В субботу московская организация СПС сменила руководителя: накануне кампании по выборам в Мосгордуму председателем московского СПС был избран Эдуард Воробьев. Однако, как и на июльской конференции, он не смог победить Аркадия Мурашева на альтернативных выборах и возглавил московский СПС в результате пакетной договоренности: сам Мурашев стал первым заместителем Воробьева, и другие заместители также представляют мурашевский лагерь. В итоге так и не ясна позиция СПС на московских выборах: Эдуард Воробьев отражает компромиссный подход федерального руководства, которое выступает за смягчение отношений с мэрией; Мурашев v за открытое противостояние Лужкову и его политике. По новой схеме, Воробьев станет неконфликтным лицом СПС в Москве, что, как подразумевается, должно облегчить правым выборы, в частности, разведение округов с кремлевско-лужовским альянсом "Единства" и "Отечества". И он же будет отвечать за возможную неудачу СПС на этих выборах.
Первое голосование по председателю буквально повторило июльское: Эдуард Воробьев, не добрав трех голосов, снова чуть обошел Аркадия Мурашева. Воробьев получил 113 голосов, Мурашев v 107, проголосовали против обоих 9. Устав требует более половины голосов зарегистрированных делегатов для победы в первом туре. Тактическую ошибку Воробьева, который не организовал себе третьего спарринг-кандидата (во втором туре для победы достаточно простого большинства) можно объяснить только тем, что сам Воробьев не ожидал такого результата: по всем прогнозам, фаворитом считался Мурашев, активно работавший с первичными организациями. В итоге сам Мурашев, заявив, что субботний съезд обязан избрать председателя, снял свою кандидатуру и направился на консультации. Без председателя никак нельзя: второй этап конференции через две недели должен утвердить список правых кандидатов на декабрьских выборах в Мосгордуму. Каков будет этот список, сегодня сказать трудно.
На втором, безальтернативном голосовании Воробьев получил 151 голос (из 230). Это означает, что оппозиция федеральному курсу на сотрудничество с мэрией внутри московского СПС достаточно сильна. Аркадий Мурашев в своем выступлении убедительно показал, как фракция СПС в сегодняшней Мосгордуме (8 человек, включая спикера Платонова), вступив на путь решительного коллаборационизма, поддержала все сомнительные начинания Лужкова, в том числе налог с продаж, и, как следствие, вовсе не нарисовалась в общественном мнении. Мало кто знает, что у правых в Мосгордуме есть фракция. Впрочем, последовательный оппозиционер Мурашев тоже не стал заметной фигурой московского пейзажа, а его последняя идея антилужковского союза с "Единством" (Мурашев вообще за то, чтобы слить "Единство" и СПС) разбилась об уже воплощенную идею союза Лужкова и "Единства", вполне антиправого по своей сути. Смысл этого альянса v сохранение статус-кво в Москве в обмен на полную федеральную лояльность.
Борис Немцов, выступая на субботней конференции, призвал развеять миф о том, что у СПС есть два больных места v Москва и Чечня. На самом деле, финальные договоренности, отражающие расклад в московском СПС, выглядят демократическими и могут считаться важным шагом на пути к дальнейшей консолидации. Несмотря на драматический сюжет, сама конференция проходила мирно, корректно и ответственно. Ситуация поражения в Москве, которую правые вряд ли сумеют исправить уже в этом декабре, тем более красноречива, чем заметней она отражает весь политический контекст 90-х, когда поражение либералов не в последнюю очередь было связано с дистанцией между либеральной политикой и средним классом. Дистанция методично увеличивалась: средний класс, латентно приближаясь к тем же представлениям о свободе, всегда выбирал лево-консервативную коррумпированную реальность, наиболее адекватным выражением которой стал популярный режим Лужкова в богатой и успевающей столице. Переломить этот тренд будет не так просто.