В среду председатель Еврокомиссии Романо Проди на саммите Россия-ЕС сделал заявление о том, что ЕС предоставит России официальный статус страны с рыночной экономикой. Это позволит России получить значительное преимущество в решении антидемпинговых проблем (сейчас Россия теряет в Европе на антидемпинговых процедурах порядка $250 млн. в год). Разумеется, само по себе заявление юридической силы не имеет, однако в ЕС обещают решить все формальности уже в ближайшие месяцы - к сентябрю-октябрю 2002 года.В пресс-релизе Еврокомиссии, посвященном заявлению Проди, особенно подчеркивается, во-первых, что ЕС стал первой "торговой державой", предоставившей России статус страны с рыночной экономикой (напомним, на прошлой неделе министр торговли США Дональд Эванс заявил, что решение о признании России страной с рыночной экономикой может быть вынесено его ведомством 14 июня этого года). Во-вторых, что от России ждут ответных шагов по доступу европейских товаров и услуг на российский рынок: в торговле с Евросоюзом Россия имеет активное сальдо торгового баланса, что не устраивает европейцев. И, в-третьих, что для предоставления России полного статуса страны с рыночной экономикой Евросоюзу придется изменить свое законодательство в области торговых защитных мер. Последнее замечание в действительности является самым важным, поскольку фактически означает, что в России полноценной рыночной экономики пока нет и признание за ней такого статуса - подарок ЕС.Именно поэтому возникают сомнения в том, что рыночный статус экономики сможет облегчить России переговоры по вступлению в ВТО, на что очень надеются российские официальные лица. Европейцы явно не собираются отказываться от своего ключевого требования - уравнять внешние и внутренние тарифы на электроэнергию и цены на газ. Разрыв между внутренними и внешними ценами и в самом деле очень велик. Так, цена 1000 куб. м газа на внутреннем рынке сейчас составляет около $15, на внешнем - около $95. Таким образом, налицо более чем шестикратный разрыв. По мнению представителей Евросоюза, такое двойное ценообразование - форма скрытого субсидирования российских экспортеров. По оценке торгового комиссара ЕС Паскаля Лами, суммарный эффект от низких цен на газ соответствует ежегодным субсидиям производителям на сумму $5 млн. Это дает возможность российским экспортерам назначать низкие цены, а значит, они пользуются неконкурентным преимуществом перед европейскими компаниями.Выполнить требование Евросоюза в короткие сроки просто невозможно, даже несмотря на то, что Лами подчеркивает: ЕС не настаивает на увеличении энерготарифов для жилых домов, школ и больниц - ему достаточно, если по мировым ценам за газ и электроэнергию будут платить российские производители. В России требование ЕС считают несостоятельным. По словам вице-премьера Виктора Христенко, мировых цен на газ и электроэнергию просто не существует, а значит, идея, что российские цены на энергоносители должны соответствовать мировым, не выдерживает никакой критики.И все же в России принимаются меры по ликвидации ценового разрыва. Так, как раз на этой неделе Минэкономразвития предложило повысить во втором полугодии цены на газ на 33,5%. Тем не менее окончательное решение этой проблемы все же является делом не очень близкого будущего. И в ЕС это, видимо, понимают. Но продолжают настаивать на своем, чтобы получить уступки по другим переговорным позициям. В том числе и по выходящим за рамки стандартных условий вступления в ВТО, на которых так настаивает Россия.