будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 16, 2025
Мир

Феномен Лукашенко и война

Феномен Лукашенко и война
52_01

В ближайшее воскресенье в Белоруссии пройдут президентские выборы, которые почти никому не интересны, так как обычно неинтересен разговор не к месту. Своим мелким и крупным тиранством и чудачествами Александр Лукашенко, конечно, заработал себе набор будущих неприятностей, а небольшая, но активная часть общества вместе с оппозиционером Александром Милинкевичем попытается возглавить открытый протест, опирающийся и на ропот номенклатуры.

То, как эстетически и практически неприятен совок, многие из нас помнят хорошо, как и то, каковы его плюсы, – ничего нового. А будущее Белоруссии не решается 19 марта, еще какое-то время продолжится консервация квазисоветского социального строя, потому что он оказался локально (по времени и территории) относительно эффективным. То есть приемлемые альтернативы пока не обсуждаются, а риски велики.

История Белоруссии такова, что обсуждение предвыборных коллизий является вообще не тем вопросом. Главное, что до сих пор определяет историческую ситуацию республики, – это память Великой Отечественной войны. Белоруссия потеряла существенно более четверти своего населения (до войны составлявшего 9 миллионов человек), в том числе порядка двух миллионов этнических белорусов. Никакой другой народ, кроме евреев, не пережил такой грандиозной катастрофы.

Это ведь не просто статистика: когда погибает каждый третий, это не может не стать важнейшим смыслом для страны. Это - особый способ отношения к жизни на земле, по которой на протяжении многих веков из Европы в Россию и обратно проходили разные полчища, да и сейчас именно здесь происходит досадное столкновение новых мировых сил. Только в начале 90-х население Белоруссии превысило довоенный уровень своей численности, и то благодаря массовой миграции белорусов из других республик СССР.

Это значит, что главный политический вопрос Белоруссии состоит в том, как избежать всего, что напоминает войну, мобилизацию, новый исторический эксперимент, новые социальные идеалы, все, что может помешать восстановительному периоду, исторической передышке, что требует нового напряжения всех сил народа. Поэтому совершенно не случайно, что именно здесь произошла консервация кусочка СССР, причем в достаточно вегетарианском варианте, без изматывающего милитаризма - одни социальные обязательства и социальный популизм.

Конечно, население и в России в большой своей части было бы не против такой эволюции, но это оказалось невозможным. Во-первых, всем ясно, что именно Россия несет на себе историческое бремя, наследие великой державы, что накладывает ограничения на «проедание» средств, требует особого уровня мобилизации для новой модернизации и нового рывка. Во-вторых, и в техническом смысле СССР не обладал и Россия не обладает достаточным количеством экономико-хозяйственных ресурсов для своего застоя. И признаки застоя в России, в отличие от Белоруссии, – это признаки нового грандиозного кризиса.

Александр Лукашенко пришел к власти, как и Леонид Кучма на Украине, при поддержке директорского корпуса, что было неизбежным ответом кусков хозяйственного комплекса СССР на распад производственных цепочек. В это же время в России, имеющей наиболее цельную экономику, «красные директора» потерпели поражение от реформаторов, и началось развитие частной экономики, плоды которого обеспечили нашу теперешнюю "стабильность".

Но решающим ресурсом Белоруссии оказалось соотношение между транзитными доходами и объемом социальной и промышленной сферы. Этих доходов оказалось также достаточно, чтобы оплатить искусственное поддержание промышленности и сельского хозяйства в полном объеме. На Украине это оказалось невозможным даже в период льготных цен на энергоносители, почему и пришлось строить более открытую и конкурентную экономику.

Поэтому белорусская модель является уникальной и неповторимой. Это видно уже по состоянию предметов бытового обихода и городской среды – сразу бросается в глаза некоторая серость и ограниченность материальной культуры, нет блеска, который является продуктом открытого рынка. В общем, советский тип потребления с некоторыми улучшениями. Уровень жизни и быта большинства населения тоже вполне советский, привычный, иногда даже и по уровню лучше, чем при СССР.

Сильно плохо только наиболее активным классам общества: предприниматели и управляющие рискуют загреметь в тюрьму, людям свободных профессий нет места, чтобы развернуться, молодежи просто скучно и тоскливо, особенно если иметь рядом европейский образец.

Отсюда и проблемы. Во-первых, любая открытость – хоть в сторону России, хоть в сторону Европы – приведет к потере части экономики, которая, столкнувшись с конкуренцией, будет вынуждена погибнуть. Но и изоляционизм в перспективе невозможен, ведь ключ к белорусской экономике – это транзит. Отсюда истерики и клоунство Александра Лукашенко, парадоксальный, сбивающий с толку способ вести переговоры (как мы помним, не отделяет мух от котлет), внутренняя агитация и против Европы, и против российских властей.

Во-вторых, очевидно, что главная опасность для Лукашенко – это не оппозиционная молодежь, а собственная промышленная и управленческая номенклатура, которую всю не пересажаешь и которая естественным образом будет стремиться зафиксировать и легитимировать свои капиталы и накопления. А сделать это безопаснее всего на Западе – Россия тут, увы, плохой образец. Вот так мы можем потерять Белоруссию.

И пока Россию в Белоруссии интересует только метр под транзитной трубой, у нас нет шансов. У России должно быть приемлемое предложение:

а) для голосующего большинства населения. Причем это должны быть гарантии сохранения привилегированной ситуации в социальной сфере (не падение до общефедерального уровня!), то есть закрепление за республикой существенной части транзитной ренты, консервация советского уклада во всем, что не касается развития бизнеса (что справедливо и рационально – см. пункт про войну);

б) для хозяйственной и управленческой номенклатуры. Это должны быть гарантии личной и бизнесовой безопасности от причуд  диктатора, а также предложение по нормализации отношений с Европой и по инвестициям в новые транзитные проекты (предложения по развитию страны как главного транзитного коридора);

в) для активной части общества. Это должна быть гарантия свобод, в том числе и экономических в секторе малого бизнеса, самовыражения и пр.

Построение такого предложения возможно: тиранство и причуды Александра Лукашенко совсем не являются необходимым условием существования экономики, живущей за счет транзитной ренты. Сложность возникнет в вопросе о белорусской индустрии в ситуации открытия экономики для России, но и здесь у нас есть плюсы: одно дело – конкурировать с российскими производителями, а другое – с Европой. В первом случае шансы есть, а переход может быть постепенным. И для того чтобы делать предложение, от которого должно быть нелегко отказаться (в том числе и в вопросе о власти и управлении в республике), совсем не обязательно дожидаться, пока Лукашенко отсидит третий срок.

См. также:

  • Гриценко. Экономический актив белорусского президента
  • Милинкевич. Революции не будет
  • Круглый стол Европейского форума. Белоруссия-2006: проблема легитимности
  • Шахотько, Куделки. Этноязыковой состав населения Белоруссии
  • Богданкевич. На чем держится власть Лукашенко
  • Ровдо. Перспективы "бархатной революции" в Беларуси
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).