В 12.50 по киевскому времени был оглашен приговор по делу Тимошенко: 7 лет, 1.5 миллиарда гривен ущерба, 3 года не занимать должностей во власти. До вступления в силу - до аппеляций - она остается под стражей. Но приговором дело не заканчивается. Внутри и вокруг дела еще несколько историй и жаль что в тему со стороны войти довольно сложно — потому что там внутри практически Дюма.
5 октября на сайте "Зеркала недели" был опубликован сценарий того, как все будет. Со ссылкой "на источник в руководстве парламентского большинства" было сообщено, что Тимошенко осудят ("Тимошенко в общественном сознании должна остаться виновной"), а затем примут закон о том, что ее случай не подлежит уголовной ответственности (его там называют "закон о декриминализации") и выпустят.
По сценарию такой закон должен быть принят до 20 октября – на это время назначен визит В.Януковича в Брюссель. Итак, сценарий:
- 6 октября Рада в первом чтении рассмотрит президентский законопроект о декриминализации экономических преступлений. В нем нет отмены уголовной ответственности по ст. 365 УК, по которой судят Тимошенко, такая норма появится ко второму чтению.
- 11 октября судья Киреев огласит приговор, и, видимо, "Тимошенко будет осуждена".
- На пленарной неделе, которая начнется 18 октября, Рада примет во втором чтении и в целом закон о декриминализации. Утверждается, что будет выбран вариант внесения изменений в ст. 364 – о снятии уголовной ответственности для лиц, которые занимают политические должности (для членов правительства).
В сценарии учли даже то, что закон обратной силы не имеет. Но - кроме случаев смягчения или отмены ответственности, к чему относится и случай Тимошенко. Мало того, после того, как Тимошенко выйдет на свободу, она сможет принять участие в выборах, поскольку судимость с нее будет снята в связи с изменением законодательства.
Какие тут возможны проблемы? Слишком уж все по дням расписано, раз. И два - анонсированные сценарии срабатывают редко. Но сценарий был опубликован ровно к принятию законопроекта и начал оправдываться. Сегодня был реализован пункт 2. Но там уже видны и проблемы.
Киев, 11 октября 9.00 утра. Судья Р.Киреев в суде зачинает зачитывать приговор. Майдан пуст.
Европа и законы
Считается, что такая сложная процедура возникла после переговоров Януковича с евролидерами (в основном из Еврокомиссии), когда он ездил на саммит Восточного партнерства (30 сентября – 1 октября). Вообще, цена вопроса тут — Соглашение об ассоциации, которое планируется подписать к концу года. Ну а если в стране что-то недемократическое, то какая ж с ней ассоциация. По времени все сошлось очень компактно.
Руководство ЕС (ван Ромпей) сообщило: "Мы передали нашу обеспокоенность судьбой бывшего премьер-министра и наше непринятие возможного выборочного использования правосудия в отношении бывших членов правительства". Президент Еврокомиссии (Ж.- М.Баррозу) сообщил: "Мы высказали серьезную обеспокоенность делом Тимошенко". А Комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Ш.Фюле и вообще заявил, что дело Ю.Тимошенко не должно "завершиться обвинительным приговором и тюремным заключением". В общем, Фюле как бы даже давит не только на Януковича, но и прямо на судебную систему Украины.
По поводу Януковича Фюле сказал, что тот "не дал нам никаких конкретных обещаний о том, что повлияет на судебный процесс, и никто не ожидал от него таких обещаний. Но он дал нам кое-какие другие сигналы, и мы надеемся, что он выполнит свои обещания". Тема сигналов раскрыта не была, но они считываются из сценария. Заодно возникла тема - что ли поданная в качестве совета-намека - законодательство, по которому судят Тимошенко, оно вообще советских времен и его надо менять. Вот и повод пересмотреть ее статью.
Янукович отвечал по простой схеме: с изменениями законодательства он согласен, но он же не имеет право влиять на суд и прямо влиять и на парламент?
11 октября, Крещатик перед Печерским судом. Сторонники Тимошенко (это их новый лагерь, старый - возле самого суда).
Законопроект принят
6 октября, в соответствии со сценарием, Рада приняла в первом чтении президентский законопроект. Без "поправок ради Тимошенко" (и причисляемого к ней иногда Луценко). В общем, свое обещание заняться реформированием законов Янукович как бы выполнил.
Но дальше надо доделать законопроект, чтобы он касался и Тимошенко. Да, заявлена и эта тема. Лидер фракции Партии Регионов А.Ефремов сообщил, что президентский законопроект "может быть серьезно доработан ко второму чтению". Но уже начались нюансы: "Заставить кого-то голосовать в зале практически невозможно. Фракция Партии Регионов категорически против того, чтобы вносить изменения в законодательство, в том числе, и в криминальное, под одного человека".
Полагать надо так, что пункт про декриминализацию Тимошенко появится, в таком сценарии он будет включен как дополнение. Но надо внести такую поправку, чтобы закон был принят не ради одной ее.
С другой стороны имеется пессимизм. Лидер фракции "БЮТ-Батькивщина" И.Кириленко считает, что требуемые поправки в УК не будут внесены. Невзирая на слова Ефремова и сценарий "Зеркала недели". Кириленко пояснил свой пессимизм тем, что регламент Рады не позволяет вносить между первым и вторым чтениями поправки, которые существенно изменяют закон. Поэтому он и хотел, чтобы поправки в президентский законопроект были вставлены еще до его рассмотрения. Но его ли это проблема? Если ПР утверждает, что поправки можно сделать между чтениями — пусть сами и отвечают. Перед Европой - в том числе. Только кто, собственно, эти поправки должен написать?
Кому писать поправки
Тут уже проблемы. Представитель президента в парламенте Ю.Мирошниченко сообщил, что ко второму чтению законопроекта о гуманизации экономических преступлений оппозиция может внести свои поправки… "Но не исключаю, что этого и не будет. Потому что заявления со стороны оппозиции были противоречивые". Вот, по Мирошниченко, какие: "Я слышал, что никакие изменения "БЮТ-Батькивщина" не поддержит, они считают: должен быть только оправдательный приговор, и на компромиссы в этом плане они идти не готовы".
Ну, из данной позиции "Батькивщины" следует, что их лидер не должен нести даже политическую ответственность за свои действия – а именно это предполагает декриминализация ее статьи. Позиция понятна - зачем же "Батькивщине" политическая ответственность? Но мало ли когда они сначала протестовали, а потом голосовали. Но вот за что голосовать?
Мирошниченко сообщил, что президент включил в законопроект все, что считал необходимым, и в работу Рады вмешиваться не будет. Вопрос конкретный: кто придумает и внесет поправки, которые можно будет включить во втором чтении? "Регионы" это делать точно не станут. "Если будут внесены поправки, значит, их политическая воля заключается в том, чтобы хотя бы поднимать этот вопрос, если нет - тогда они не считают это необходимым", - это о фракциях оппозиции.
Ну и да, оппозиция не может свести свои поправки к тому, что инкриминируемая статья не имеет отношения к Тимошенко. Им надо думать, как это обосновать системно. То есть, предлагается еще один сценарий:
- В закон включено то, что считала нужным включить власть.
- Но власть готова рассмотреть предложения оппозиции.
- Эти предложения, скорее всего, будут приняты. Чем разумнее они будут, тем легче пройдет голосование.
- Но сами предложения должны исходить от оппозиции.
- Не обязательно, но желательно, чтобы предложения были консенсусными для всей оппозиции.
Всем, короче, виден их маневр. Но кто поправки-то напишет? Главный юрист "Батькивщины" Портнов теперь работает в Администрации президента. Он расписывал и сопровождал исходный законопроект. После работы что ли, по старой памяти?
Киев, 11 октября. Крещатик перед Печерским судом. Противники Тимошенко - рядом со сторонниками.
О чем, собственно, речь?
При всех этих сценариях сам предмет речи уходит в сторону. Конечно, исходное - вполне политическое желание – прищучить именно Тимошенко присутствовало. Сначала на нее заводили дела по Киотскому протоколу, про массовые поставки каких-то колымаг в качестве "Скорых помощей" в сельские районы, про тотальные закупки бессмысленного "Тамифлю" во время чересчур раскрученного Тимошенко "свиного гриппа". Какую-то основу для этого ее правительство действительно давало, но и желание докопаться имелось. Ну и остановились на газе, который оказался перспективным со всех сторон. Даже странно, почему за него взялись относительно поздно. Возможно, что банально подсказал "Газпром" - сообщив цену на следующее полугодие.
В чем именно проблема в отношениях с Европой? Там не понимали, как можно судить за договор, даже плохой. Они заявляли, что в таких случаях речь может идти только о политической ответственности (перед избирателями, которые в следующий раз не выберут). Украинская сторона утверждает, что суд не занимается напрямую качеством контракта, но - способом, которым Тимошенко его заключила: сфальсифицировав согласие Кабмина. То есть, осуществив должностное преступление. Ну а уже данное должностное преступление имело своим последствием ущерб (тот самый, на котором Украина продолжает настаивать в переговорах с Россией).
Служебное или "бизнесовое"?
Накануне приговора эти две темы сложил вместе министр инфраструктуры Борис Колесников, который подсчитал, что ущерб Украины от "газовых" соглашений Ю.Тимошенко за десять лет составит $80 миллиардов долларов. Вот как парламентскому большинству голосовать за освобождение при такой цифре? Колесников рассуждал так: "Тимошенко подписала контракт на 40 миллиардов кубометров газа ежегодно, на $200 долларов дороже, чем покупает, допустим, Федеративная Республика Германия и основные конкуренты Украины в Европе". Следовательно, "украинская промышленность и население платит на $8 миллиардов больше каждый год". Умножаем на 10 (срок действия договора) = $80 миллиардов. Но, главное, "в данном случае речь идет о хозяйственной сделке, а не о политическом решении".
Колесников добавил, что на деньги, которая Украина потеряет, можно было бы построить 100 объектов, подобных тем, что были построены для Евро-2012". Вообще, его заявление выглядит серьезно — он не выступал раньше по этому поводу. Да его и на "Интер" вытащили только по случаю открытия стадиона "Олимпийский" – Колесников отвечает за "Евро-2012". Журналисты заодно спросили его и про Тимошенко, он свою точку зрения изложил. Причем, дальше он вернул тему обвинения от контракта к действиям при его подписании: "Это преступление не бизнесовое по своей сути, а служебное. То есть, это уже противоречит философии президентского законопроекта..."
Тут проблема суда и законодателей становится понятной: можно утверждать, что бизнесовое преступление было осуществлено через преступление служебное. И здесь уже надо понимать, какую часть этой схемы можно декриминализовать – если это возможно вообще. Сценарий "Зеркала недели" как-то совсем хиреет.
Киев 11 октября. Журналисты у входа в Печерский суд.
При чем тут Дюма?
Почему все это - не скучные и запутанные будни постсоветской и не вполне еще европейской страны, а именно Дюма? Потому, что тут есть тайна, которая может быть раскрыта за одну минуту, но, похоже, не будет раскрыта никогда.
Договор плохой, тут полный консенсус. Почему он был подписан? Впрочем, Тимошенко утверждает, что договор – очень хороший, она несколько раз это утверждала во время прений. Надо полагать (а какой еще вариант?) – он хороший в тех обстоятельствах, в которых она его подписывала. Но договор - плохой. Тогда что были за обстоятельства? Во время процесса она говорила, что Россия на нее давила, очень сильно давила. То есть, плохой договор был подписан при давлении другой стороны — но в таких обстоятельствах он для нее лучший из возможных.
Но что это было за давление, рассказать о котором было нельзя даже собственному правительству? В самом деле, если начинаются такие истории, то логично хотя бы минимально распределить ответственность за действия в форс-мажоре? Нет, наоборот. Сначала фальсифицируется согласие Кабмина, а затем сообщается, что это согласие и не требовалось вообще. Зачем? Чтобы оказаться единственным должностным лицом, отвечающим за плохой договор? Разве ж не Дюма?
И, разумеется, прояснить все это можно за пять минут (если даже с небольшими эмоциями). Но она молчит. У нее тайна.
Киев, 11 октября. Перед Печерским судом. Движение по Крещатику даже не перекрыто.
Что дальше
Какие будут последствия? Что до внутриукраинских, то, скорее всего, будет рутина. Например, потому, что существует же сценарий "Зеркала недели" и все понимают, что дело потянется дальше. Кроме того, арест Тимошенко не привел не то, что к Майдану, а и к сколь-нибудь статистически значимому росту рейтинга "Батькивщины". Но да, понятно, что все когда-то начинается и, собственно, почему бы не начаться именно теперь. Но пока не началось.
Что до Европы, то там, похоже, поняли, что вошли в эту тему несколько однобоко (со стороны Народной партии — партнера "Батькивщины"), в полной уверенности, что судят ровно за договор. Так или иначе, там все стали уклончивыми.
Скажем, ровно перед приговором в Люксембурге было министерское заседание Совета иностранных дел ЕС. Украинские журналисты, разумеется, стали интересоваться последствиями, которые будет иметь приговор. Ну да, в Европе известно что происходит, а министров спрашивают о неком деле, которое имеет место в стране, не являющейся даже кандидатом на вступление в ЕС...
В результате Верховный представитель Европейского союза по вопросам внешней политики и политики безопасности, вице-президент Еврокомиссии К.Эштон конкретно ответила, что "детальная техническая работа по Соглашению об ассоциации" с Украиной идет по плану и никакого прекращения переговоров не будет. По поводу дела Тимошенко она сказала лишь: "Что бы ни случилось в Украине, это будет учтено теми, кто будет вовлечен в принятие решения (по Соглашению об ассоциации)". Но в такой форме: "Есть политический процесс (в ЕС), в который вовлечен не только Совет, но и Европейский парламент... И что бы ни случилось в Украине, это будет учтено теми, кто будет вовлечен в принятие решения - мы не можем избежать этого". Словом, сама Еврокомиссия не собирается проявлять активность, но за остальных Эштон ручаться не может. Причем, ее заявление имеет отношение не к вынесению приговора, но к ситуации, которая сложится на момент голосования по Соглашению в Европарламенте.
В этот же понедельник был и другой европейский ньюсмейкинг: спикер верховного представителя ЕС по иностранным делам М.Коциянчич сообщила: "Мы неоднократно призывали проводить это дело прозрачно и по букве закона и процедуры. Нас очень беспокоит то, что мы видим". Но не уточнила, что имеет в виду под нарушением буквы закона и процедура. И не сообщила, что именно "они видят", лишь добавила: "Мы очень пристально за этим следим".
При этом, у Коцианчич уже не было темы "политической ответственности", которую - по предыдущим заявлениям европейских чиновников - только и должна нести бывший премьер. Похоже, в Евросоюзе выяснили формальную суть обвинения и молчаливо согласились, что одной политической ответственностью при такой формулировке обвинения не обойтись. Мало того, Коциянчич "не захотела раскрыть, какие шаги предпримет Евросоюз относительно Украины". Ну, если бы Евросоюз считал нужным повлиять на дело, то он должен был сказать о таких шагах сейчас. Какой смысл говорить о них после?
А вот В.Янукович приободрился. В интервью греческой (почему-то) "Ethnos tis Kyriakis" он сообщил, что дело Тимошенко его совершенно не волнует, его волнует только как выбраться из ее договора. И вообще, он к делу отношения не имеет: "Правоохранительные органы получили поручение по решению Совета национальной безопасности и обороны в феврале 2009 года, когда я был в оппозиции. Я не был тогда президентом". Тоже, в общем, Дюма: почему об этом он сказал только теперь? Ну и да, возникает ощущение, что дата 20 октября из все того же сценария его уже не очень-то и волнует.
P.S. Благодарность за предоставленные фотографии - их автору, Дмитрию Белянскому ("Сегодня Мультимедиа").