей.
Прибывавшие в Палестину евреи в своей основной массе преследовали единственную цель – создание собственного государства. Их интересы представляло Еврейское агентство со штаб-квартирой в Лондоне.
Постепенно Палестина превращалась в своеобразный военный лагерь. Британские гарнизоны соседствовали с военизированными еврейскими поселениями; в горах и на основных коммуникациях дислоцировались арабские партизаны. Достаточно было малейшего повода – и вспыхивала настоящая война, где все воевали против всех. В результате разрушались города и села, гибли люди, падал престиж страны-мандатария..
Особое беспокойство у мандатных властей вызывали действия вооруженных отрядов еврейской самообороны (Хаганы), которые лишь формально подчинялись Верховному комиссару. Лидеры Хаганы (среди них и Моше Даян) нередко выступали против британских интересов, но главную свою цель видели в создании основ для регулярной армии будущего еврейского государства. Иные задачи ставили перед собой подпольные организации «Иргун» («Эцель») под руководством М.Бегина и «Лехи» во главе с А.Штерном. Они не скрывали, что Великобритания для них – основной враг, и развязали (особенно в 40-е годы) настоящий террор против членов английской администрации в Палестине и британских чиновников в ряде арабских стран.
А тут еще возросшая имиграция.
В канун Второй мировой войны Германию и Австрию покинули около 300 тысяч евреев, из них 60 тысяч выехали в Палестину. Прибытие в страну такого количества людей за сравнительно короткое время создало дополнительные проблемы для английской администрации. Больше всего Лондон волновало то, что позволив увеличить иммиграцию в Палестину (в общем-то по гуманным соображениям), он попадал под жесткую критику большинства арабских лидеров. Тут как тут появлялась фашистская агентура, которая без особого труда вербовала на свою сторону не только арабских националистов, но и признанных в регионе авторитетов. Муфтий Иерусалима стал частым гостем в Берлине, видя в Гитлере своего «единомышленника и покровителя». Простому арабскому обывателю внушалась мысль, что скоро, дескать, при пособничестве Англии евреи вытеснят всех арабов не только с Палестины, но и других исконно мусульманских земель.
Завязалась интенсивная переписка между арабским Иерусалимом и главарями рейха. Ее результатом стал секретный меморандум И.фон Риббентропа, в котором германский МИД высоко оценил «веру арабов в государства Оси», их готовность к участию в борьбе с общим врагом до полной победы… В соответствии с этим Германия «готова предоставить любую помощь арабским странам, находящимся под гнетом британских властей». Это – одна из целей берлинского руководства. Германия признает суверенитет арабских стран и, что самое главное, «согласна с ликвидацией национального еврейского очага в Палестине»[18].
Одновременно не только в Палестине, но, практически, и во всех арабских странах развернулась широкая антисионистская кампания дирижировал которой из Берлина иерусалимский муфтий (по указанию Гитлера он ежемесячно получал жалование в размере 60 тыс. марок). Как правило, суть пропаганды зиждилась на религиозных догматах, которые воспринимались правоверными как руководство к действию. Вот содержание одного из «революционных призывов»: «Мусульмане должны быть уверены – сколько бы ни длилась борьба, но еврейско-сионистский проект будет вырван с корнем во исполнение обещания Аллаха (Велик Он и Славен), который в суре «аль-Исраа» (7-8 айяты) сказал: «Когда настанет для вас срок наказания во второй раз за бесчинства и несправедливость, Мы направим ваших врагов против вас, чтобы они причинили вам такой вред, который оставит следы унижения, бедствия и горя на ваших лицах. И последствием будет то, что они войдут в Иерусалимскую мечеть и разрушат ее точно так же как они вошли в нее в первый раз и разрушили. И уничтожат они все, над чем возьмет верх их сила. Может быть, ваш Господь простит вас после этого еще раз, если вы раскаетесь. Но если и после этого вы будете продолжать бесчинства, то Мы опять накажем вас и сделаем ад темницей и пристанищем для неверных». Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) так же сказал об этом в хадисе, переданном Муслимом и Ахмадом: «Конец света не настанет до тех пор, пока мусульмане не сразятся с евреями и не убьют их. Они будут прятаться в ужасе под камнями и за деревьями, но и камни, и деревья откроют их, и будут говорить: «О, мусульманин, за мной прячется еврей, приходи и убей его»[19].
Грянула Вторая мировая…
Бен-Гурион внес определенные коррективы в ближайшие и последующие задачи «еврейского сопротивления». Сжато и афористично он заявил, что международное сионистское движение, как и палестинские евреи, будут воевать против фашизма, как будто нет никакой Белой книги, и будут бороться против Белой книги, как будто нет никакой мировой войны[20].
Во что это вылилось? Из 600 тысяч палестинских евреев ушли добровольцами в британскую армию 32 тысячи человек. Они служили на всех фронтах, во всех родах войск, среди них было 450 офицеров. В сентябре 1944 года британское командование дало согласие на создание Еврейской бригады, в состав которой вошло пять тысяч палестинских евреев. Это было самостоятельное боевое соединение со своим собственным знаменем, штабом и тыловыми службами. Первое боевое крещение оно получило на фронтах Италии. Военнослужащие этой бригады, а также личный состав созданных в 1941 году «ударных рот» (Пальмаха) составили профессиональную основу будущей Армии обороны Израиля.
Однако этому предшествовали далеко не однозначные события. С одной стороны, Лондон, придерживаясь положений Белой книги, фактически объявил войну сионистскому движению и усилил контроль за деятельностью различных еврейских организаций в Палестине. Любые выступления евреев, особенно под лозунгами независимости, карались самым жестоким образом. С другой стороны, падение Франции и установление вслед за этим профашистских режимов в Сирии и Ливане, успешное продвижение гитлеровцев в Северной Африке ставили на повестку дня единственный вопрос – как защитить британские интересы в регионе. Немцы приближались к Египту. Муфтий Иерусалима, находясь в Берлине, начал готовиться к вступлению в Палестину вместе с победоносной германской армией. В окрестностях Иерихона и других городов немецкие агенты развернули кипучую деятельность по организации восторженного приема германских войск арабским населением.
В лице евреев Палестины англичане нашли фактически единственного верного союзника в регионе. Была проделана колоссальная работа по координации планов и задач на случай прорыва немцев. Особое внимание обращалось на организацию партизанской войны в условиях отсутствия регулярного и надежного тыла. Создавались подпольные арсеналы, велось усиленное обучение методам диверсий и террора.
К концу 1942 года ситуация в регионе резко изменилась. После стабилизации советско-германского фронта, победы союзников под Эль-Аламейном и заметного роста популярности «Свободной Франции» Ш. де Голля в Сирии и Ливане чрезмерная активность еврейского воинства на Земле обетованной явно не стыковалась с перспективными планами британского правительства. А планы эти предполагали приоритетное развитие сотрудничества с арабскими странами.
Уже в 1943 году английский кабинет занял открыто антисионистскую позицию. Евреи отреагировали незамедлительно. Началась работа по двум направлениям: в США Еврейское агентство развернуло бурную деятельность по формированию просионистского лобби; в самой Палестине усиленно создавались подпольные группы для вооруженной борьбы против британских интересов. Фактически, к концу Второй мировой войны противостояние в Палестине превратилось из арабо-еврейского в британо-еврейское.
Особого накала оно достигло после прихода к власти в Великобритании лейбористского правительства (лето 1945 г.). Новый премьер-министр К.Эттли и его министр иностранных дел Э.Бевин в резкой форме заявили, что не пойдут ни на какое изменение положений Белой книги, хотя в предвыборной программе лейбористов не исключался компромисс с палестинскими евреями. Не помогли и уговоры американского президента Г.Трумэна, который настойчиво советовал англичанам «допустить в Палестину 100 тысяч европейских евреев из числа перемещенных лиц». «Вы должны помочь жертвам Гитлера, - писал он Эттли, - особенно тем, репатриация которых невозможна и которые хотят ехать в Палестину». При этом Трумэн был не совсем последовательным в своем «гуманизме»: для большинства евреев дверь в США оставалась закрытой. К примеру, в 1946 году лишь пять тысяч евреев получили американские визы[21].
Осознав, что Британия не хочет раздражать арабов и не готова выполнить свои обязательства, почувствовав при этом моральную поддержку Вашингтона, а также заручившись молчаливым одобрением Москвы, еврейские организации начали думать о способах давления на британскую администрацию.
В июне 1946 года были взорваны десять стратегически важных мостов, соединяющих Палестину с соседними арабскими странами. Вслед за этим было разрушено более 200 складских помещений вдоль палестинской железной дороги. Участились дерзкие нападения на военные гарнизоны, поезда и военный транспорт. Начался массовый нелегальный ввоз оружия и боеприпасов как западного, так и советского производства. В отдельных поселениях в полную силу функционировали заводы и фабрики по производству взрывчатки, пуль и некоторых видов стрелкового вооружения. В целях маскировки подобные предприятия сооружались в бункерах и подвалах. На подступах к ним вывешивались огромные плакаты, типа: «Осторожно! Скот в киббуце поражен ящуром». Зачастую под лозунгом «борьбы с английским империализмом» представителями наиболее радикальных группировок совершались бессмысленные по своей жестокости террористические акты. К примеру, боевики Штерна убили в Каире английского статс-секретаря лорда Мойна, группа «Эцель» взяла на себя ответственность за взрыв иерусалимской гостиницы «Царь Давид», в результате которого погибло свыше 90 человек, в основном представителей и служащих британской администрации. Мощные бомбы были заложены в помещения отеля «Семирамис» и английского банка «Барклайз». Этот перечень можно продолжить.
Руководство основных сионистских организаций страны выступали категорически против этих действий и активно пресекали деятельность «Эцель» и ЛЕХИ, но британской администрации не хотелось ссориться с арабами, все более агрессивно выражавшими недовольство укреплением сионистского присутствия, поэтому англичане воспользовались деятельностью радикальных элементов, чтобы разгромить сионистское движение в регионе. В субботу 29 июня 1946 года 100 тысяч британских солдат и полторы тысячи полицейских блокировали почти все еврейские поселения и основные сионистские учреждения. Было объявлено военное положение и введен комендантский час. В течение двух недель в еврейских анклавах проводились повальные обыски и аресты. 2700 еврейских активистов были интернированы, тысячи согнаны в специальные фильтрационные лагеря. Власти выдали ордера на арест Бен-Гуриона и других сионистских руководителей, часть из которых которые в тот момент оказались в США.
Действия Лондона поддержали палестинские арабы, почти все руководители стран региона. Но не поддержал Трумэн. Он не только не выдал сионистских лидеров, но и резко осудил британские власти за излишнюю жестокость в Палестине. Более того, зная о плачевном состоянии финансов Великобритании, он открыто заявил о намерении администрации вообще прекратить выдачу ей льготных американских займов и кредитов. Лондон был вынужден капитулировать.
К началу 1947 года мандатное правительство в Палестине оказалось полностью парализованным. Еврейское население подчинялось лишь своему выборному руководству. Количество нелегально въехавших переселенцев превысило 70 тысяч человек. Большинство их прибыло (и прибывало) в Палестину кораблями из румынских, югославских и болгарских портов, куда доставлялись через транзитные пункты в Чехословакии, Польше и Венгрии.
В политическом плане англичане предприняли еще одну попытку решения проблемы. Была проведена серия контактов (как легальных, так и нелегальных) с королем уже «независимой Иордании» Абдаллой. Суть британской инициативы сводилась, как оказалось, к давнему замыслу Черчилля: Палестину следует разделить на две части – еврейскую и арабскую, присоединив последнюю к Иордании. Абдалла в основном поддержал план раздела, но в последний момент отошел в сторону, боясь «общеарабского гнева». Но больше всего короля пугало другое – создание в перспективе независимого палестинского государства. Ведь сионистский конгресс 1946 года предложил Англии и арабским странам создать, наряду с еврейским и независимое арабское государство на Западном берегу реки Иордан с выходом к Средиземному морю в районе Яффо. Взамен евреи требовали сектор Газа, находившийся фактически под контролем Египта. Абдалла понимал, что любой его компромисс с евреями вызовет нежелательную реакцию в самой Палестине, где бурную антиеврейскую пропаганду развернули сторонники иерусалимского муфтия аль-Хусейни, потерявшего друга Адольфа, но не свои претензии на власть. Получая помощь и поддержку от ряда арабских столиц, недавние сторонники нацистов с триумфом прибыли в… Египет и сразу же объявили себя лидерами палестинских арабов. Короля Абдаллу они обвинили в связях с сионизмом и позже хладнокровно расстреляли.
Вокруг Палестины затевалась далеко не безобидная международная игра,. Каждый из ее активных участников (арабские страны, США и СССР) преследовали собственные цели, которые ни в коей мере не соизмерялись с интересами страны-мандатария. К тому же, еврейское население Палестины в 1945—1946 годах почти утроилось, достигнув 600 тысяч человек. Это была «критическая масса», позволявшая начать борьбу за создание еврейского независимого государства в Палестине. Добавим при этом, что большинство новых репатриантов прибыли из Польши, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Болгарии и ряда регионов Советского Союза. Москва не только поощряла процесс «возвращения», но и старалась им дирижировать.
Великобритания оказалась как бы в осаде и даже изоляции: ее упрекали в бездеятельности и пассивности, неспособности выполнять обязательства по мандату, нарушении прав человека. Появилась и мощная внутренняя оппозиция, которая укоряла правительство в бесполезной трате денег налогоплательщиков (только с середины 1945 года по декабрь 1946 года в палестинском котле «сгорело» 200 миллионов фунтов стерлингов). Более того, каждый новый цинковый гроб вызывал в Лондоне не только антиправительственные манифестации, но нередко и антисемитские выходки в форме погромов и разграблений еврейских магазинов, осквернения синагог и т.д.
Жребий был брошен. 18 февраля 1947 года министр иностранных дел Э.Бевин объявил в Палате общин, что британское правительство направляет палестинский вопрос на рассмотрение в ООН. Через несколько недель представитель Англии в ООН с горечью констатировал: «Многие годы мы пытались решить вопрос Палестины. Ввиду неудачи… мы передали его в ООН»[22].
В итоге многочисленных дискуссий 15 мая 1947 года Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 196 (S-1) о создании специального комитета (комиссии) ООН для Палестины (УНСКОП) в составе одиннадцати членов (исключая постоянных членов Совета Безопасности) во главе со шведским судьей Э.Сандстремом. Эта комиссия стала международным органом, которому предстояло разобраться в палестинской проблеме, и к 1 сентября «подготовить доклад Генеральной Ассамблее и представить такие предложения, которые будут сочтены подходящими для решения проблемы Палестины»[23]. Советская делегация не голосовала за данную резолюцию под тем предлогом, что в ней «умышленно замалчивалась перспектива предоставления местному населению Палестины национальной независимости»[24]. К моменту создания комиссии на подмандатной территории проживали 1 091 000 арабов-мусульман, 614 000 евреев и 146 000 христиан разных национальностей[25].
Комиссия объехала пол-Европы и всю Палестину, провела сотни официальных и конфиденциальных встреч практически со всеми заинтересованными сторонами за исключением лидеров арабской общины Палестины, которым не было позволено контактировать с комиссией специальным решением Лиги арабских государств (ЛАГ). Характерный штрих: члены комиссии были предельно поражены после бесед с руководителями Хаганы. Те, в ответ на вопрос: смогут ли евреи в случае раздела Палестины «справиться с нападением арабов в широком масштабе?» - ответили, что «если вывести британские войска, Хагана завтра же овладеет положением в стране и сможет защитить Палестину против всего арабского мира»[26].
31 августа, за пять минут до истечения срока полномочий, после 16 пленарных заседаний и 86 рабочих встреч, в бывшей резиденции Лиги наций в Женеве Специальный комитет обнародовал доклад. Генеральной Ассамблее предлагалось два варианта решения палестинского вопроса. Первый («план большинства») предусматривал создание в Палестине двух государств – еврейского и арабского – с выделением Иерусалима и его окрестностей в самостоятельную административную единицу под управлением ООН. Второй («план меньшинства»), авторами которого стали представители Индии, Ирана и Югославии, предусматривал создание в Палестине независимого федеративного арабо-еврейского государства с двухпалатным парламентом, причем одна из палат должна была избираться всеми гражданами будущего государства, а в верхней должны были быть представлены арабы и евреи в соответствии с их численностью в новом государственном образовании.
В сентябре 1947 года вторая сессия Генеральной Ассамблеи была вынуждена создать очередной комитет для вынесения окончательных рекомендаций по отчету УНСКОПа. Необходимо было накануне голосования еще раз попытаться найти некий промежуточный вариант, который бы устраивал как арабов, так и евреев. Ведь Высший арабский совет полностью отвергал «план большинства». Еврейское агентство было категорически против «плана меньшинства». Арабские страны в качестве компромисса предложили внести на рассмотрение проекты еще двух резолюций. В первом речь шла о создании в течение одного года и под контролем Великобритании «единого централизованного временного правительства» на всей территории Палестины. После ухода британских войск и полного прекращения еврейской иммиграции предполагалось провести всеобщие выборы в Учредительное собрание, которое, в свою очередь, примет демократическую конституцию единой и неделимой Палестины. Второй проект предлагал передачу вопроса о будущем Палестины в Международный суд в Гааге.
Главная сложность принятия любого проекта состояла в том, что по Уставу ООН за него должно было проголосовать не простое большинство, а две трети стран, входивших в ООН. В этих условиях позиция СССР и США, которые ратовали за раздел Палестины, была критической. Сталин практически контролировал голоса пяти стран-членов ООН: СССР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Чехословакии и Польши. В 1947 году в ООН было всего лишь 60 членов. Страны, считавшиеся агрессорами в недавно закончившейся войне, — Германия, Япония, Австрия, Румыния, Венгрия и некоторые другие еще не были приняты в ООН. Большая часть африканских и почти половина азиатских стран все еще относились к разряду колоний.
Атмосфера дискуссии перед предварительным голосованием 25 ноября 1947 года была очень напряженной. В поддержку создания в Палестине двух независимых государств проголосовали 25 стран, 13 стран выступили против этого проекта и 17 стран, включая Великобританию и Югославию, воздержались. Югославия, хотя она и входила еще в 1947 году в советский блок, поддерживала идею федеративной Палестины. СССР, Украина, Белоруссия, Чехословакия и Польша поддержали план разделения Палестины на два самостоятельных государства. Но для квалифицированного большинства в две трети не хватало одного голоса. На Ассамблею ООН не приехали делегации Филиппин и Парагвая. Эти страны были в 1947 году сателлитами США, и их представителей срочно доставили в Нью-Йорк. Разочарованием для еврейских и сионистских организаций было и слишком большое число воздержавшихся. Даже наличие большинства в две трети за счет 27 голосов из 57 стран, принимавших участие в работе Генеральной Ассамблеи, обеспечивало все же очень слабый мандат. Дискуссия и интенсивное лоббирование в течение нескольких дней до окончательного голосования 29 ноября 1947 года были очень активными.
Председателем советской делегации на этой сессии ООН был Андрей Громыко, первый постоянный представитель СССР в ООН. В Москве в МИД наблюдение за работой советской делегации в ООН осуществлял главным образом Андрей Вышинский, в прошлом Генеральный прокурор, а в 1940-е - заместитель наркома, а потом - министра иностранных дел СССР (в 1949 – 1953 - министр). Вышинский, в свою очередь, получал инструкции не столько от Молотова, сколько от Сталина, с которым он имел дружеские связи еще с периода 1908—1909 годов, когда они оба отбывали наказание в тюремной крепости в Баку за революционную деятельность – Сталин как большевик, Вышинский как меньшевик. Уместно привести отрывок из выступления Громыко, чтобы были ясны аргументы советской делегации. Перед вторым решающим голосованием 29 ноября 1947 года он в частности отметил: «...Опыт изучения вопроса о Палестине показал, что евреи и арабы в Палестине не хотят или не могут жить вместе. Отсюда следовал логический вывод: если эти два народа, населяющие Палестину, оба имеющие глубокие, исторические корни в этой стране, не могут жить вместе в пределах единого государства, то ничего иного не остается, как образовать вместо одного два государства — арабское и еврейское. Никакого иного практически осуществимого варианта, по мнению советской делегации, нельзя придумать...»[27]
29 ноября состоялось голосование. План раздела был одобрен 33 голосами (в том числе СССР и США) при 13 против и 10 воздержавшихся (включая Великобританию). Согласно принятой резолюции за номером 181(2), Палестина делилась на три анклава: еврейский (56% территории, население 510 тысяч арабов и 500 тысяч евреев), арабский (43% территории, население 750 тысяч арабов и 9,5 тысяч евреев), интернациональная зона Иерусалима и его пригородов (1% территории, население 106 тысяч арабов и 100 тысяч евреев).
Пять стран советского блока обеспечивали необходимое большинство в две трети. Если бы эти страны поддержали арабскую позицию, то соотношение «за» и «против» составило бы 28 к 18. Это не обеспечивало бы большинства в две трети, и поэтому создание Израиля не получило бы мандата ООН. Против создания Израиля в этом голосовании были мусульманские страны: Афганистан, Египет, Иран, Ирак, Ливан, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Турция и Йемен. Голосовали против также Индия, Греция и Куба. Югославия и Великобритания, которые в дебатах выступали против создания независимого еврейского государства, при голосовании воздержались. Югославия не могла выступать против СССР, Британия — против США. Изменили свою позицию от первого ко второму голосованию: Бельгия, Франция, Голландия, Новая Зеландия, Люксембург, Либерия, Гаити. Все эти страны в 1947 году сильно зависели от американской экономической помощи через план Маршалла. Возмущенные принятым решением, арабские делегации покинули Нью-Йорк.
Резолюция предусматривала экономический и таможенный союз двух будущих государств, общность валют, единство транспортной системы и коммуникаций, совместное пользование ирригационной системой. В резолюции указывались крайние сроки окончания британского мандата (1 августа 1948 года) и официального провозглашения обоих суверенных государств (1 октября 1948 года). Восьмой пункт резолюции акцентировал внимание на то, что любые попытки насильственного изменения плана раздела Палестины будут классифицироваться как угроза миру с вытекающими отсюда последствиями. Для регистрации подобных попыток, а также в целях контроля за поддержанием порядка в переходный период была создана специальная комиссия в составе представителей Боливии, Чехословакии, Дании, Панамы и Филиппин. Эта комиссия явилась первой попыткой ООН создать собственный механизм по выполнению принятых решений.
К сожалению, комиссия не смогла в полной мере справиться с заданием. И не только потому, что состояла из представителей периферийных стран. Послевоенный Ближний Восток становился одним из центров глобальной политики, где не только Москва и Вашингтон играли в свои собственные игры, но и государства региона, которые после 1945 года начали стремительно превращаться в полноправных субъектов международных отношений. Каждый играл по-своему, иногда в глубокой тайне, иногда наяву, пытаясь извлечь максимум дивидендов в складывающемся послевоенном миропорядке. К тому же, решения Генеральной Ассамблеи ООН носят рекомендательный характер, и в определенной ситуации каждая из заинтересованных сторон может трактовать эти рекомендации в свою пользу. (На заседание Совета Безопасности ООН, резолюции которого являются обязательными к исполнению, палестинская проблема не была вынесена лишь потому, что Великобритания пригрозила наложить вето. СССР и США пошли на компромисс и прибегли к механизму Генеральной Ассамблеи.)
Сразу же после принятия резолюции (а по некоторым сведениям, еще до ее принятия) Советский Союз начал оказывать палестинским евреям быструю и эффективную военную помощь. Через Чехословакию и Румынию в Палестину было отправлено по морю большое количество оружия всех видов. Большая часть этого оружия была из запасов немецкого трофейного снаряжения. Поставки включали пулеметы, минометы, артиллерию и немецкие истребители «мессершмиты». Великобритания, напротив, поставляла оружие зависимым от нее арабским странам. Все эти страны, кроме Ливана, были в 1947 году монархиями, созданными Великобританией после Первой мировой войны. США объявили эмбарго на поставки оружия в этот регион.
Вместе с оружием из стран Восточной Европы в Палестину приехало большое число военных – евреев, имевших опыт участия в войне против Германии. «Секретно отправлялись в Израиль и советские военные офицеры, - пишет известный российский историк Жорес Медведев. - Появились большие возможности и у советской разведки». По свидетельству советского резидента генерала Павла Судоплатова, «использование офицеров советской разведки в боевых и диверсионных операциях против британцев в Израиле было начато уже в 1946 году»[28].
Бытует мнение о том, что Сталин хотел присоединить Израиль к советскому блоку. При этом ссылки делаются на то, что вскоре после принятия резолюции о разделе по его личному указанию было подготовлено правительство для будущего израильского государства. Предполагалось, что израильским премьером станет Соломон Лозовский, член ЦК ВКП(б), бывший заместитель наркома иностранных дел, директор Совинформбюро. Военно-морским министром еврейского государства назначался Григорий Гильман – старший офицер разведуправления ВМФ СССР. Но было создано правительство Бен-Гуриона, и уже готовое к вылету «правительство» распустили. Лозовского вскоре репрессировали, Гильман же был назначен (с понижением) в разведотдел Балтийского флота в г.Балтийск, и при первом же сокращении уволен из рядов Вооруженных сил[29].
Ситуация, однако, была сложнее. Новая страна во многом создавалась на деньги американских сионистских организаций, которые оплачивали и то оружие, которое закупалось в Восточной Европе. В 1947 году многие и в СССР, и в Палестине считали, что позиция СССР в ООН определялась моральными соображениями. Даже Голда Меир в 1947 и 1948 годах была уверена, что Сталин помогает евреям из каких-то высоких моральных соображений: «…Теперь я не сомневаюсь, что для Советов основным было изгнание Англии с Ближнего Востока. Но осенью 1947 года, когда происходили дебаты в Объединенных Нациях, мне казалось, что советский блок поддерживает нас еще и потому, что русские сами оплатили свою победу страшной ценой и потому, глубоко сочувствуя евреям, так тяжко пострадавшим от нацистов, понимают, что они заслужили свое государство», - отмечала в своих воспоминаниях первый посол Израиля в Москве и в последующем премьер-министр Израиля[30].
В действительности, по мнению Сталина, создание Израиля отвечало в тот период и на обозримое будущее внешнеполитическим интересам СССР. Поддерживая Израиль, Сталин «вбивал клин» в отношения США и Великобритании и в отношения между США и арабскими странами. По свидетельству Судоплатова, Сталин предвидел, что арабские страны в последующем повернутся в сторону Советского Союза, разочаровавшись в англичанах и американцах из-за их поддержки Израиля. Помощник Молотова Михаил Ветров пересказал Судоплатову слова Сталина: «Давайте согласимся с образованием Израиля. Это будет как шило в заднице для арабских государств и заставит их повернуться спиной к Британии. В конечном счете британское влияние будет полностью подорвано в Египте, Сирии, Турции и Ираке»[31]. Внешнеполитический прогноз Сталина в основном оправдался. В арабских и во многих других мусульманских странах было подорвано влияние не только Британии, но и США.
…Уже в феврале 1948 года Англия начала постепенную эвакуацию из Палестины своих учреждений, заявив, что последний британский солдат покинет страну 15 мая 1948 года. В Палестине наступило безвластие в буквальном смысле этого слова. Не действовали почта и телеграф, полицейские участки спешно закрывались, армейские гарнизоны готовились к эвакуации. В стране «абсолютный хаос», докладывал в ООН председатель специальной комиссии по Палестине Пабло Азкарате. Мандатные власти «отказались сотрудничать с нами в деле организации передачи власти согласно резолюции о разделе». Везде творятся беспорядки. Люди убивают друг друга. Идет настоящая «гражданская бойня», при которой британская армия сохраняет полный нейтралитет. Нужны миротворческие силы под эгидой ООН, иначе арабо-еврейской войне не миновать[32].
Американцы выступили за «установление временного попечительства над Палестиной» под контролем мирового сообщества с отменой предыдущего решения Генеральной Ассамблеи. Эту идею поддержало большинство членов ООН. Опека над Палестиной могло стать реальностью, если бы с ней согласился… Советский Союз.
Но именно в Москве твердо стояли на своем: ни одного движения в сторону от резолюции 181(2). Еврейское государство должно быть – и оно будет. Советские представители в ООН развернули невиданную активность. Представленный США проект соглашения об опеке достоин «пера самого безжалостного колонизатора», констатировал 3 мая 1948 года заместитель представителя СССР в ООН С.К.Царапкин. Единственной целью США «является установление в Палестине деспотической власти, но парадоксальность положения в том, что власть эту они хотят подчинить Организации Объединенных Наций». Американцы не дают евреям возможности «организоваться в их собственном государстве», именно они подстрекают соседние арабские страны к вторжению в Палестину, настаивал советский представитель[33].
Чтобы снять «лишние дискуссии», Москва через своих резидентов поддержала идею Еврейского агентства провозгласить Государство Израиль сразу же после вывода британских войск, не дожидаясь сроков, указанных в резолюции 181(2). СССР дал обещание сразу же признать еврейское государство де-юре, то есть установить с ним дипломатические отношения в полном объеме. Что и было сделано. США признали Израиль 18 мая 1948 года, но лишь де-факто. Полные дипотношения между Вашингтоном и Тель-Авивом были установлены лишь через год. По существу, СССР явился первым государством, официально признавшим Израиль. Арабское государство не было создано, поскольку сами арабские страны не приняли идею его создания и начали масштабную войну в регионе, по итогам которой Иордания аннексировала оставшиеся по итогам войны части Западного берега, а Египет - сектор Газа.
Сейчас появилась надежда, что независимое арабское палестинское государство будет создано в следующем году, то есть через 60 лет после Израиля. По крайней мере, об этом было объявлено на только что закончившейся международной конференции в американском Аннаполисе.
[1]Цит. по: http://www.polit.ru/analytics/2005/09/20/phalastyn.html
[2] И.Вакс. Сто лет лжи и насилия. Иерусалим, 2005. С. 79-80 (http://www.americaru.com/talk/archive/index.php/t-598.html).
[3] Герцль Т. Еврейское государство. Опыт новейшего разрешения европейского вопроса. Одесса, 1896, С. 37.
[4] Ллойд Джордж Д. Военные мемуары. М, 1935. Т. IV. С. 75–78.
[5] Taylor A. Prelude to Israel. An Analysis of Zionist Diplomacy, 1897–1947. L.: 1961, P. 12.
[6] The Balfour Declaration // Crescent and Stop. P. 446.
[7] Лайд Джордж. Правда о мирных договорах. В 2-х томах. Т.2. М., 1957. С.289.
[8] Там же. С.286.
[9] Ллойд Джордж Д. Военные мемуары… С. 86.
[10] Аллон Игал. Щит Давида. Иерусалим.: Библиотека – Алия. 1985. С.79-80.
[11] Jonson P. The History of the Jews. P. 500–520.
[12] Report to the General Assembly of the United Nations Special Committee on Palestine, Vol. II. U.N. Doc. A/364 Add.1 (Sep. 9. 1947).
[13] Православный палестинский сборник. 31-й выпуск. М, 1992. С. 77.
[14] Новое время, 1992, № 40. С. 53.
[15] Аллон Игал. Щит Давида… С. 109.
[16] Мелуцки Фхуд. История Хаганы. Тель-Авив, 1972, Т.3. С. 1325.
[17] Хусейн бен Талал. Моя профессия – король. М., 1995. С. 69.
[18] Ас-Саура, 1987, 15 апреля.
[19] Цит. по: http://www.palestine-info.ru/code/AFF/aff.php?nombre3=25&limite3=36&id=2572&categuorie=11
[20] Алон И. Щит Давида… С. 117.
[21] Едиот ахронот, 1987, 15 июня.
[22] Leonard L. The United Nations and Palestine. – International Conciliation, 1949, No 454, P. 610.
[23] Дмитриев Е. Палестинский узел. М, 1978. С. 39.
[24] Хазанов М.Е. ООН и ближневосточный кризис. М,1983. С. 23.
[25] Медведев Ж.А. Сталин и еврейская проблема: Новый анализ. М., 2005. С.83.
[26] Алон И. Щит Давида… С. 199.
[27] См.: Внешняя политика Советского Союза. 1947 год. Часть II. М., 1952. С.241.
[28] Медведев Ж.А. Сталин и еврейская проблема… С.89.
[29] См. подробнее: М.Кабаков. Как теряют министров // Рассвет –Шахар, 1995, №14,15.
[30] Меир Г. Моя жизнь. Автобиография. Иерусалим. Библиотека – Алия. 1990. С.257.
[31] Цит. по: Медведев Ж.А. Сталин и еврейская проблема… С.91.
[32] Ас-Саура. – 1982, - 20 сентября.
[33] Объединенные Нации. Официальные отчеты второй специальной сессии Генеральной Ассамблеи. Том II. Главное … Краткие отчеты заседаний с 16 апреля по 14 мая 1948 года. Нью-Йорк, 1948. С. 99, 101.