Сообщать чувства по поводу Украины или рассуждать о том, что именно там происходит и будет происходить – для этого фейсбук и ленты новостей. А строить прогнозы бессмысленно: пока для этого нет никаких оснований. Разве что, можно сложить пункты, неопределенность которых сложить эту основу и не позволяет. Вперемешку, конечно.
1. Легитимность новой власти. Пункт может показаться абстрактным до неуместности, но дело в том, что за пятницу-субботу было произведено достаточное количество не вполне конституционных и не совсем правовых решений. Не в чистоплюйстве дело, а в том, что они могут создать заведомо противоречивые обстоятельства. Разумеется, это тут революционная необходимость, но вопрос именно в том, как эту революцию вписывать обратно, в бытовую жизнь и прочую госдеятельность. Тут же даже тема отмены разделения властей выглядит чисто розовым бантиком сбоку.
2. Тема госпереворта (о котором заявил Янукович) и, соответственно, определенная сомнительность новой власти явно существует. Это следует даже из слов министра иностранных дел Польши Сикорского, который утверждает как раз обратное: "Нет никакого переворота в Киеве. Государственные здания заброшены. Спикер Рады законно избранный. Президент Янукович имеет 24 часа, чтобы подписать возврат Конституции-2004 в качестве закона". Это мило: признаком того, что никакого переворота нет, являются заброшенные государственные здания.
3. Что новая власть будет делать с радикалами? Парламентская оппозиция все время говорит о желании немедленно в Европу, да и саму нынешнюю ситуацию разрулила Европа, а как быть с тем что ни "Правый сектор" (который эту ситуацию сделал), ни "Свобода" туда не хотят, но хотят чрезвычайно украинское государство от Карпат до Конотопа? Это уж не говоря о реноме Тягнибока. То есть, как-то тут внутреннее и внешнее уже в некотором противоречии. И, опять же, если представители "Сектора" теперь в МВД, то нет ли в этом анонсирования будущего сведения счетов по вполне разным причинам?
4. Куда встроят Тимошенко. Вообще, тут же нюанс: в то время, как восстание ширилось по всей стране, захватывали обладминистарции, отделения милиции и даже склады оружия почему-то никто не удосужился отправиться в ЦБ "Укрзализницы" и ее вызволить. Ну, это ж не колония, больница – кто бы там стал организовывать сопротивление? Тем более, если внезапно… Нет, освободили не спеша. Так вот, куда и во что ее встраивать? Премьером она вряд ли может сейчас быть – ну, за время отсидки явно не в теме. А президентом может и провалиться. Конечно, ни первого, ни второго она не признает. Еще вопрос: как именно она их всех (лидеров оппозиции) переформатирует. Ну и да - как теперь будут строиться отношения Кличко и "Батькивщины"?
5. Последствия для Европы. Вот, они по факту произвели на свет некий новый режим. Руководствовались они явно идеей (краткосрочной) как бы все это закончить, а то три месяца, стрельба, граница рядом, всякое такое. Считали ли они при этом, хотя бы примерно, что может быть дальше? Опять же, что они собираются делать? Какие средства закачивать в страну? У них же не было денег на то, чтобы дать что-нибудь в рамках Соглашения об ассоциации, но теперь-то риск невозврата возрастает, равно как и требуемые суммы? Вообще, в какой мере они намерены контролировать ситуацию в Украине и кто этим мог бы заняться? Не мониторинговый же комитет ПАСЕ.
6. Сепаратизм. Речь не о фейковом мероприятии в Харькове, а по сути. Власть сейчас отчетливо представляет интересы одной части страны. Хорошо, вторая часть тихо промолчит. Но тут же есть и тема неполной победы – "Правый сектор" заявлял о том, что будет строить украинскую Украину по всей стране. Что они будут делать, когда поймут, что это не реализуемо – ну хотя бы из-за недостатка их людских и проч. ресурсов? Будут действовать через парламент, законотворчески? Опять же, что они успеют сделать, находясь в явно преувеличенном ощущении размеров лично своей победы?
7. Что все это значит для ЕС. Какие последствия для ЕС и его схемы приятия решений произведет эта история? Они очень тупо вели Украину к Соглашению, но как-то весьма бодро проявили себя сейчас. Кажется, из этого следует, что отношения с Украиной будут полностью исключать даже и шанс на ее членство в ЕС, но как-то же политику с ней выстраивать надо? Здесь же и частные интересы отдельных стран, например – Польши. В чем они могут выражаться?
8. Новое правительство. Сразу же начинают назначаться новые министры. Конечно, все они из оппозиции и назначения имеют политический характер. Пока это касается силовых ведомств, но что будет с цивильными министерствами и каких профессионалов туда будут привлекать? Что они будут делать с экономикой и, например, как будут строиться отношения с МВФ? Потому что МВФ готов был дать Украине кредиты только под жесткие условия. Типа – ликвидировать дотации на топливо для населения.
9. Россия. Кто будет пытаться наладить отношения с Россией, в том числе экономические? А также обратный вопрос: признает ли Россия легитимность новой власти и когда она это сделает? Конечно, экономика: транши кредита заморожены, а что будет с ценой на газ, которая недавно была снижена чуть ли не вдвое? ЧФ и "харьковские соглашения" тут пока ладно, это сейчас чересчур геополитично.
10. Национализм и Европа. "Свобода" воспринималась там осторожно, в варианте маргиналов, которые всегда неизбежное зло. Но теперь они будут уже сильно во власти, а после назначения людей из "Сектора" в МВД ситуация уже совсем изменится: они ж там примутся действовать по своим понятиям.
11. Как теперь будет олигархам. Легче, чем когда во все старалась влезть "Семья" или новые риски будут неприятнее? Причем, есть же вариант, что их влияние может и увеличиться. Вообще, все это время они вели себя достаточно аккуратно.
12. Партия Регионов. В какой мере и надолго ли они деморализованы? Ну, голосование за освобождение Тимошенко дало 300 с лишним голосов, но это еще не означает, что таких же размеров теперь будет и новое большинство, хотя депутаты, понятно, переходить к победителям будут. Но все-то не перейдут, кто-то останется. Собственно, это вопрос не фракции, а в партии: что они собираются делать? При этом электорат у нее существует. Соответственно, вопрос о том, кто сможет заняться мобилизацией в новых, грустных обстоятельствах. Тут же и куча вопросов по персоналиям: что будет с Клюевым, Портновым, Ефремовым, Герман, Лавриновичем, Арбузовым и тп. То есть, там разные вопросы: кого интернируют, кого люстрируют, кто будет встраиваться и как. А кто - подхватит знамя.
Есть еще примерно 25 непоняток, но все тут не перечислить, они сами проявятся по ходу исторического процесса. Разве что еще такая: а вот СМИ? В смысле, как они станут себя вести? Оппозиция стала властью, а оппозиции пока не видно вовсе: что ж им делать? Массово стать насквозь провластными? Иначе-то сейчас как-то ведь и неловко.