Во вторник сооснователь и гендиректор Facebook Марк Цукерберг сообщил о том, что социальная сеть в скором времени получит новую кнопку, альтернативную кнопке "Like". Новость вида «в Фейсбуке появится кнопка "Dislike" (не нравится)» мгновенно облетела СМИ. Внутри этих материалов, конечно, поясняется, что планируется не совсем кнопка "Dislike", а скорее инструмент для выражения сочувствия по тем поводам, по которым нажимать на кнопку "Like" многим представляется неуместным. Тем не менее, известие распространилось именно под кодовыми словами «кнопка Dislike», и ему посвящены комментарии в крупнейших изданиях.
Собственно заявление Цукерберга на пресс-конференции 15 сентября было ответом на регулярно появляющийся на таких мероприятиях вопрос о том, почему у «Фейсбука» до сих пор есть только кнопка «Нравится», но нет кнопок вроде «Мне жаль». «Люди уже много лет спрашивают про кнопку "Не нравится", - ответил Цукерберг. – Сегодня особенный день, потому что сегодня мы можем сказать, что мы работаем над этим и скоро приступим к тестированию. Мы шли к этому долго, потому что не хотели делать просто кнопку "Dislike", так как мы не хотим превратить "Фейсбук" в форум, где люди своими голосами поднимают или опускают посты. Это не подходит такому сообществу, которое создаем мы. Никому не хочется делиться чем-нибудь важным в сети, чтобы потом пришли пользователи и заминусовали статус...
Но люди хотят не возможности заминусовать чей-то статус. Они хотят возможности выразить сопереживание. Не каждый момент в жизни – это хороший момент... Так что, я думаю, важно дать людям больше возможностей, чем просто "Like", чтобы они могли быстро выразить свои чувства по поводу статуса... Эта задача – создать инструмент для такого простого взаимодействия – оказалась неожиданно сложной. Но у нас появилась идея, которую мы скоро начнем испытывать в действии, и, в зависимости от результатов, вероятно, введем более основательно». Дальше были еще вопросы по этому поводу, ответы на которые сводились примерно к тому же.
В Washington Post кнопку не одобряют. Кнопка "Like", безусловно, полезная, и в силу своей нейтральности практически универсальная. Она работает безотказно, однако на каком-то этапе возникает так называемая «проблема бабушки»: пользователь сообщает о смерти близкого человека или о каких-нибудь других печальных или тревожных событиях. Как с этим быть? Многие пользователи, как теперь и сам «Фейсбук», полагают, что для реагирования на такие сообщения нужна альтернативная кнопка. «Но в ту секунду, как появится возможность негативного реагирования, - пишет автор, - весь "Фейсбук" изменится. Бабушка – это такой троянский конь, посредством которого в наш защищенный стеной город вводится инструмент, уничтожающий общение в "Фейсбуке"».
Длительное отсутствие кнопки, выражающей сострадание или соболезнование, объясняет автор, неслучайно. Оно связано с тем, что люди вообще теряются в случаях, когда нужно отреагировать на плохие известия. Идею одобрения легко обобщить в кнопке "Like" как раз потому, что люди в принципе хорошо умеют и любят выражать одобрение. Поэтому даже если появится кнопка, условно именуемая "Dislike", нажатие от нее, скорее всего, будет восприниматься как действие, неадекватное в той же мере, в какой неадекватен "Like" под соответствующим статусом. Здесь задача пользователей должна быть не в том, чтобы нажать какую-нибудь кнопку, а в том, чтобы сформулировать свой мессадж вербально. Задача трудная, но от наличия кнопки она не станет проще.
The Atlantic обозревает версии того, как могла бы выглядеть обещанная кнопка. Вообще «Фейсбук» давно пытался придумать что-нибудь в таком духе. В конце прошлого года, например, Цукерберг упоминал о такой инициативе, но оговорил, что пока не придумали для кнопки подходящий термин. В 2013 г. выдвигалась идея сделать кнопку «Сочувствую» ("Sympathize"). Есть предположение, что альтернативная кнопка будет содержать в себе не одну «эмоцию», а целый набор, из которого пользователи смогут подбирать то, что им кажется наиболее уместным. Один из вариантов – это добавление к сообщениям набора дифференцирующих эмоции смайликов, как это было недавно сделано в социальной сети Slack. Сам автор задается вопросом, почему нельзя просто сделать кнопку в виде символического сердечка, которое может обобщить в себе как значения "Like", так и дополнительные смыслы (в том числе сопереживание и сочувствие).
В блоге при NY Times обсуждается общественная реакция на заявление Цукерберга. В частности, несмотря на оговорки, что задача кнопки – выражать сочувствие, многие подозревают, что пользователи найдут способ использовать альтернативу "Like" как выражение неприязни к автору сообщения, в результате чего общение в «Фейсбуке» станет гораздо более агрессивным. Понятно, что агрессии и сейчас много (в комментариях), однако появление такого простого в использовании инструмента ее выражения многократно усилит эффект. Другие, наоборот, надеются, что кнопка позволит выражать именно неприязнь, потому что это будет отражать подлинную картину восприятия статуса, а не только его одобрение. Третьи выражают опасение, что в преддверии массово значимых событий, например выборов, наличие кнопки может превратить «Фейсбук» в хаотический обмен символическими любезностями.
Еще более интригующий вопрос, комментирует автор, в том, как эта «негативная» кнопка скажется на рекламе в «Фейсбуке». С одной стороны, наличие возможности выразить нечто отличное от "Like" по поводу рекламного сообщения может привлечь к этим сообщениям значительно больше пользовательского внимания, чем раньше, и тем самым оказаться на руку рекламодателям. С другой стороны, многие рекламодатели хотят, чтобы их объявления сопровождались только положительными эмоциями. Автор также ссылается на экспертов, которые полагают, что в принципе идея кнопки хорошая, но «Фейсбуку» надо позаботиться о том, чтобы снизить риски злоупотребления ею в рекламе и холиварах.