будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 25, 2025
Мир
Градировский Сергей

Есть ли шанс у ислама?

Есть ли шанс у ислама?
92_Gradirovsky

Вопрос, лежащий в основании современных форм экстремизма и терроризма, можно сформулировать так: «Если наша вера точна, если мы более праведны, чем остальной мир, почему мы находимся в упадке и нами постоянно помыкают?!»

И действительно, мир ислама, который на протяжении Средневековья был лидером военным и политическим, экономическим и культурным, в Новое время сдал свои позиции. Ладно бы только Западу. После Второй мировой войны поднялась Япония, затем в лидеры пробились Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Гонконг. Успех некогда отсталых регионов стал горьким укором для мусульманского мира. Оказалось, что исламские страны собственными силами не могут освоить даже богатства, которыми владеют, — залежи углеводородов. Приходилось приглашать западных специалистов с их технологиями и организационными навыками, чтобы поставить бизнес, на котором зарабатывают сегодня отдельные страны и семьи мусульманского мира.

Напрашивается вопрос, который не может не волновать исламскую элиту: что и в какой момент пошло не так (именно этот вопрос вынес на обложку своей известной книги исламовед Бернард Льюис, рассуждая о перипетиях исламской политики)?

Распространенный ответ — дело в исламе. Мол, если бы не консерватизм и ригоризм этой религии, все было бы по-другому.

На этот аргумент есть ответ: ведь мусульмане VII–Х веков были гораздо ближе к исламу, чем современные нам, и жили по шариату, а не светскому праву. При этом они были лидерами мира. Отсюда вывод: надо идти назад, вернуться к «живительному первоисточнику». Сегодня этот тезис взят на вооружение и фундаменталистами, и лидерами политического ислама.

И это не примитивный ответ, как думают многие, ведь и пророки Ветхого Завета объясняли страдания, выпавшие на долю еврейского народа, только одним — вероотступничеством. Поэтому когда мусульмане слышат призыв «Вернемся к основам ислама и вновь станем лидерами!», им трудно его игнорировать.

К сожалению, опыт стран, попытавшихся в ХХ веке претворить в жизнь эту формулу, продемонстрировал обратный результат. Ни Судан, ни Афганистан не обрели той конструктивной интеллектуальной мощи, которая позволила бы конкурировать с Западом. Наоборот, в результате прямого перехода на нормы шариата, принятого не рефлексивно, а буквально, произошла архаизация общества и экономики.

Мусульмане чувствуют унижение. То, на чем строится их быт, — машины и оборудование, нормы строительства и современные материалы, образование и здравоохранение, организация военного дела и оружие — спроектировано и создано на Западе (или, как в случае дешевого массового продукта, made in Chine). Том самом Западе, который, по мнению исламского мира, катится к катастрофе, потому что изменил первоначальному Откровению и его нравственным законам. Такой диссонанс не может не задевать и не беспокоить мусульман.

Отсюда мучительные поиски — кто виноват? Монголы, которые смели в XIII веке халифат, после чего исламский мир так и не сумел оправиться? Однако ряд высоких образцов мусульманского искусства и культуры, а также несколько политических проектов (самый яркий из них — Блистательная Порта) относятся к послемонгольскому периоду. Да и то, с какой легкостью был разгромлен Багдадский халифат по сути варварами, есть печальное свидетельство его внутреннего состояния.

Другой ответ — виноваты европейцы с их колониальной политикой. Однако постколониальный период, который, казалось бы, должен был вернуть исламскому миру свободу, а с ней и процветание, принес только разочарование. Что принесла деколонизация — «цепочку обветшалых деспотий» (Б.Льюис), которые не смогли предложить своим подданным ни одного реального проекта модернизации (на этом фоне удивительнейшим исключением представляется только Малайзия)?

К слову сказать, антисемитизм, достигший в ХХ веке высокого накала, заимствованный мусульманами у европейцев, имеет ту же природу — обиду и растерянность.

Очевидно, что разочарованные и униженные мусульмане — та самая среда, из которой вербуются исполнители терактов. Возникает вопрос: кто же проектировщики этих сложных по исполнению акций? Специалисты признают, что все крупные террористические акты отличаются сложным военно-диверсионным обеспечением, и решать подобные задачи по силам спецслужбам всего нескольких стран. Отсюда высказываемые в прессе, на семинарах, в курилках подозрения, что за терактами стоят разведывательные сообщества, и не абы кого, а весьма определенного круга стран.

Если исполнители являются жертвами мифа о тяжкой вине Запада в отставании исламского мира, то проектировщики, умеющие находить и исполнителей, и финансы, а также просчитывать последствия, скорее всего руководствуются иной мотивацией.

Речь вот о чем. Теракты — это, по сути, весьма удачная попытка создать адекватный инструмент присутствия в глобальном информационном пространстве. Сегодня в мире ведется жесточайшая борьба за попадание в строго ограниченный круг информационных сообщений. Ограниченный потому, что зритель, слушатель, читатель за сутки в состоянии воспринять очень небольшое количество информации. За попадание в этот круг борются и транснациональные корпорации, и политические нации. Первые продвигают бренды — а значит, продажи; вторые получают дивиденды от интереса к их стране, культуре и даже происшествиям.

Возьмем известные примеры. После событий 11 сентября в США резко возросли продажи Корана. Другой случай: в одном из выступлений Бен Ладен порекомендовал книгу о тайных операциях ЦРУ, написанную офицером этого ведомства. Сюжет показала Аль-Джазира, затем CNN. Но самое интересное произошло после этого: книга, которая в рейтинге продаж занимала двухтысячное место, за сутки переместилась на шестое, после чего был мгновенно раскуплен весь ее наличный тираж.

Понятно, что не продавцы Корана и не офицер ЦРУ продвигали таким способом свою продукцию. Но интерес к исламу — не важно, со знаком плюс или минус — резко возрос. Так же, как вес и значение религии, узнаваемость ислама, исламских лидеров, его культуры. Все это составляет оборотную сторону терроризма. В современном мире нельзя игнорировать значение информационной составляющей, потому что его не игнорируют ни разведки ведущих стран, ни транснациональные корпорации, ни пресс-службы президентов и глав правительств.

Исламский мир, уступив лидерство в начале промышленной революции, на сегодня не обладает никакими средствами, позволяющими на чужой площадке, в чужих правилах выйти победителем, то есть «сложить» собственную экономику на собственных основаниях (с опорой на шариат) и переиграть тех, кто ушел далеко вперед. Каковы же тогда его перспективы — быть вечным изгоем в бурно развивающемся мире?

Ответ может быть дан в логике фазового развития мировой экономики.

Ислам долгое время доминировал в традиционной фазе развития мировой системы благодаря нескольким качествам.

Во-первых, терпимости, которая в свое время была недостижимой для европейцев. Ведь еще несколько веков назад все было наоборот: беженцы — евреи и опальные христиане, постоянно преследуемые в Европе, — бежали на земли ислама.

Во-вторых, благодаря форме контроля со стороны богословов (улемов) за исполнительной властью, которая никогда не была такой абсолютистской, как в Риме, средневековой Европе и тем более Европе Нового времени.

В-третьих, благодаря принципу социальной справедливости, формализованному, в частности, в обязательном для правоверного налоге в пользу бедных (закят является одним из пяти столпов ислама).

Но Запад удачно проводит промышленную революцию. В результате чего мир ислама превращается в экономического и, как следствие, политического «карлика», а все его заимствования у того же Запада в военной сфере, области политического устройства, копирования систем образования ни к чему не приводят.

В этой ситуации только терроризм превращает ислам в фактор глобальной политики. Только терроризм заставляет считаться и с официальным исламским истеблишментом, прилагающим столько сил «для борьбы с террором» в своих странах, и с агрессивными выпадами исламского подполья.

Современный мир подошел к барьеру: индустриальная фаза близится к концу, мировые лидеры вступили в эпоху постиндустриальную. Возникает вопрос: куда движется наш мир? Какая экономика приходит на смену индустриальной? Что обеспечит лидерство в будущей экономике?

Нынешние преимущества исламского мира, основанные на углеводородах, работают только в текущей индустриальной фазе. Они хотя и не обеспечивают ему лидерства, но приносят достаток известному списку исламских стран. В следующей фазе развития мировой экономики — в экономике, основанной на знаниях, — такое преимущество мало чего стоит. Следовательно, на следующем шаге развития исламской цивилизации будет еще хуже. Это не может не беспокоить лидеров исламского мира как официальных, так и антисистемных, которые, с одной стороны, пробуют присоединиться к информационному обществу, запуская проекты впечатляющей модернизации в Куала-Лумпуре и некоторых эмиратах Персидского залива, с другой — ведут атаки на этот мир, дестабилизируя его систему.

Что касается постиндустриального барьера, в который уперся современный мир, то возможны три сценария развития ситуации.

Сценарий первый. Запад (включая Японию и ряд анклавов Юго-Восточной Азии) форсированно переходит к информационному обществу. Ситуация меняется кардинально: углеводороды занимают строго отведенное им место, точно такое же, какое в современном нам мире занимает рынок зерна и риса (игравший в традиционной фазе роль двигателя экономики). Тогда исламский мир окончательно оказывается «за бортом», если только в достаточно короткий срок его лидеры не предложат конкурентоспособных форматов развития. В этой ситуации атаки на символы успеха и благополучия — например, Всемирный торговый центр — становятся единственным средством самовыражения.

Следующий сценарий представляется более вероятным: постиндустриальный переход окажется мероприятием невероятно сложным, и человечество сразу не преодолеет этот барьер. Так было уже раз, когда античная цивилизация, вплотную подошедшая к необходимости создания новой, более совершенной экономики, не нашла в себе ресурсов для преодоления такого барьера и откатилась в «мрачное Средневековье». Именно тогда ислам выполнил чрезвычайно важную, стабилизирующую функцию, сохранив достижения античности и дав человечеству передышку в тысячу лет (обращу внимание читателя на то, что в данном отрывке не анализируется духовная история человечества, имеющая другие основания и достижения, а лишь научно-техническая, цивилизационная).

Итак, прыжок в новую экономику, основанную на знаниях, может не получиться. Но и сил остановиться, замереть в индустриальной фазе не будет. Запад, уже отдавший индустриальную составляющую Китаю, но не имеющий сил подняться в новую знаниевую экономику, утрачивает лидирующие позиции (это как отдать нижний этаж, а верхний не успеть надстроить). Как следствие, Запад будет не в состоянии обеспечить собственному населению тот высокий уровень жизни, к которому оно привыкло. Однако останутся амбиции, поддерживаемые смертоносным оружием. В такой ситуации Запад развяжет войну. Война, не имеющая перспектив на урегулирование, обрушит мировую экономику и примитивизирует уклад жизни.

В этой ситуации исламский мир, как и во времена Средневековья, снова может выступить в роли глобального стабилизатора. Эта странная, но крайне важная роль достанется исламу, потому что он не нуждается в технологической составляющей, но в то же время имеет внятную, хорошо отработанную социальную политику, основанную на традиционных стандартах и оперирующую категориями подлинной справедливости.

Наибольшие шансы, как мне кажется, имеет третий сценарий, согласно которому все участники мирового спектакля попытаются оттянуть на как можно более долгий срок переход в информационную эпоху — слишком уж велики риски.

Пока индустриальная фаза длится, ислам удерживает позиции, потому что углеводороды по-прежнему играют существенную роль в мировой экономике. Кстати, этот же вывод относится и к России в силу весьма определенной стратегии отечественной элиты. Укажем на тот факт, что ставка на сырьевую специализацию гарантирует России долговременный рост, на время, пока существующими темпами будет расти промышленный сектор Китая и Индии.

В этом случае следует ожидать договоренностей мусульманских стран с Москвой (и всех вместе — с Венесуэлой), результатом которых станет появление нового международного игрока, контролирующего глобальный рынок энергоресурсов. Кстати, начало этому процессу уже положено: в прошлом году Россия получила статус наблюдателя в организации Исламская конференция, объединяющей все мусульманские страны. Кроме того, именно энергетическую безопасность Москва представила в качестве ключевой инициативы на время своего председательства в G8. И именно особые отношения с Ираном должны сыграть в этом сценарии специальную роль.

Если это произойдет, исламский мир и Россия получают время для модернизации, крайне сложной и болезненной, затрагивающей культурные основания обоих миров.

Нужен ли им этот шанс? К такому ли сценарию стремятся элиты мусульманского мира и те, кто претендует на статус элиты российской? От ответов на эти вопросы зависит перспектива уже не народов, но всего человечества.

См. также:

  • Шерматова. Ислам - для бедных
  • Мирский. Исламская цивилизация, исламизм и терроризм
  • Зайнаб аль-Сувайдж. Убеждение – альтернатива насилию

Материал был опубликован в журнале «Большая политика» №3 за 2006 год и публикуется "Полит.ру" с согласия автора.

Градировский Сергей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).