Согласно распоряжению Кабмина от Н.Азарова, правительство Украины приостанавливает подготовку к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС. И вот тут немедленно непонятка: в этот же день В.Янукович сказал журналистам в Вене, что "Украина шла и будет продолжать идти путем евроинтеграции". Как сие совместить? Типа Кабмин обнародовал какой-то свой мелкий документ технического характера – в силу неясности с командировками в Вильнюс на саммит?
Но если прочитать слова В.Януковича, сказанные в Вене, то противоречия нет. Он же там не говорил о том, что непременно подпишет Соглашение именно сейчас. А от европейского пути развития и Кабмин не отказывается. Вообще, это вообще не есть неожиданность - с явным скептицизмом по поводу Соглашения в Вильнюсе пару недель назад говорили и Н.Азаров и А.Ефремов (глава фракции Партии регионов в Раде). Но тогда все это производило лишь некоторую невнятную тревожность, которая оставалось фоном всех перипетий по Тимошенко. Что ли в варианте "нам это все не очень нравится, но решение есть решение". Что, опять же, предполагало некоторое давление на Брюссель с целью умягчения его позиции.
Что касается последовательности событий данного рокового четверга, 21 ноября, то да, сначала в Раде не приняли ни один из вариантов закона о свободе для Тимошенко. Но это (см. "Саспенс по-українськи или Снова все о Ней, часть IV") было совершенно предсказуемо. Они и после голосований по инерции и вполне в энтузиазме говорили о продолжения деятельности рабочей группы и т.п. То есть, причиной отказа от Соглашения не стали даже явно политизированные требования ЕС. Сработало другое. Что, вообще-то, и есть политика. Вот, какой-то из факторов вдруг решили считать главным. Он, что ли, наливается соком, матереет, закрывает собой весь горизонт, а потом – упс! – оказывается картонным, а сыграло вовсе другое. Причем, это же все ощущается по ходу дела: и что фактор делается картонным, и что сыграет другой.
Вообще нельзя сказать, что тут чья-то (российская, например) политика переиграла евросоюзовскую. Глядя на характер общения Брюсселя с Киевом видно было отсутствие реальной дипломатии ЕС как таковой: политической. Ну да, поездки туда-сюда – это да, заявления – тоже. Но вот чтобы все происходило на реально вменяемом политическом уровне, на котором принимают решения – ни фига. Ну в самом деле, прикинуть только размер Украины и сводить отношения с нею к теме Тимошенко, это ж, в общем, коллективная Премия Дарвина для всех брюссельских участников процесса. Чёта им тут менять надо, однозначно.
Факт конкретно
Словом, к вечеру четверга появилось распоряжение Кабмина, останавливающее подготовку к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС, раз-два. Согласно его тексту, решение принято "с целью употребления мер по обеспечению нацбезопасности, более детального изучения и обработки комплекса мер, которые необходимо осуществить для восстановления утраченных объемов производства и направлений торгово-экономических отношений с РФ и другими государствами - членами СНГ".
Целью распоряжении названо "формирование надлежащего уровня внутреннего рынка, который обеспечивал бы паритетные отношения между Украиной и государствами-членами Европейского Союза, что является базовым принципом международного права и основой экономической безопасности государства".
В распоряжении Н.Азаров поручает МИДу, Минэкономразвития и Минпромполитики предложить ЕС и России образовать комиссию на трехсторонней основе для обработки вопросов. В частности, чтобы "восстановить активный диалог с РФ и другими странами Таможенного союза и государствами - членами СНГ относительно оживления торгово-экономических связей с целью сохранения и укрепления общими усилиями экономического потенциала государства". Ну, В.Путин уже сообщил, что Россия готова участвовать в трехсторонних переговорах РФ - Украина - ЕС. Букмеркерам можно принимать ставки на то, когда ответит ЕС и каким его ответ будет.
Вообще, вот что тут могло сыграть. Утром 21 ноября глава представительства МВФ в Украине Ж.Ваше сообщил журналистам, что подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС не гарантирует возобновления финансирования со стороны Фонда (а Украина этого сильно хочет).
Ну, вопрос: с какой радости МВФ решил сделать заявление, которое могло прямо сказаться на решении Кабмина, именно теперь? А к этому Фонд вынудили европейцы. Два дня назад, подводя итог своему визиту в Киев еврокомиссар по расширению и политике соседства Ш.Фюле сказал, что подписание Соглашения "укрепит роль Украины в мире и отправит сигнал предсказуемости международным финансовым рынкам и институтам в вопросах стабилизации украинской экономики и финансов".
Президент председательствующей сейчас в ЕС Литвы (отчего, собственно, и саммит "Восточного партнерства" в Вильнюсе) Д.Грибаускайте сообщила во вторник, что Евросоюз готов помочь Украине в переговорах с МВФ. А иные европейский политики прямо утверждали, что после подписания Соглашения финансирование МВФ будет возобновлено чуть ли не автоматически (сказала это и К.Эштон, главная по внешней политике ЕС - сказала уже после отказа Азарова, будто и не читала заявления МВФ). Сам ЕС при этом планировал выделить Украине макроэкономическую помощь, но - собирался предоставить ее только после возобновления сотрудничества Украины с МВФ.
Так что представитель МВФ был вынужден сообщить, что "Нет связи между подписанием Соглашения об ассоциации и программой с МВФ. Я хочу подчеркнуть, что это неправильные ожидания, которые нужно исключить". Его интересовало другое - он напомнил о рисках, с которыми столкнется Украина, если будет откладывать внедрение рекомендаций МВФ. Ну да, вряд ли отказ МВФ связать Соглашение с началом новых выплат стал для Кабмина решающим. Но какую-то роль явно сыграл.
Украина, около власти
Как все это комментировали лица, близкие к власти? Советник Януковича А.Гончарук заявил в Вене, что решение правительства не перечеркнуло европерспектив Украины: "Нет, это еще не крест, это постановка вопроса. Консультации еще должны быть проведены". По его словам, "в этом распоряжении акцентируется на тех рисках, которые могут возникнуть с Россией в связи с возможными угрозами внутреннему рынку".
Представитель Украины при Евразийской экономической комиссии В.Суслов предсказал Украине улучшение ситуации в экономике после отказа от ассоциации: "Не могу не сказать прямо: все, кто понимает экономическую ситуацию, позицию правительства поддержат". Он не скрывает, что предложенные Украиной консультации должны смягчить отношения с Россией и ТС: "Российская сторона на время их проведения не будет применять никаких санкций и ограничений в торговле". Также он уверен, что у срыва отношений с МВФ не будет фатальных последствий. "Нет никакого секрета, что, возможно, большую помощь окажут со стороны стран Таможенного союза на период, пока будут продолжаться консультации".
Министр доходов и сборов А.Клименко рассказал, что решение Азаров принял не лично, а "исходя из тех реалий, которые мы видим, исходя из тех отчетов, которые сделали профильные министры".
Депутат от Регионов В.Олийнык сообщил, что решение правительства не означает разворота во внешней политике. По его словам "Европейский вектор развития Украины остается для нас приоритетом... Мы не вступаем в Таможенный союз, не сжигаем мосты с ЕС и не осуществляем геополитический разворот. Мы делаем все, чтобы сбалансировать и выровнять наши отношения с крупнейшим торговым партнером - Россией".
Для него решение Кабмина - "это победа здравого смысла над политическими интригами и заявлениями". Он не обошелся и без комментария в адрес дипломатии ЕС: "подписание соглашения об ассоциации с ЕС на Вильнюсском саммите напоминает сталинские приказы освободить Киев ценой сотен тысяч жизней к годовщине Октябрьской революции".
Самым прагматичным был вице-премьер Ю.Бойко. На брифинге в Киеве он сказал, что Украина не получила сигнал от Евросоюза о путях компенсации потерь, которые страна несет из-за сокращения товарооборота со странами СНГ, в частности, с Россией, "... страна себе этого позволить не может, поэтому появилось это постановление". Бойко уточнил, что Украина ожидала получить от Евросоюза не денежную компенсацию, а открытие рынков для ее товаров.
В этих высказываниях нет никакой внезапности. Ясно, что противники у Ассоциации были, и у них имелись свои возражения. Ну, и это далеко не все противники.
Европа
Сейчас любопытно, как на официальном уровне Брюссель отреагирует на слова о паузе, которую Украина хочет взять в евроинтеграции. То есть, как они отреагируют на тему консультаций в трехстороннем формате - после всего, что у них было наедине с Украиной.
Пока что-то энтузиазма не видно, а есть печаль двух активных участников процесса. Особенно расстроен Ш.Фюле. С утра сообщалось, что он снова летит в Киев – вероятно, решение снова прилететь возникло у него после того, как Рада не приняла ни один из проектов по Тимошенко. Как уж он хотел лично повлиять на процесс - теперь останется тайной навсегда. После заявления Азарова визит был отменен, никаких других подробностей секретарь Фюле предоставить не мог.
Но их чуть позже дал сам Фюле. Во время разговора с А.Яценюком, В.Кличко и О.Тягнибоком (состоявшегося непонятно где – может, по скайпу), он, по версии Кличко, сообщил, что "шокирован так же, как и другие представители европейских государств, потому что действительно обескуражены" новостью "от Азарова". По его словам, там все хотят услышать официальное заявление, почему в течение столь долгого времени украинское правительство и президент заявляли о евроинтеграции, подписывали соответствующие документы, а теперь их действия не соответствуют обещаниям. Эмоции Фюле понятны, для него лично провал Соглашения - карьерная катастрофа. Впрочем, О.Тягнибок добавил, что Фюле "заверил всех украинцев в том, что европейское сообщество и в дальнейшем будет делать максимум для того, чтобы Украина была в Европе".
Что касается миссии Европарламента, то после слов Азарова А.Квасьневский со всей определенностью сообщил, что соглашение "на саммите в Вильнюсе не подпишут". Комментируя решение Кабмина, он заявил, что это решение возникло в согласии с Россией. Впрочем, он не стал делать резких заявлений а, по сути, повторил сказанное Азаровым: "Это, собственно, просьба о перерыве в договоренностях для упорядочения экономических дел в Украине".
Что касается его с П.Коксом миссии, то она закончилась. При этом на следующей неделе им еще и придется представить отчет Европарламенту: "Жаль, что миссия заканчивается без такого финала как подписание соглашения... Это решение украинского правительства, а не Европы".
Вообще-то, в Евросоюзе могли бы сообразить, что если в этом деле главным вдруг стал вопрос Тимошенко, то, значит, что-то пошло не так.
В сумме
В сумме все это означает простую штуку. В четверг 21 ноября ЕС закончил свое расширение. Тут нет преувеличения, все просто. Ресурсы потенциального расширения они искали через "Восточное партнерство". Главным пунктом саммита в Вильнюсе было подписание Соглашения с Украиной. Без этого саммит имеет мало смысла. О его отмене пока не сообщается, возможно – из чувства противоречия его и проведут. Но, разумеется, парафирование соглашений с Грузией и Молдовой – это не замена. Без Украины "Партнерство" явно рассыпается и, соответственно, вот он и конец расширения.
Ну да, ну да, Киев что-то говорит о том, что не свернет с европути – но даже если и не свернет, там будет уже иной, никак не союзный - в перспективе - формат. С союзным форматом закончено. Собственно, когда-то это же должно было произойти. Вот и произошло. 21 ноября 2013-го, в четверг, в три часа дня по киевскому времени.