Не знаю,много ли было за всю историю Церкви случаев, когда мать участвовала бы вторжествах по случаю беатификации своего сына, учитывая, что процессканонизации обычно начинается через 20 лет после смерти предполагаемого святогои длится годами. Но мать о. Ежи Попелушко пани Марианна, которой неделю назад,1 июня, исполнилось 100 (!) лет, дождалась. И оно того стоило.
ПлощадьПилсудского, на которой состоялась беатификационная месса, – не просто самаябольшая площадь столицы Польши, это знаковое месте для страны. 31 год назад, в1979 году, именно здесь прозвучали памятные для всех слова Иоанна Павла II «Даснизойдет Дух Твой и да изменит лицо земли. Этой земли». В память об этом посей день на площади Пилсудского стоит так называемый папский крест. К минувшемувоскресенью рядом с ним был построен алтарь. Мессу сослужили 100 епископов изразных стран (предстоятель - посланник папы Бенедикта XVI Аджело Амато) и 1600священников. Еще 3 тысячи священников участвовали в мессе вместе с верующими.
Так же как и в 1979 году площадьПилсудского и прилегающий к ней Сасский парк были заполнены праздничнымитолпами народа. С флагами, транспарантами, иногда – в красочных национальныхкостюмах, но самое главное, - с искрящейся в глазах радостью. По подсчетам тех,кто как-то умеет такие толпы считать, здесь было около 250 тысяч варшавян ипаломников из других мест. Среди них - премьер Дональд Туск, исполняющий обязанностипрезидента Бронислав Комаровский, бывшие премьеры Тадеуш Мазовецкий и Ежи Бузек(ныне - председатель Европарламента), бывший президент Лех Валенса. «И мн. др.»- вынуждена написать я, поскольку никто из видных политиков не рискнул быть вэтот день не со своим народом, и список получился бы очень длинным.
И так же, как в 1979 году, поокончанию мессы многотысячный хор собравшихся на площади запел популярнуюрелигиозную песню «Мы будем с Богом». 31 год назад это означало, чтоисторический выбор сделан, и отныне лицо польской земли действительно начнетменяться.
Кто-то из моих коллег назвал о.Ежи Попелушко одним из трех людей-символов борьбы поляков за свою независимостьи сопротивления коммунистическому режиму. Трудно не согласиться. Но в отличие отдвух других «символов» - Иоанна Павла II и Леха Валенсы – в Ежи Попелушко небыло ничего от борца, лидера; ровным счетом ничего героического, выдающегося.Он был как все, одним из многих. До такой степени, что по сей день многиеисторики пытаются понять, почему убили именно его. Он был не единственнымкапелланом «Солидарности», и уж тем более – не единственным священником,солидарным с бастующими. Когда к концу 1983 г. стало понятно, что угроза,нависшая над ним, увы, слишком реальна, возникла мысль отослать его в Рим. О.Ежи не хотел уезжать, говорил, что не может бросить тех, кто ему поверил, даеще в такой момент: люди массово обращаются к церкви, на мессах толпы, уконфессионалов очереди. На что кардинал Глемп совершенно справедливо заметил:«Ты думаешь, только у тебя? Так повсюду, по всей Польше!».
Да, он был как все, одним измногих. Но именно в этом была его сила.
О. Ежи Попелушко родился в 1947году, то есть был почти ровесником новой социалистической Польши. Родился вочень простой, очень консервативной и очень бедной деревенской семье, каких вту пору были миллионы. В 1965 г. поступил в Варшавскую Духовную семинарию. И вэтом тоже не было ничего исключительного. Вплоть до 70-х гг почти две третипольских семинаристов были выходцами из села или рабочих городских окраин.
На втором курсе семинаристаПопелушко призвали в армию, и это тоже было уделом абсолютно всех учащихсявысших духовных учебных заведений. Армейская служба, по мнению мудрогопартийного руководства, должна была, как минимум, заставить юношей отказатьсяот духовной карьеры, как максимум – принудить их к сотрудничеству соспецслужбами внутри церкви. Это было несладко. После демобилизации у Попелушкообнаружились кардиологические проблемы, с которыми он так и прожил всю своюкороткую жизнь. Но он выстоял. Если не как все, то, по крайне мере, как очень иочень многие. Иначе откуда бы в Польше взялась церковь, способная так повестисебя во время „Солидарности” и затем — во время военного положения?
В 1972 году Ежи Попелушко былрукоположен во священники. Затем служил в различных варшавских приходах, былпастырем студентов-медиков и среднего медицинского персонала (медсестер), всилу чего стал одним из тех, кто организовывал медицинское обслуживание вовремя первого визита Иоанна Павла II на родину. В мае 1980 года о. Ежи перевелив приход св. Станислава Костки на Жолибоже. Там и застал его август 80-го.
Миссия Попелушки началась стого, что бастующие рабочие Варшавского металлургического завода попросилиотслужить мессу на территории их предприятия. В тот день свободным оказалсятолько о. Ежи Попелушко. Случайность? А вы хотели, чтобы ангел сматериально-карнавальными крыльями спустился с небес и огненным перстом указална молодого священника?
О.Ежи так описал этот день всвоих заметках.
Этого дняи этой мессы я не забуду до конца жизни. По дороге я очень волновался. Уже самаситуация была абсолютной новостью. Как все будет? Как меня примут? Будет лиместо для богослужения? Кто будет читать?* А петь? Такие вопросы, которыесегодня, возможно, звучат наивно, кружились у меня в голове по пути на завод. Ивот уже в воротах я пережил первое глубокое потрясение. Плотные ряды людей,улыбающихся и заплаканных одновременно. И аплодисменты. Я подумал, что кто-товажный идет за мной. Но аплодисментами приветствовали первого священника,переступившего порог этого предприятия за всю его историю. Я так тогда подумал:это аплодируют Церкви, которая тридцать лет настойчиво стучалась в заводскиеворота. Напрасны были мои опасения – все было приготовлено: алтарь в центрезаводского двора и крест, который потом был вкопан у входа, пережил трудныевремена и по сей день стоит, всегда окруженный живыми цветами; было даже что-тов виде конфессионала. Нашлись и лекторы. Надо было слышать, как эти мужскиеголоса, для которых привычным было перебрасываться крепкими словечками, теперьс благоговением читали святые тексты. А потом из тысячи уст вырвалось, какгром: «Благодарение Богу»**
С этого момента о. Ежи Попелушкопрактически не расстается с рабочими Варшавского металлургического завода.Каждое воскресенье служит для них мессы, организовывает что-то в виде школы,где катехизис преподает сам, а лекции по истории, литературе, географии,механике читают лучшие варшавские профессора. Когда было объявлено военноеположение и начались судебные процессы над членами «Солидарности», о. Ежиприсутствует на каждом. Зачем, если он не может ничем помочь и даже, не будучиюристом, ничего посоветовать? А зачем Иоанн и Мария Магдалина стояли подкрестом?
Он по-прежнему один из многих,один из них. Их проблемы были и его личными проблемами, он хотел того же, о чеммечтали они, выражал словами молитвы их самые глубокие чувства. Он говорил овысоком достоинстве человека – дитяти Божьего, о неотъемлемом праве на свободукак о воле Господней; о жизни без лжи и насилия. Но ведь они именно за это иборолись. О Ежи Попелушко никак нельзя было сказать «вышел из народа». Он доконца жизни оставался органичной частицей этого народа; возможно, лучшей,освященной частицей. Именно так его и любили – как воплощение лучшего в самихсебе.
3 ноября 1984 года за гробом ЕжиПопелушко шли около 800 тысяч человек. Такой демонстрации ПНР не виделаникогда. Первые несколько месяцев для того, чтобы попасть во двор храма св.Станислава Костки, где был похоронен о.Ежи, и поклониться его могиле,необходимо было стоять в очереди несколько часов. И люди стояли. В любуюпогоду.
6 июня, после окончаниябеатификационной мессы, с площади Пилсудского к храму Провидения Господнегоотправилась торжественная процессия с реликвиями нового блаженного. И на всемпути следования – а это 12 километров - вновь тысячные толпы.
Многие вливались в процессию,что было вполне логично. Храм Провидения Господнего, куда направляласьпроцессия, – это видимый знак благодарности польского народа. Идея егостроительства в благодарность за Конституцию 3 мая принадлежала королюСтаниславу Августу Понятовскому и в мае 1791 года была утверждена ЧетырехлетнимСеймом. События следующих двух веков реализации этой идеи, как известно, неспособствовали. Только в 1998 году Сейм РП принял постановление о строительствехрама в знак благодарности народа «за Конституцию 3 мая, за обретение свободы в1989г., за 20 лет понтификата Иоанна Павла II, а также за 2000 летхристианства». А еще, хотелось бы добавить сегодня, за то, что поляки помнят итак высоко ценят идеалы, возникшие в годы «Солидарности». В конце концов, вбудущем мы всегда получаем то, что сегодня нам кажется важным в прошлом.
* - Во время католической мессы1-е и 2-е чтения читаются светскими участниками богослужения и только 3-ечтение самим священником.
** - заключительные словакатолической мессы.