будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 19, 2025
Мир

«Еврогосударства не будет никогда»

Провал референдумов по конституции Евросоюза во Франции и Нидерландах, отказ от проведения в ближайшее время референдумов Британии, Дании, Швеции и Португалии, нарастающий евроскептицизм в Чехии, Польше, Люксембурге, достаточно радикальные бюджетные разногласия – вот тот фон на котором провалился саммит Европейского Союза 16 – 17 июня. Договориться не удалось фактически ни о чем. О перспективах Евросоюза мы побеседовали с известным российским специалистом в этой области, ведущим научным сотрудником ИМЭМО РАН, доктором политических наук, профессором кафедры европейской интеграции МГИМО Мариной Стрежневой. Интервью взял Борис Долгин.

Каковы основные варианты выхода из нынешней ситуации с евроконституцией? В чем их плюсы и минусы?

В конституционном договоре записано, что если даже одна страна его не ратифицирует, - документ принят быть не может. Исходя из прошлого опыта, мы знаем, что в этой ситуации иногда предпринимаются попытки провести повторный референдум или повторную ратификацию в тех странах, где этого не удается добиться сразу. При этом могут идти на какие-то уступки.

Прецедент - Дания?

Не только Дания - Ирландия тоже. Но сейчас, я не знаю, что именно будет решено. До недавнего времени руководство клялось и божилось, что на повторную ратификацию отказавшиеся страны толкать не будут. Но таких стран уже две, и Великобритания сказала, что при наличии двух отказов они не видят смысла заниматься ратификацией.

В политическом плане они предполагали такую возможность - считалось, что, если определенное число стран договор не ратифицирует, то где-то в 2006 году будет созван чрезвычайный Европейский Совет, который и будет решать, что делать дальше. Варианты были самые разные. Первый: совсем забыть про конституцию и жить по Ниццскому договору, а потом вносить изменения обычным порядком, как это делалось до сих пор. Вариант второй: проводить конституционные изменения (самые важные) тихой сапой, в соответствии с процедурами, которые основополагающий договор позволяет.

То есть не конституционным договором, а то новое, что он вносит, - отдельными документами, отдельными поправками?

Да. Причем, в этом случае ратификация не будет нужна. Есть еще масса фантастических вариантов, предполагающих сложную геометрию – скажем, что конституционный договор будет действовать для тех, кто его ратифицирует, а для тех, кто не ратифицирует, будет действовать предыдущий договор.

А так вообще может быть?

Политическое решение теоретически возможно в отношении всего, хозяин - барин, и в качестве высшего коллективного политического органа, Европейский Совет может решить все что угодно.

Но сможет ли такая схема работать?

Нет, это кошмар, конечно. Теоретически они рассматривают и другие варианты. Скажем, в конституционном договоре впервые предусмотрена возможность добровольного выхода, вот они и говорят: пусть в таком случае те страны, которые не ратифицировали, проявят благородство и удаляться из союза по доброй воле. Но учитывая, что речь идет о Франции – это дико. У них сейчас достаточно сложная ситуация.

Ваш коллега по институту, Владимир Петрович Гутник, в одном из интервью упомянул среди прочих версий возможность внесения в конституцию согласованных изменений, с дальнейшим переголосованием, перератификацией уже по измененному тексту. Как бы вы оценили вероятность такого варианта?

Опять-таки звучат голоса ответственных людей Евросоюза, что такого не может быть, потому что этот результат работы над текстом был наилучшим - ничего лучше не сделать, это будут потраченные деньги и усилия. Они очень не хотят на это идти.

На самом деле, смысла в этом действительно нет, потому что французы проголосовали не против конкретного текста или заложенных в нем положений, а по набору других соображений, не имеющих отношение к содержанию конституции, поэтому реагировать таким образом не резонно.

Что из себя вообще представляет евроконституция, что она добавляет в смысле интеграции в нынешнюю ситуацию Евросоюза по сравнению с тем, что действует на настоящий момент?

Конституция закрепляет тенденции, которые накопились в ходе интеграции и до сих пор не были зафиксированы. Она упрощает договорную основу, делает её более логичной.

Много ли потеряет Евросоюз, если убрать психологические моменты (эффект “домино” и т.д.), при попытке продолжать жить по нынешней системе договоров, как будто бы забыв о евроконституции?

Это очень сложный вопрос. Естественно, европейская интеграция - это сложный процесс. В ней присутствуют элементы модернистские и постмодернистские. Строго говоря, мы должны говорить не о конституции, а о конституционном договоре. Мы видим даже по процессу ратификации, что он идет в национальных рамках, то есть это не конституция, как мы привыкли её понимать, а именно договор. Это такой же договор, как и те, что действуют сейчас, только как будто бы более прочный. С другой стороны, даже те договоры, которые есть сейчас, конституционную основу в интеграцию уже заложили.

Многие авторы говорят о том, что у Европейского Союза уже есть конституция, в том смысле, что там отражены какие то права, обязанности, основополагающие нормы, принципы - все это зафиксировано в уже действующих договорах.

Сама по себе конституция – идея конституции, процесс её разработки – олицетворяет собой модернистскую тенденцию, в известном смысле устаревающую. При этом подспудно развивается постмодернистская тенденция – сетевые формы управления, поиски альтернативных форм демократизации системы, которые в этой модернистской конституции появляются, но отражены довольно слабо, в каком-то смысле она им мешает развиваться.

Безусловно, наличествующий договор – Ниццский – гораздо хуже нынешней конституции, с точки зрения последовательного развития модернистской тенденции. С другой стороны, удар нанесен именно по модернистской тенденции, поэтому в ход теперь пойдут постмодернистские инструменты, вполне возможно, что ЕС нам еще продемонстрирует в достаточно близком времени оригинальные, до сих пор невероятные политические формы.

Например?

Сетевые формы, открытый метод консультации и т.п.

И по ситуации с евроконституцией, и по замерам общественного мнения, и по изменению риторики правящих или оппозиционных партий есть ощущение, что некоторая волна центростремительная, еврооптимистическая, постепенно сменяется волной евроскептической. Разделяете ли вы это ощущение?

Нет, я считаю, что Европейский Союз – очень здоровый организм, и модернистская тенденция его в известном смысле сковывала. Он переживет эту болезнь - это кризис роста, очень серьёзный, но кризис роста.

Может быть есть известная усталость от скорости расширения. Оно действительно прошло очень быстро и имеет много негативных сторон. Что может произойти в результате этого? Будет продолжаться интеграция как таковая, но за ней не будет поспевать её оформление, в первую очередь конституционное, во вторую - политическое. Но интеграция имеет очень большой центростремительный потенциал. Безусловно, они будут пытаться тормозить дальнейшее вступление новых членов, но на самом деле, в каких-то новых формах постсоветские европейские страны будут с Европейским Союзом сближаться очень быстро.

Можно ли себе представить, что происходящее реально затормозит вступление вполне конкретных Болгарии и Румынии, которые уже можно сказать на пороге?

На какое-то время может затормозить.

А если возникнет желание вступить в Евросоюз у еще не вступивших традиционных европейских стран, скажем, у Швейцарии?

У Швейцарии никаких проблем, - хоть сегодня же. В плане Швейцарии, торможение идет только с ее стороны. Их примут сегодня же. Естественно, переговоры займут какое-то время, но для этого просто нет никаких препятствий.

Время от времени возникает такое понятие, как разноскоростная интеграция, возможность каких-то кругов и так далее. Не могли бы вы подробнее рассказать о том, что это такое и в какой степени оно может быть своего рода выходом из сложившейся ситуации?

Да, действительно этот вопрос обсуждается. Правда, сейчас эксперты чаще употребляют термин “дифференцированная интеграция”.

На каком-то начальном этапе, когда количество стран стало нарастать и появились сомнения в том, что все они смогут единообразно выполнять одни и те же интеграционные требования, возникло представление о разноскоростной интеграции. Разноскоростная интеграция подразумевает, что страны-участники идут к одним и тем же целям, они обязаны к ним идти, но некоторые, более слабые, делают это медленнее.

Собственно говоря, элементы разноскоростной интеграции в ЕС уже наличествуют, они и в Маастрихтском договоре были предусмотрены. В чем-то не участвует Дания, в чем-то не участвует Великобритания и т.д.

Теперь, наряду с разноскоростной интеграцией, появилась и представление о разноформатной интеграции. Разноформатная интеграция – это значит заранее согласиться с тем, что богу богово, а кесарю – кесарево, что и цели, формы интеграции могут быть у разных стран разными. Для них сложнее, на это до сих пор не шли.

Пока сохраняется в большей мере первый вариант, разноскоростная интеграция – представление, что есть какая-то передовая альпинистская группа, которая лезет на вершину, с согласия остальных, но это не приводит к расколу какому-то внутри. Передовые, как более сильные отрабатывают пути, средства, приёмы, для что бы за ними двигались и остальные.

Может быть, на разноформатную интеграцию пойдут теперь.

Вы упомянули постсоветские страны. Какие из них, на ваш взгляд, раньше всего окажутся в Европейском Союзе и о каком периоде в связи с этим может идти речь?

Может, они и не окажутся в Европейском Союзе. Вполне возможно, что эта интеграционная конструкция трансформируется,. Они будут участвовать в европейской интеграции, не будучи полноправными членами Европейского Союза.

То есть, на ваш взгляд, ситуация участия в интеграции без полноправного членства может стать не временной стадией, а постоянной?

Да, это может быть проще. То есть интеграция будет не в такой мере политической, в какой социальной. Участвовать будут не государства, а общество, хозяйственные акторы, в своём непосредственном качестве.

В какой степени можно ожидать такой формы интеграции с Евросоюзом со стороны России?

Это зависит от внутреннего развития России, теоретически этого ожидать можно. Но мы очень плохо развиваемся в политическом плане, для того, что бы соответствовать требованиям Евросоюза.

А так называемые формы особого партнерства?

Они потому и объявляются, что мы на интеграцию хозяйственного плана не готовы. России, при нынешнем её состоянии, стратегическое партнерство было бы выгоднее. К сожалению, для стратегического партнерства ЕС - плохой партнер. А в отсутствие - конституции еще более плохой, то есть слабый.

То о чем вы говорите в связи с объединением в первую очередь неполитическим ставит под вопрос термин “еврогосударство”.

Никакого еврогосударства, никакой еврофедерации не будет никогда. Теперь это уже ясно.

И как мирового политического субъекта, и как некоторого “центра силы”?

“Центр силы” - да, а субъект - очень сомнительно. Они говорят: субъект нового вида. Но все равно все сводиться к тому, что это экономический гигант, но политический карлик.

Насколько вы считаете вероятным снижение статуса “евро”, отказ от него в целом, отказ каких-то странах, находящихся сейчас в еврозоне?

Я не экономист. Наши экономисты, насколько я могу судить, считают, что это не должно серьёзно сказаться. Но, с политической точки зрения, мне кажется, что евро может пострадать сильно.

Какие уроки из удач и неудач каких-то форм интеграции в Евросоюзе могла бы извлечь Россия? Некоторые больные места оказываются похожи - наднациональные органы, прозрачность границ для рабочей силы и т.д.

В этом смысле уроки неутешительны. Момент создания наднациональных органов с ослаблением модернистских тенденций уходит в прошлое. В ЕС они уже созданы, существуют, у них уже есть собственная инерция. Мы это могли делать лет десять назад, но такие вещи нельзя откладывать вечно.

Должна ли с учетом новых тенденций как-то корректироваться политика России в отношении Евросоюза?

Я европеистка, поэтому у меня, может, точка зрения экстремальная: мне кажется, для нас очень важно зафиксировать какой-то договорный уровень отношений с ЕС, потому что мы как раз и будем пассивным объектом интеграции, которая выльется далеко за пределы нынешнего Европейского Союза. Чтобы этого не происходило, чтобы это не принимало каких-то неоколониальных форм, нам необходимо буквально завтра или даже вчера приступать к переработке и обсуждению с ЕС договора, соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

Являются ли нормальным шагом в эту сторону пресловутые “четыре пространства”?

Нет, это паллиатив. Поскольку ЕС в такой договорной форме не заинтересован, он использует все, включая нынешнее якобы тяжелое положение для того, чтобы это заматывать. Эта ситуация выгодна для ЕС и не выгодна для России.

А какие могут быть инструменты, принуждающие ЕС к этому договору? То есть, если это не выгодно для ЕС, то есть ли шанс?

Есть шанс хотя бы предложить свой проект. Дело в том, что российская сторона, на мой взгляд, слишком пассивна. Обычно Европа предлагает нечто, естественно при этом она исходит из своих интересов.

А Россия не предлагает?

Во всяком случае, ничего конкретного.

См. также:

  • Шимов. Евроутопизм и еврореакция
  • Кобринская. “Мы можем тихо потерять Сибирь”
  • Долгин. Еврогосударство: проект без лишних амбиций
  • Гриценко. Смысл Европейского Союза
  • Иноземцев. Россия и мировые центры силы
  • Нуреев. О десуверенизации
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).