Описать экономическое состояние Венгерской республики, в которой не так давно произошли местные выборы, а до того – погромного плана события, писать очень трудно как раз из-за повода, вызвавшего эти погромы. Толпы вышли на улицы по поводу, который покажется смехотворным любому более или менее здравомыслящему человеку – из-за фальсификации статистической отчетности органами государственной власти.
Вы представляете себе, например, толпы москвичей, выходящих на улицы и громящих какие-нибудь объекты федерального значения только потому, что они узнали, что Федеральная статистическая служба из года в год искусственно завышает в своих отчетах темпы роста ВВП, чтобы выполнить указания президента по удвоению? Да, всем давно наплевать и на этот ВВП, и на его удвоение, и на статистическую службу в придачу – у большинства людей свои заботы и проблемы, они только ими и занимаются и больше ничего знать не хотят.
А вот венграм не наплевать. Они, как только узнали про искажения, сразу же вышли на улицы и рванули на телевидение, чтобы с помощью этого самого мощного средства коммуникации рассказать всему миру правду о том, как их обманывает собственное правительство, а правительству – о том, как они его теперь не любят.
Венгерское правительство, как и любое другое нормальное правительство, не захотело этого слушать и выкатило на улицы ОМОН, в результате чего дело доходило до форменной потасовки. В итоге страсти немного улеглись, но все равно за венгров приятно – вот что значит демократическая традиция!
А раз демократическая традиция жива, то можно надеяться, что и со статистикой все будет в порядке. Но это в будущем, а нам пока интересно знать, что же происходит с экономикой Венгрии прямо сейчас. Поскольку некритически пользоваться официальными данными венгерской статистики как-то затруднительно, а других данных все равно нет, мы решили все-таки взять официальные показатели, но только «плохие». То есть те, где негатив, несмотря на возможное искажение и фальсификацию, все равно присутствует. Такими «плохими» показателями для экономики современной Венгрии являются, во-первых, данные об исполнении бюджета, а во-вторых, – данные о внешней торговле. Начнем с последних, потому что для такой маленькой страны, численность которой составляет всего 10 млн. чел., ситуация на внешних рынках является определяющей.
И ситуация эта пока для Венгерской республики не очень благоприятная. Судя по данным, которые публикует венгерская статслужба, в 2004 году дефицит внешней торговли составил почти 4 млрд евро (9% от экспорта), в 2005 – почти 3 млрд евро (6% от экспорта), а за первое полугодие 2006 года – 1 млрд евро (3,4% от экспорта).
Для такой страны, как Венгрия, чья валюта не является конвертируемой и чей торговый дефицит не может быть профинансирован за счет ее эмиссии, как это происходит с торговым дефицитом США и Еврозоны, подобный итог внешней торговли является очень опасным явлением, которое может взорвать всю экономику. Рано или поздно, если вы не можете за счет экспорта профинансировать импорт, вам приходится или делать долги перед иностранными поставщиками, или сокращать импорт.
Создание долгов – вещь хорошо известная и широко распространенная, вопросов она не вызывает, хотя для их обслуживания тоже нужна валюта, которой мало. Поэтому вторым вариантом развития событий является сокращение импорта, а вот это уже действительно удар, потому что такая маленькая страна не только не может жить без поставок товаров на внешние рынки, но и не способна обходиться без получения товаров оттуда. И если эти внешние поставки будут как-то ограничены, то внутреннее производство и занятость сократятся незамедлительно.
Основным источником дисбалансов во внешней торговле Венгрии являются, разумеется, цены на энергоносители. Если средний индекс импортных цен в 2004 году составил 99%, в 2005 году – 101%, а за январь-май 2006 года – 107,6%, то стоимость импортируемого топлива и электричества выросла в 2006 году сразу на 46%. То есть основным «взрывателем» венгерской экономики» являются нефтяные и газовые цены, что, впрочем, неудивительно. Эти цены сейчас везде, кроме нефтедобывающих стран, являются «взрывными», но если развитые страны, вроде Германии и Франции, пока как-то выкручиваются, то вот относительно меньшие по масштабу экономики цены такого уровня долго выдержать не смогут.
Другим негативным фактором венгерской экономики является дефицит государственного бюджета. Мы далеки от мысли, что дефицит бюджета – это штука более или менее полезная, так как позволяет стимулировать общий внутренний спрос при падении частного спроса. Понятно, что сейчас стимулировать в венгерском хозяйстве особо нечего, да и вряд ли этот метод может сработать в силу тех же небольших масштабов этого хозяйства и его встроенности в европейский рынок. Поэтому дефицит бюджета скорее является отражением общеэкономических проблем Венгрии, нежели попыток как-то их решить. Рост цен на импортируемое топливо и порожденный этим дефицит торгового баланса не могут не отразиться и на государственных финансах, которые тут же становятся дефицитными.
Таким образом, устраивая акции неповиновения, оппозиционеры были не так уж и неправы – дела в венгерской экономике идут не самым лучшим образом, и чтобы победить на выборах, правящей партии, действительно, приходится постоянно врать. Однако хотелось бы узнать: а какую такую политику будут проводить нынешние оппозиционеры, если они придут к власти? У них что, есть рецепт немедленного выравнивания торгового баланса и государственного бюджета? У них есть в руках такая волшебная палочка, которая позволит быстро снизить цены на нефть, газ и электроэнергию? Как нам представляется, ничего такого у них нет и быть не может. Скажем больше, если у социалистов имеются хоть какие-то планы оздоровления экономики, а также долгосрочные договоренности с «Газпромом», то у национал-популистов Виктора Орбана не было даже этого, что и привело страну к тому плачевному состоянию, из которого пока не удалось ее вывести. Поэтому, если они все же придут к власти снова, ничего кардинально предложено все равно не будет. Им останется только подправлять статистику, доставшуюся от прежнего политического руководства.