будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 16, 2025
Мир
Локшина Татьяна

Дубровский из Алхан-Юрта

?-каждый очередной король, вступив на престол, собирал армию и шел воевать замок Бау, где гнездились бароны. Стены замка были крепки, бароны отважны-?

А. и Б. Стругацкие, ?Трудно быть богом?.


Блок-пост ?Кавказ-1?, через который ведет дорога в Чечню, встречает путника белой по бетону надписью: ?Стоп v ДПС v РНЕ?. Видимо, для вящей убедительности на будке тоже намалевано ?Слава России! РНЕ?. Гордость за родину переполняет душу-

Странно первый раз оказаться в месте, о котором столько читал, которое знаешь заочно, где все названия для тебя v говорящие. Мир слов неожиданно наполняется жизнью. Пейзаж под сентябрьским солнышком мягкий, по обеим сторонам дороги v поля. Начинаешь сомневаться, что в этих местах уже столько лет идет война. Если бы идиллическую картинку не портил военный транспорт, если бы не люди в камуфляже и в масках, восседающие на БМП, совсем бы засомневалась. Спасибо им за своевременное напоминание.

Путь мы держим в Алхан-Юрт, родовое гнездо известного московского бизнесмена Малика Сайдуллаева, снятого 11 сентября решением суда с регистрации в качестве кандидата в президенты Чеченской Республики. Снят-то он снят, и сам на данный момент в Москве, но сегодня в Верховном Суде должна рассматриваться его жалоба на это самое ?снятие?, а избирательные штабы по всей Чечне продолжают работать. На месте контролирует ситуацию его брат, Милан, срочно прилетевший из Лондона, бросив там какой-то крупный бизнес-проект. Милан хотел поговорить о предвыборной ситуации в Чечне, о давлении, которому подвергаются сайдуллаевские штабы и люди.

?Родовое гнездо? за высокими железными воротами не разглядишь. Ворота открываются, и нас пропускают в просторный двор, где толпятся молодые парни в камуфляже v все неправдоподобно высокие и красивые. Все с автоматами. Дом скорее напоминает замок. Небольшой, но именно замок. На белоснежных ступеньках, с виду мраморных, все скидывают обувь. На веранде, полы которой сверкают тем же мрамором, рассаживаемся на мягком диване. Ждем молча - не совсем понимаю, чего, но вопросов не задаю.

Через пару минут во дворе шевеление, ?гвардейцы? расступаются и по ступенькам поднимается смуглый коренастый мужчина с короткой черной бородой и в неизменном камуфляже. Обнимается с моими повскакивавшими с дивана спутниками, жмет мне руку, садится рядом в глубокое кресло. Положив руки на колени и глядя в пол, начинает говорить тихо и размеренно. Голос эмоционально не окрашен, почти без интонаций. ?Гвардейцы? тихо подходят к ступенькам, рассаживаются, опершись на автоматы, неотрывно смотрят на лидера и почтительно внемлют.

Не стану приводить здесь весь монолог, лишь изредка прерывавшийся моими вопросами - ничего принципиально нового сказано не было.

?Снятие Малика v произвол, федеральный центр демонстрирует поддержку и.о. президента, кадыровцы бесчинствуют. Верховный Суд РФ еще не принял окончательного решения по кассационной жалобе Малика, а по местному телевидению каждый вечер говорят, что Сайдуллаев с предвыборной дистанции уже сошел, иногда добавляют, что он, мол, САМ снял свою кандидатуру v понял, что для народа единственный президент - это Кадыров. Ситуация критическая. Избиения, насилие, убийства - сплошь и рядом. В особенности v против людей Сайдуллаева, начальников и сотрудников штабов.
[Приводится несколько ярких примеров, прошедших в новостях]. Минируются дороги, на маршруте следования Сайдуллаева в сторону Грозного был заложен фугас. Все дела поданы в прокуратуру, но по ним ничего не движется, министр внутренних дел республики сознательно тормозит расследование. Кадыров пытается подкупать избирателей.

А народ весь за Малика. Народ не потерпит. В штабы валом валит молодежь v записываются в личную охрану Сайдуллаева. Их никто не агитирует, они сами. Уже семь тысяч человек записалось. Если в президенты протолкнут Кадырова, если Малика нужно будет защитить, они стеной встанут. Понимаете ситуацию?..?


?Вы хотите сказать, что если Малику Сайдуллаеву не дадут участвовать в выборах, если пройдет Кадыров, начнется гражданская война?? - перебиваю я, подустав от неторопливых речей.

?Нет!
- брат кандидата неожиданно поднимает на меня глаза, - У нас не может быть гражданской войны. Этого никогда не дождутся. У нас v кровная месть?.

?Как ни назови...? - думаю про себя. Пускаться в рассуждения нет ни времени, ни желания. ?Хотелось бы посмотреть ваш основной штаб в Грозном, поговорить с сотрудниками, взглянуть на пару упомянутых вами документов. Вот, вы про соцопросы говорили, которые проводили, чтобы подсчитать рейтинг поддержки- Это возможно??

?Тогда что сидеть v поехали?.


Милан Сайдуллаев резко встает. ?Гвардейцы? как один вскакивают со ступенек. Выходим на задний двор v сзади шлейф охраны. В одном углу двора v стандартное деревенское отхожее место. В другом v клетка с двумя лохматыми мишками, которые трутся мордами о прутья решетки. На ум приходит усадьба Кирилла Петровича Троекурова, но хозяин более напоминает другого героя той же повести.

Он галантно распахивает дверь ?Мерседеса? с тонированными, почти черными стеклами. На лобовом стекле большой портрет Малика Сайдуллаева v чисто выбритое мягкое лицо, взгляд задумчивый, ласковый. Брат кандидата садится за руль, двое мужчин v на заднее сидение. Все трое синхронным жестом достают пистолеты, передергивают затворы. ?Гвардейцы? прыгают в джипы. В глазах рябит от оружия. Мельком успеваю углядеть ручной гранатомет - никогда не видала вблизи. Так же мельком вспоминаю про фугас на пути следования Сайдуллаева - тут уж, пожалуй, никакой гранатомет не поможет-

Движемся с дикой скоростью в сопровождении трех джипов с охраной. На джипах красуются портреты кандидата, из окон торчат автоматы. В Алхан-Юрте приветственно гудят прижимающиеся к обочине машины, люди машут руками. На улицах яркие плакаты с изображением кандидата, растяжки. На стенах надписи v ?Малик v наш президент!?. Плакаты, баннеры (не хочется в Чечне в этом контексте использовать слово ?растяжка?), граффити v все по-русски. Милан Сайдуллаев дает ответные гудки, попутно объясняя, что он, конечно, не Малик, но его приветствуют как представителя брата.

Выскакиваем на трассу Ростов-Баку. Сайдуллаевцы едут посреди шоссе, буквально отбрасывая всех на обочины. Час назад видела, как точно так же перемещаются федералы на БТРах v видимо, здесь у людей с оружием так принято.

Через пять минут въезжаем в Грозный. Мелькают остовы зданий. Города почти что нет v точнее, того, что мы привыкли называть словом ?город?. Я видела много фотографий чеченской столицы. Коллеги рассказывали, что Грозный по степени разрушения не сравним с Сараево или с немецкими городами после Второй мировой войны. Но никакие фотографии и рассказы не могут подготовить к реальному Грозному v мертвому и живому одновременно. ?Вы что, первый раз?? - не без насмешки спрашивает Милан Сайдуллаев. Молча киваю.

Расположенный возле Нефтяного института штаб v тоже маленькая крепость. Во дворе уже привычное скопление вооруженных людей в камуфляже. Прохожу в помещение. Знакомимся. Мне опять объясняют, что предвыборная кампания v вообще фарс, а если Малика не допустят v будет полный фарс, и выборы эти, по сути, спецоперация.

У Сайдуллаева - 26 штабов, включая штаб по работе с молодежью и штаб по работе с религиозными деятелями. В Гудермесе и Курчалое они работают в подполье. Агитировать сейчас Сайдуллаев не может, поэтому все штабы как бы в подвешенном состоянии, но работают все равно активно. ?Это, - спрашиваю, - как? Тихонько собирают подписи?? ?Нет. Зачем собирать? Люди сами приносят. Вот уже на сегодняшний день у нас 70 тысяч подписей в поддержку Малика?. - ?И все сами принесли?? - ?Конечно!?

Прошу посмотреть подписные листы v дают свежую стопку. В колонке адресов сверху вниз v одна и та же улица: дом 8, дом 8, дом 8, дом 9, дом 9 и т.д. Ага, несли, значит, граждане свои подписи организовано v из всех домов, по очереди- Не знаю, почему штабисты не признаются, что делали подворный обход, но обсуждать это с ними бесполезно-

Руководитель кампании ссылается на некие соцопросы. Кадыровцы до снятия Сайдуллаева и ухода Аслаханова провели, оказывается, исследование в Грозном с выборкой в тысячу человек. Выяснилось, что за Ахмада-Хаджи готовы проголосовать всего 3% избирателей - это известие принес в штаб Сайдуллаева анонимный источник из штаба Кадырова. Собственные же опросы Сайдуллаева (в качестве интервьюеров использовались сельские учителя) до выхода из игры Джабраилова и Аслаханова показывали вроде бы рейтинг поддержки на уровне 65-70 %, а сейчас v и вовсе более 80%. Прошу посмотреть данные. Выясняю, что они ?не совсем обработаны?. Выслушиваю про нападения на штабы, на сотрудников, на единомышленников, про готовность в любой момент защитить и отстоять.

На выходе сталкиваюсь с московским коллегой. Встреча радостная, будто мы лучшие друзья, десять лет друг друга не видавшие. Вообще, здесь даже случайные знакомые по ?другой жизни? бросаются к тебе так, будто ты v выходец с того света- или, наоборот, сами они уже за чертой, а ты v нежданный гость из мира живых. Не знаю, какое сравнение более верно. Объясняю, зачем приехала в Чечню. ?А сам-то ты что здесь делаешь?? В ответ слышу: предложили работу в штабе Сайдуллаева v отказался; сказали: ?Неужели не хочешь помочь снять Кадырова?? - подумал и согласился. Понимаю ли я, почему он так сделал? Обнимаемся и расходимся.

На обратном пути из окна машины разглядываю пеструю агитацию Кадырова. Повсюду развешаны баннеры: ?Нам нужен сильный президент v голосуем за Кадырова!?, ?Кадыров: чистые помыслы, сильная власть?, а еще плакаты с теми же надписями и яркими портретами и.о. президента Чеченской Республики. А вот и знаменитая многократно увеличенная фотография: Путин с Кадыровым обмениваются крепким рукопожатием. Мы едем по улицам разрушенного города, куда ни глянь v сплошной Ахмад-Хаджи - с Путиным, с трактором, на фоне гор.

Действительно, ?хочешь ли работать в штабе Сайдуллаева?? v это одно, а вот ?хочешь ли помочь Чечне избавиться от Кадырова?? v совсем другая постановка вопроса.

 

Начало заметок о штабах кандидатов в президенты Чечни:
Грозный: Дом с привидениями

Локшина Татьяна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).