будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Армения акции протеста
Июль 1, 2025
Мир
Жаворонков Симон

«Это не мое»

«Это не мое»
Gd4sEUcl82KhU8Z5B2bXF2gUgHNMqfGb
Серж Саргсян. Источник: kremlin.ru

Уличные протесты в Армении победили, премьер-министр республики Серж Саргсян, который до того десять лет занимал пост президента страны, ушел в отставку. Это большое достижение, но, вполне вероятно, что единственное. И это тоже преимущество парламентской республики, о котором стоит знать российскому руководству.

Поводом для начала демонстраций в Ереване стала не политика Саргсяна или его Республиканской партии, а сам факт того, что политик решил остаться во главе страны.

 
Протесты в Армении
Gardmanahay/Wikimedia Commons

Напомним, Армения до недавнего времени была президентской республикой, как и большинство постсоветских государств. По конституции Серж Саргсян, избранный в 2013 году на второй пятилетний президентский срок, не мог после 2018 года возглавлять страну. Однако в 2015 году прошел референдум по изменению конституции, в результате чего было принято решение переформатировать Армению в парламентскую республику, где ключевую роль играет не президент, а премьер-министр, избираемый парламентским большинством.

В 2015 году Серж Саргсян обещал, что после конституционной реформы не воспользуется новыми возможностями для продления своего пребывания у руля, а отойдет от дел. Но в 2018 году, когда поправки в конституцию вступили в действие, он решил, что ситуация поменялась и новый президент страны, впервые выбранный не на всенародном голосовании, а в парламенте, предложил депутатам назначить Саргсяна на пост премьер-министра страны.

Никаких формальных препятствий для перехода на новую работу у экс-президента не было — но немногочисленная парламентская оппозиция во главе с депутатом Николом Пашияном (его фракция «Елк» заняла всего 9 мандатов из 105) призвала людей выйти на улицы, и вскоре Ереван стал площадкой очередной бескровной, «бархатной» революции.

В понедельник, 23 марта, Серж Саргсян, к тому моменту уже занявший пост премьер-министра, ушел в отставку. «Никол Пашинян был прав. Я ошибся. Создавшаяся ситуация имеет несколько решений, но ни на одно из них я не пойду. Это не мое», — говорится в его заявлении. «Мира, гармонии и логики нашей стране», — пожелал он в конце.

 
Протесты в Ереване 20 апреля 2018
Ավետիսյան91/Wikimedia Commons

Проблема в том, что парламент республики был избран в 2017 году на пять лет, то есть полномочия депутатов истекают только в 2022 году. Сейчас большинство в парламенте имеет Республиканская партия (58 из 105 мест), лидером которой является бывший президент и премьер Серж Саргсян. Даже если бывший президент и премьер окончательно отойдет от дел и не будет вмешиваться в политику, у правящей силы достаточно ресурсов для того, чтобы удерживать власть ближайшие четыре года, а, возможно, и дольше.

Это большое преимущество парламентской модели правления: она не так завязана на лидере, который может меняться при сохранении позиций правящей партии. Более того, в парламентских республиках нередки случаи, когда премьер меняется, а состав правительства почти полностью остается прежним.

Сейчас исполняющим обязанности премьера Армении является Карен Карапетян, занимавший этот пост в 2016-2018 гг. и бывший в недолговечном кабинете Сарсяна первым вице-премьером. Скорее всего, вскоре парламент утвердит Карапетяна на посту главы правительства.

 
Карен Карапетян
government.ru

И все же не стоит напрямую сравнивать ситуацию в Армении с ситуацией в России — хотя некоторые оппозиционные политики уже этим занимаются. Во-первых, Армения действительно находится в кольце врагов. Из четырех соседних стран с одной так и не установлены дипотношения (с Турцией), а с Азербайджаном и вовсе идет тлеющая война в Нагорном Карабахе. Если в какой-то момент власть в Ереване ослабнет, то это может закончиться, как минимум, возобновлением войны в Карабахе. Во-вторых, российская элита быстро учится и на примере Украины, и на примере других государств, так что вскоре появятся многочисленные доклады о том, почему оппозиции удалось вынудить Саргсяна уйти в отставку и как избежать подобного сценария в России.

Жаворонков Симон
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).