Украинская Рада приняла к сведению отчет Временной следственной комиссии (ВСК) по расследованию действий Ю.Тимошенко во время подписания договоров между "Нафтогазом" и "Газпромом". Имеются даже слова о наличии в ее действиях "признаков государственной измены в сфере экономической безопасности Украины". Звучит сурово, но там есть и приключенческая сторона.
"Коммерсант-Украина" сообщал
Вообще, насчет измены – дело не новое. 14 марта "Коммерсант-Украина" написал, что глава ВСК И.Богословская собрала доказательства, "якобы указывающие на совершение экс-премьером Юлией Тимошенко государственной измены". Добавлено, что "в этом комиссии помогла главная военная прокуратура России".
По словам самой Богословской, СБУ (Служба безопасности) предоставила ей "главный документ, подтверждающий факт личной заинтересованности Юлии Тимошенко в подписании невыгодных для Украины газовых контрактов". Это была выписка из постановления главной военной прокуратуры России о прекращении уголовного дела в ее отношении по нереабилитирующим обстоятельствам. Нюанс, понятно, в словах "нереабилитирующие обстоятельства". Не смогли, короче.
Были сообщены детали. Тогдашнее уголовное дело (это – 2005 год, а сама история происходила в 1995-97 ) было возбуждено на основании заявления бывшего руководителя московского департамента ЕЭСУ ("Единые энергосистемы Украины – частная компания Тимошенко) В.Литвинова. Тот в заявлении на имя главного военного прокурора РФ сообщал, что указание о передаче денег должностным лицам Минобороны РФ получил лично от Тимошенко. Были приведены суммы, которые Тимошенко передавала некоторым российским гражданам. По нынешним временам как-то оно просто странно: "Деньги в сумме 5 тыс долл переданы лично Волкову Г. А. и Изгагину А. Н; Мистюкову Н. Н. передана сумма в 3 тыс долл", — показал господин Литвинов". Но, все-таки, тогда был 1995-й.
В итоге "ВСК сумела доказать, что при подписании соглашений она (Тимошенко) действовала незаконно и имела личный интерес. Но окончательное решение будут принимать правоохранительные органы. С политической точки зрения Тимошенко сдала интересы страны", - подытожила Богословская". Но и в этом заявлении нет: тема личной заинтересованности Тимошенко чрезвычайно интересовала и суд, который предполагал, что ей простили долг Минобороны РФ (а это $405 млн. - причем, это $405 млн. в 1995-1997-ом) взамен на подписание приятных для "Газпрома" контрактов.
Но тогда тема была неожиданно опровергнута министром обороны РФ Сердюковым, который заявил, что долг ей никто не прощал. Собственно, это он не в суд написал, наоборот – потребовал у правительства Украины возместить этот долг бывшего премьера. Дело странное, поскольку какое отношение к правительству могут иметь частные долги, но суд расстроился - прямо доказать личную заинтересованность Тимошенко не удалось. Разве что по поводу долга на нее завели еще одно дело. Осталось непонятным, с какой целью Сердюков тут вмешался – что ли Россия захотела таким образом обелить Тимошенко? – думали украинские эксперты, но к выводу не пришли. Или Сердюков просто заинтересовался темой хотя бы нышешних $405 млн. для своего ведомства? Почему нет, однако с той поры он об этой истории не вспоминает. Равно как и до нее про Украину не высказывался вообще. Но это не вся интрига, часть.
Суд, словом, с этой историей ничего сделать не смог, ну а ВСК - организация посвободнее и может делать любые выводы. Хотя, да, непонятно, что именно тут могла быть за личная заинтересованность, если долг на ней так и висит? Ну да, мало ли других интересов.
И.Богословская опровергла
Тут оказалось, что "Коммерсант-Украина" был не совсем точен (вообще, они склонны давать несколько преувеличенные материалы). Настолько неточен, что Богословская тут же собрала пресс-конференцию и уточнила, что Следственная комиссия не могла доказать факт государственной измены Тимошенко в принципе. Все, что утверждает комиссия, - имеется факт сокрытия Ю.Тимошенко от общества и власти "обстоятельств, которые имели прямое влияние на ее поведение во время переговоров".
Но это, в общем, можно было утверждать и без комиссии – ну явно скрывает, что уж. А определять наличие или отсутствие умысла должны следственные органы: "Есть признаки, которые можно квалифицировать как государственную измену, но доказать это с помощью тех механизмов, которые есть у временной следственной комиссии, нельзя". Да, что касается Статьи 111 УК, "государственная измена", то она имеет в виду лишение свободы от 10 до 15 лет.
Так что во вторник, 20-го Рада всего-то приняла к сведению этот отчет, который ВСК дописал начисто. В постановлении Рады пересказывается, что 17-19 января 2009 года во время проведения переговоров и подписания директив по заключению газовых контрактов между "Нафтогазом" и "Газпромом" Ю.Тимошенко "скрыла от общества и власти" факт существования долга ее частных компаний перед Минобороны РФ в сумме более 405 млн долл, а также - наличие в РФ уголовного дела, где доказана ее вина в неоднократной даче взяток должностным лицам Минобороны РФ.
Предположения и домыслы
Тут если на что-то и можно обратить внимание, то на второй заход по поводу долга. Кажется, его хотят использовать даже в варианте его наличия. В общем, сказка про белого бычка. Как до измены может довести долг, который так и не был списан? Обманули? Да, конфликт интересов тут по любому налицо, но речь-то о другом. Что ли ей пригрозили арестовать – потому что дело было закрыто по "нереабилитрующим"? Или захотели немедленно и конкретно выбить долг, если не подпишет? Выглядит странно: вот. приехал премьер другой страны, а его принимаются конкретно прессовать. Но, мало ли – Россия, опять же.
Причем, с другой стороны все тоже непонятно. Скажем, зная о своих проблемах с Россией, считая их до сих пор существенными, Тимошенко могла бы найти способ устраниться от переговоров, а не ехать в ловушку. Если она поехала, то явно не предполагала каких-то своих хвостов в прошлом. Иначе уже просто какое-то полное легкомыслие.
По этому поводу еще во время суда сложилась такая ситуация. Договор плохой, тут в обществе консенсус. Так почему он был подписан? Впрочем, Тимошенко утверждала, что договор – очень хороший, она несколько раз это утверждала во время судебных прений. Значит, (а какой еще вариант?) – он был хорошим в тех обстоятельствах, в которых она его подписывала. При этом во время процесса она говорила, что Россия на нее давила, очень сильно давила. То есть, плохой договор был подписан при давлении другой стороны — и в таких обстоятельствах он для нее лучший из возможных. Но она и не пыталась минимально разделить ответственность с правительством, став единственным должностным лицом, отвечавшим за подписание.
Так что это было за давление, рассказать о котором было нельзя, даже имея в перспективе 7 лет тюрьмы? И потом, уже их получив? Нет, она продолжает молчать, тайна сохраняется. Отчего создается впечатление, что ВСК, как и всех остальных, интересуют не столько признаки госизмены, а вот просто узнать: что ж там такое было-то? Что за обстоятельства и зачем, черт побери, этот договор был подписан? Ну вот, может, она испугается обвинения в госизмене (вряд ли) и расскажет. Да все простим, только расскажи…
В итоге комиссия подготовила постановление, которое Рада и приняла: "эти обстоятельства, безусловно, свидетельствуют о конфликте интересов и существенно влияли на решение премьер-министра в пользу иностранного государства".
Внутри постановления – все, как раньше: Тимошенко провела тайные переговоры с премьер-министром РФ, единолично согласилась на дискриминационные условия газовых контрактов. Указано, что Кабмин Украины отказался утвердить директивы на подписание контрактов, но Тимошенко все же дала такие директивы, осуществив "противоправное давление" на подчиненное лицо: председателя НАК "Нафтогаз Украины". То есть, повторяя выводы суда. И только в конце есть фраза: "Среди признаков других преступлений, действия Тимошенко имеют и признаки государственной измены".
Дальнейших выводов нет, а сказано, что эти обстоятельства должны быть расследованы правоохранительными органами, поэтому отчет будет направлен президенту Украины, в Кабмин, Генеральную прокуратуру и СБУ. Но, собственно, и что? То, что какая-то личная заинтересованность у Тимошенко была - понимал и суд. Но суд не смог этого доказать, а сведения СБУ тут не помогут. Возможно, они даже смогут указать наличие оснований для сговора, но факта - без личного признания - не докажут. Белый бычок форева.
Единственный нюанс может быть вот в чем. Отчет комиссии будет направлен в Совет Европы, ПАСЕ, Совет ЕС, Еврокомиссию, в Европарламент, главам государств, правительств и парламентов стран - членов ЕС, РФ, США, Канады, а также руководству Парламентской ассамблеи НАТО, ОБСЕ и Генеральному секретарю ООН. Выглядит, конечно, пышно, однако - если кто-то в этом списке и выгладит лишним, так только Генсек ООН. Остальные институции свои претензии по подводу дела Тимошенко высказывали и им должно быть интересно.
Можно даже предположить, что доклад комиссии и сделан именно затем, чтобы наконец-то представить зарубежным институциям мотивированную точку зрения на дело Тимошенко. А это – ровно то, о чем украинская власть совершенно не заботилась по ходу дела. Ну, не предполагали они, что будут международные последствия. Потому что, скажем, судят Берлускони, и не только его, а и других бывших госдеятелей разных европейских стран - и ничего, никаких протестов международных институций, никто не называет такие судебные преследования политическими. Собственно, как бы даже и логичная точка зрения.
А тайна - сохраняется. Но, может, Совет Европы, ПАСЕ, Совет ЕС, Еврокомиссия, Европарламент, главы государств, правительств и парламентов стран - членов ЕС, РФ, США, Канады, а также руководство Парламентской ассамблеи НАТО, ОБСЕ или Генеральный секретарь ООН уговорят Тимошенко рассказать все?
Ранее: Её тайна