будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
католицизм Папа Римский
Июль 4, 2025
Мир
Муравьев Алексей

Дуплет-канонизация – программа Ватикана

Дуплет-канонизация – программа Ватикана
kanonizacia
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II. Источник: Фото: it.paperblog.com

Оба папы, канонизированные во вторник в Ватикане решением Католической церкви, были по-своему символическими личностями, хотя и во многом противоположными.  «Красный папа» Иоанн XXIII  был ярко выраженным харизматическим лидером и модернизатором, «папа-поляк» Иоанн Павел II – консерватором.

Первый стремился провести реформы для отказа от старой догматической и консервативной линии и провозгласить мир как главную ценность. Второй – поставить христианский препон распространению коммунизма и содействовать расширению католического мира. Первый действовал из Ватикана, второй – ездил по всему миру. Символ первого – собор, а второго – папамобиль.

«Папа Войтыла» знал, что такое социализм и СССР лучше, чем его предшественник. Папа Иоанн повернул католическую церковь к новым целям и анонсировал новые методы пастырской работы, платой за что была консервативная реакция и потеря доверия религиозных консерваторов и ригористов. Экуменизм и модернизация – вот основные пути развития католицизма под водительством папы Иоанна. В первое учение включают такую заботу о церковном единстве с пребывающими вне ограды церкви (в том числе с православными), которая как бы снимает вопрос о присоединении или каком-то оформлении этого единства.

Экуменизм как бы провозглашал: сначала единство в молитве и действии, а потом уже (если и вообще) всякие вопросы веры, догматики и т. д. Такая точка зрения был практическим переходом от модерна к постмодерну, где форма важнее содержания, точнее предшествует ему. Это был безусловный разрыв со старым, бывшем в ходу с Тридентского собора пониманием христианской веры, в котором именно вопросы веры ставились на первый план.

 
Папа Иоанн XXIII

Папа, преподававший патристику знал, что у отцов церкви, особенно у Августина, был несколько иной взгляд на эти вопросы, нежели в 16-17 вв. Его можно назвать функционалистическим – все решалось в зависимости от конкретной ситуации с применением того, что называется в церкви «икономия», dispensatio, по-славянски «смотрение» или снисхождение. И папа пытался вернуться к этому «смотрению» через постмодернистскую идею формы. Связь ватиканского экуменизма с интеллектуальными течениями 1960-х, в особенности со структурализмам еще не вполне ясна, но она конечно была. Этим экуменизм папы Иоанна отличался от старого протестантского движения за христианское единство. Там, в 1920-х, люди просто увидели призрак войны, а в конце 1940-х пытались понять, как быть с ее итогами по христианскому счету. И это была революция – папа мечтал заставить людей мыслить по-новому, в рамках диктата структуры веры над ее формулировками и ее переживанием. Одним словом, папа Иоанн XXIII был настоящим революционером-шестидесятником, любившим «восточных схихматиков» (т. е. православных и восточно-православных) и не любившим барокко, триденсткий миссал и латинский язык. Именно благодаря ему Римо-католическая церковь стала служить на национальных языках вместо латыни.

 
Папа Иоанн Павел II

Папа Войтыла был человеком совсем иного склада. С мистической складкой и профетическим чутьем, он отказался от коронации и не носил папской тиары. Польский папа подчеркивал свое смирение, подражая великому папе древности Григорию Двоевлову, именовавшему себя «раб рабов Божиих». После покушения 1981 г. папа уверился, что именно Богородица спасла его от пули, предназначив его для великой цели. Эта цель была безусловно в уничтожении коммунизма и освобождении народов от «советского ига». Именно так понимал свою задачу папа. И именно так понимало ее руководство КГБ, организовавшее покушение на Иоанна Павла рукой турецкого террориста Али Агджи. Папа впервые в истории папства встретился с английской королевой, посетил иудейскую синагогу и принял советского руководителя в Ватикане. На территории СССР были образованы официальные структуры католической церкви. Это, казалось бы, вполне естественное в условиях плюрализма и демократии действие вызвало в ту пору резкий протест РПЦ МП. Появилось слово «прозелитизм» и вместе с ним - виток противостояния между католицизмом и православием. Причиной его, как сейчас понятно, была внутренняя слабость самого православия и неспособность РПЦ выстраивать свою работу в условиях свободной конкуренции. На католиков обратились ограничительные устремления российских чиновников. Католицизм в ельцинские годы опять стал «западным проводником», а католическая альтернатива православию, которая всегда играла большую роль в русской истории и культуре, опять стала рассматриваться как «предательство Родины». Диалог почти остановился.

В личном общении папа Иоанн Павел II оставался очень теплым, искренним человеком, но вместе с тем и очень твердым и целеустремленным. Канонизация его означает, видимо, реабилитацию умеренного консерватизма и миссионерства, присущего ему. Обе эти канонизации имеют дидактический смысл. Первая – признание того, что модернизационный поворот в католицизме необратим и правилен, а вторая – что движение вперед совершенно необходимо и папа Войтыла – символ этого движения. Католическая церковь, похоже выбрала себе патронов на будущее столетие.

В социальных сетях уже раздались восторженные приветствия российских блогеров и даже просьбы новым святым папам о молитве. Действительно, на фоне компромиссных и невыразительных фигур православного мира эти папы выглядят просто титанами. Даже Константинопольский патриарх Афинагор бледновато смотрится на их фоне, несмотря на весь свой интеллектуальный шарм. Хотя нам этот пост-модернистский поворот и, вроде бы, не подходит, но для сопротивления ему нужен хотя бы человек, личность, одаренная харизмой, сравнимой с двумя канонизированными папами. В России есть патриарх Кирилл, но его харизмы явно не хватает. Тут и скандалы, и неудачные спикеры, но главное – чего не отнять у католиков – в России церковь по-прежнему придаток государственной машины.

Дуплет-канонизация – символический акт, показывающий, что курс на решимость и определенность, несмотря на пост-религиозные тенденции, в Ватикане есть. Осторожность и твердость – неплохая стратегия в условиях глобального религиозного кризиса, когда сами основания веры и религиозного поведения подвергаются сомнению. Устами Ватикана католики говорят, что продолжат стоять на своем. Это «свое» – вписывание в пост-модерн, вкупе с отказом от радикальности и резкости на этой траектории. Это позиция.

Муравьев Алексей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).