Ближайшим шагом в урегулировании проблемы российских выплат Парижскому клубу (отложенных правительством с целью добиться глобальной реструктуризации долга) должен стать приезд миссии МВФ, ожидаемый в начале февраля. До сих пор правительство рассчитывало продвинуться на этих переговорах в заключении очередного соглашения о сотрудничестве. Оно станет разрешительным сигналом для Парижского клуба, который сможет тогда поддержать переговоры о реструктуризации долга. Однако в пятницу исполнительный директор от России в МВФ Алексей Можин неожиданно заявил: "Чтобы Фонд мог предоставить кредит стране, у которой есть просроченная задолженность, он должен услышать от кредиторов, что страна проводит переговоры и что у нее действительно есть трудности, наличие которых признают кредиторы". Может создаться, таким образом, замкнутый круг, в котором МВФ и Клуб кивают друг на друга и отказываются одобрить идею реструктурировать долг в этом году.
Сам кредит МВФ России сейчас не нужен. Нужно соглашение, включающее согласованные меры структурной политики и скорректированный прогноз развития экономики. И Можин намекает, что предпринятые Россией маневры в отношении ПК лишь усложнят ее отношения с МВФ. По-видимому, прав вице-президент ИК "Тройка-Диалог" Олег Вьюгин, расценивший в интервью "Сегодня" заявление Можина как знак правительству "не очень рассчитывать на поддержку со стороны МВФ". У Фонда есть основания быть неудовлетворенным действиями российского правительства. В первую очередь - тем, что примерно $7 млрд. (порядка 65%) дополнительных бюджетных доходов прошлого года были потрачены Минфином на непроцентные расходы. Как будто он имел гарантии, что ПК скостит долговые выплаты.
По информации "Полит.Ру", правительство ожидает от февральских переговоров с МВФ снижения прогнозных цифр на этот год. Для этого есть основания: в ноябре миссия составила свой прогноз исходя из среднегодовой цены барреля нефти в $28 (а не $23, как до того). В результате Фонд пришел к выводу, что за год ЦБ сможет увеличить резервы на $14 млрд. (а не на $6 млрд.), и Россия в состоянии выплатить внешние долги без отсрочек (предыдущий, июльский прогноз, констатировал "дыру" в платежном балансе 2001 года - $3 млрд). Естественно, Минфин счел последний прогноз чересчур оптимистичным и отказался заключать соглашение, которое обязало бы страну соответствовать чрезвычайно жестким монетарным параметрам. Теперь же МВФ, по слухам, вновь готов снизить прогноз по нефти до $23. По прикидкам Фонда, это примерно соответствует росту резервов на $8 млрд. при обслуживании страной всех долгов. То есть позиции МВФ и правительства могут несколько сблизиться, что создает почву для дальнейшего разговора.
Уверенный в рациональности и прагматичности своей тактики Минфин будет по-прежнему настаивать на необходимости реструктуризации. И если на переговорах с МВФ и Клубом будет прогресс, отсрочка платежей (без объявления дефолта) может быть продлена на II квартал.
В свою очередь, МВФ и Клуб прекрасно понимают, что в 2003 году России будет необходима реструктуризация долга. Так что происходящее сейчас - своеобразная разведка. Главная трудность - доказать МВФ, что на ближайшие два года Россия нуждается в чем-то большем, нежели реструктуризация на условиях, близких к 1999-2000 гг., плюс соглашение об отсрочке в случае ухудшения ситуации. Поэтому, по сведениям "Полит.Ру", в случае отклонения предложений по глобальной реструктуризации правительство может вернуться к полной выплате долга. Ведь основные проблемы ждут нас в 2003-07 годах, а до этого времени ситуация не настолько драматична, чтобы ставить престиж страны под удар.