будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Мир
Каганский Владимир

Естественные колебания и искусственная нестабильность

В последнее время во властных структурах и в печати активизировались разговоры о том, что нужно срочно и радикально уменьшить число субъектов Федерации. Но говорящие и пишущие, как представляется, смешивают два прямо противоположных случая.

Многие маленькие субъекты Федерации находились ранее в составе краев и областей, потом v во время «парада суверенитетов» v выделились. Поскольку по большей части это депрессивные регионы, они сейчас чувствуют себя неудобно. Самый яркий пример v Коми-Пермяцкий автономный округ, который представляет из себя небольшую периферийную часть Пермской области. В подобном случае говорить об объединении с областью или о возвращении к советской ситуации совершенно осмысленно и нормально. Это же относится и к нескольким маленьким бурятским округам внутри территорий Иркутской и Читинской областей, а также к Корякскому автономному округу, который ранее входил в состав Камчатской области. Вопрос тут надо решать исходя из конкретных интересов игроков v так называемых региональных элит. Хотя, следует заметить, что места в Совете Федерации, существующие до тех пор, пока есть самостоятельный субъект этой самой Федерации, v это довольно сильный статусный ресурс региона. Именно угроза их потери реально может помешать объединению.

Но если бы дело ограничивалось этим v не было бы даже предмета для разговора. Тут все полностью вписывается в естественную структурно определенную динамику v всегда есть некие «колебательные движения» по выходу из регионов и входу в них. Но, к сожалению, речь идет и о радикальном объединении субъектов Федерации, традиционно существующих самостоятельно. В качестве одного из аргументов выдвигается тезис, что Центру неудобно управлять таким количеством субъектов Федерации. Мне представляется, что он не имеет отношения к делу. В федеративном государстве (каковым Россия является юридически) Центр вообще никак не управляет субъектами Федерации v у них отношения другого рода. Второй аргумент v некая «целостность». Мне думается, что он очень важен, но при ближайшем рассмотрении работает как раз против такого слияния. Хорошо это или нет, но наши субъекты Федерации v это в высшей степени реальные и целостные социально-экономические районы. Любое их объединение, например много сейчас обсуждаемое объединение Карелии, Архангельской и Мурманской областей, v это превращение целостных и реально существующих субъектов Федерации в очень странные конгломераты. Есть принципиальный вопрос: чем удобнее управлять и с чем удобнее иметь дело v с целостными территориями или с такими странными громоздкими образованиями?

Любое административное вмешательство в ситуацию дестабилизирует ее, а, по моему глубокому убеждению, за стабильность в стране сейчас де-факто отвечает не Центр, а именно региональные власти. Хороши эти власти или плохи, но они справляются с обеспечением стабильности. Региональные власти не допустили на своих территориях ни одного кризиса, который хотя бы близко напоминал дефолт 1998 года или, скажем, конституционный кризис с элементами гражданской войны v как в 1993 году. Фактически получается, что Центр не может жить без кризисов v их за последние 12 лет было пять: 1991 год, 1993 год, 1998 год и две чеченские войны, которые я считаю кризисами общероссийского масштаба.

Что бы ни говорили про региональные элиты (а они действительно очень странные, и понятие «элиты» к ним плохо применимо), но само их наличие чрезвычайно важно: с тех пор как Россия стала империей (а это, фактически, не менее 500v600 лет), в стране еще не было такой децентрализованной власти и экономики. И, на мой взгляд, это большое благо. Конечно, региональные элиты плохи: они не очень компетентны, коррумпированы, насаждают самую гнусную семейственность, грязно играют со своими политическими оппонентами v но ведь других элит у нас нет. И даже такие, какие есть, обеспечивают стабильность и реальное разделение властей (а если в стране оно есть, то это именно разделение между властью федеральной и региональной). Конечно, если бы у нас был просвещенный, демократический, либеральный и, главное, очень эффективный Центр, то тогда был бы смысл говорить, что он может делать с региональными элитами что хочет v но такого Центра у нас нет, поэтому любая манипуляция с регионами может потенциально дестабилизировать ситуацию. А эта дестабилизация, как представляется, сейчас никому не нужна.

Вообще, если есть нужда позаботиться о «целостности» регионов, то должен ставиться вопрос не об их укрупнении, а, в некоторых случаях, о разукрупнении. У нас есть несколько регионов, которые мозаичны и нецелостны. Самый первый пример, который приходит в голову моим коллегам, когда я обсуждаю с ними эту ситуацию, v это Краснодарский край, который состоит из двух совершенно разных частей, имеющих разные хозяйственный профиль и разные функции в пределах российской экономики: собственно сельскохозяйственная Кубань во главе с Краснодаром и Черноморское побережье по линии Новороссийск v Анапа. Напрашивается идея: в целях усиления целостности региона выделить, скажем, Черноморскую область. А сейчас замышляется акция прямо противоположная.

Часто используемые утверждения о количестве жителей и территории здесь вообще не идут к делу, потому что странно контрастируют с вполне справедливым мнением, что наша страна очень большая и разнообразная. Если она большая и разнообразная, то в ней, соответственно, будет много разных частей.

Центр действительно испытывает явные трудности во взаимоотношениях с регионами v это видно. С теми, во главе которых стоит реальный хозяйственный и институциональный центр. Много путешествуя по стране, я вижу, что Центр не имеет единой консолидированной региональной политики v разные его структуры проводят разные политики. Но если вместо нынешних субъектов Федерации появятся конгломераты, то степень осмысленности действий применительно уже к ним может только уменьшиться. Существует простое и очевидное правило: если территория однородна, то в отношении ее годится одна политика, если же территория разнородна, то для нее необходимо сразу несколько политик.

Кроме того, в этих возможных конгломеративных регионах нынешние, уже обросшие экономическими функциями, региональные элиты немедленно вступят в борьбу. А это v потеря управляемости, передел собственности и т.п. На все это уйдет время, а оно сейчас дорого (очередное окно экономических возможностей быстро «схлопывается» v падают цены на энергоресурсы, исчезают последние позитивные следствия дефолта). К тому же любые административные преобразования, кроме потери управляемости, сопровождаются и ростом коррупции (и не только в нашей стране v это общая тенденция).

И это все мы можем получить, если идеи очередной административной реформы воплотятся в жизнь. Минусы тут совершенно понятны. Никаких же плюсов, боюсь, попросту нет. Вспомним, сколько разговоров было про пресловутое укрепление «вертикали власти», вылившееся в создание семи федеральных округов. Вся эта громоздкая конструкция никак себя до сих пор не проявила v кроме создания еще одного препятствия в циркуляции административных решений. Целью же всего этого была дестабилизация 10v20 региональных элит, чего можно было достичь гораздо более простыми способами. Напрашивается печальный вывод: Центр действует, исходя из неких фантомов и каких-то общих соображений, не имеющих прямого отношения к заявляемому делу.

Каганский Владимир
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).