Эпопея с третьим губернаторским сроком продолжается - в среду, 24 января, пройдет второе чтение кремлевской поправки к закону об общих принципах организации власти в регионах, разрешающей ряду губернаторов, в первую очередь Шаймиеву, идти на третий срок. Однако и к этой поправке уже есть поправки, и пленарное заседание среды, по всей видимости, станет ключевым в отношениях Кремля и Лужкова. Московский мэр тоже не против пойти на третий срок.
Кремлевская реформа арифметики предполагает устранить якобы имеющее простор для толкования положение закона о двухлетнем переходном периоде и считать первым тот губернаторский срок, на который пришлась дата 16 октября 1999 года, а следующий, соответственно, вторым и последним. Кремлевская поправка санкционирует третий срок для двух с лишним десятков губернаторов, избранных второй раз до указанной даты. Впрочем, их число растет: например, омский губернатор Полежаев и чувашский президент Федоров, почувствовав разницу, оперативно изменили свои законы, изъяв из них норму о двух сроках, и тоже готовы избираться в третий раз.
Однако уже после первого чтения выяснилось, что дать Шаймиеву обещанный третий срок можно с меньшими потерями. Комитет по региональной политике уже одобрил поправку, которая ограничивает действие кремлевской инициативы только теми регионами, в уставах и констиуциях которых 16 октября 1999 года не было собственной нормы о двух сроках. Таких регионов всего четыре - искомый Татарстан, Кабардино-Балкария, республика Коми и Новгородская область. В таком подходе есть даже некая логика, поскольку основной аргумент лоббистов третьего срока в том, что губернаторы, когда избирались в прошлый раз, не предполагали, что идут на последний срок. Если Дума примет эту норму, усилия Федорова и Полежаева были напрасными.
Лужкова во второй раз выбрали в декабре 1999, и ни тот, ни другой вариант его проблемы не решают. Кремлевская поправка с большой вероятностью станет последним федеральным ремонтом региональных выборов, и злоупотреблять форматированием законов под конкретных граждан никто особенно не хочет. Другую поправку внес Георгий Боос, и ее суть предельно проста: всем губернаторам разрешить идти на третий срок. Она отклонена профильным комитетом, но до последнего момента мэрия будет давить на Кремль. От результатов этих переговоров во многом зависит судьба второго чтения и легитимного устройства российской властной иерархии.
Первое чтение прошло с огромным скрипом - Дума в целом не расположена идти на уступки губернаторам. Лояльность полу-нового полу-старого Совета Федерации не очевидна, и провести через сенат третий срок для четырех лидеров гораздо сложнее, чем для всех губернаторов. Исторически тяжелые отношения Кремля с Лужковым представляют собой нервную ситуацию постоянного локального размена, в которой искушение заключить глобальный пакт довольно велико. Но лужковский третий срок все равно стал бы разменом негарантированной лояльности на семь лет лужковского мэрства, совпадающие с путинским президентским пределом и дающие Лужкову площадку для президентской кампании 2007 года.
Только поэтому шансы боосовской поправки не слишком велики.