9 сентября на заседании исполкома Федерации футбола Украины (ФФУ) ее глава А.Коньков заявил, что будет добиваться наказания Российского футбольного союза (РФС). 18 сентября в Швейцарии состоится встреча представителей ФИФА, УЕФА, РФС и ФФ, на которой будет обсуждаться вопрос выступления симферопольского клуба ТСК, севастопольского СКЧФ и ялтинской "Жемчужины" в российских соревнованиях. ФФУ хочет применения санкций к РФС.
А.Коньков называет РФС "стороной, нарушившей регламенты международного футбола". На официальном сайте ФФУ он пишет: "Мы едем с четкой позицией, которую будем отстаивать на самом высоком уровне. Будем призывать международные футбольные инстанции к действиям в связи с нарушениями РФС статей 83 и 84 Устава ФИФА. С нашей стороны будем обсуждать единственно возможный в этой ситуации вопрос - степень наказания, которое должен понести РФС за нелегитимное включение крымских клубов в свой состав". В частности, у ФФУ есть идея добиваться приостановки членства РФС в ФИФА и УЕФА.
Первый вице-президент РФС Никита Симонян на это уже ответил, что ФИФА и УЕФА "должны оставаться вне политики, как и следует из доктрин этих организаций". И даже напомнил, что "Йозеф Блаттер только накануне говорил, что футбол должен быть вне политики. Надеюсь, международные организации будут следовать своим доктринам и не поддадутся давлению со стороны Евросоюза и других сил". Блаттер — президент ФИФА.
Но вот тут есть нюанс. На тему "вне политики" существует известная и как бы даже знаменитая стенограмма-утечка с заседания исполкома РФС, посвященная именно что "крымскому" вопросу. Там речь шла о допуске крымских клубов в чемпионат России. Проблему собравшиеся видели в том, что после этого определенно последуют санкции УЕФА и ФИФА. Дело было решено волевым усилием (но — не членов исполкома). Тут, конечно, тоже возникает нюанс на тему, было ли это решение политическим или нет, но 31 июля бюро исполкома РФС уже утвердило выступление клубов из Крыма и Севастополя во втором дивизионе чемпионата России "при условии прохождения ими необходимых процедур аттестации". А 8 августа вице-президент РФС Симонян после экстренного заседания бюро сообщил, что клубы аттестацию прошли.
Как следствие, в конце августа УЕФА заявил, что не будет признавать матчи крымских команд под эгидой РФС. Смысла тут, конечно, нет — имея в виду последствия этого решения. Точнее – смысл существует в варианте, когда какой-то из крымских клубов когда-нибудь войдет в российскую Премьер-лигу, доберется там до зоны УЕФА и должен будет играть в еврокубках. Вот тут-то его УЕФА проигнорирует и не допустит. Но это, пожалуй, решение как раз не политическое. Потому что оно, скорее, бюрократическое: ну не числятся эти клубы "по России", куда их, в какие сетки включать при случае?
Вообще, очень трудно здесь разделить — политика или не политика. Скажем, на эту тему есть и более прагматичный кейс. О проблемах с финансированием уже заявило руководство симферопольского ТСК. Врио главы Крыма С.Аксенов в этой связи признал, что власти Крыма не могут взять на себя финансирование этой команды. Но то же самое и с другим клубом, СКЧФ. Его президент, А.Красильников, сообщил, что "в настоящее время клуб финансируется только за счет моих собственных и заемных средств". Раньше (когда клуб играл в первенстве Украины), у него был "серьезный спонсор". А теперь, когда СКЧФ перевели в Россию, этот спонсор отвалился. Далее печаль: "В Севастополе нет большого бизнеса, поэтому нам практически невозможно найти источник финансирования у себя в городе. Городской бюджет дотационный, он также не потянет большой футбол. При содействии Министерства спорта РФ нам не так давно была организована встреча с возможным спонсором. Я не хочу пока упоминать название этой российской компании, но она базируется не в Крыму. А сейчас, к сожалению, спонсор не выходит на контакт".
В общем, Аксенов там как бы намекал именно на политическую составляющую, пусть даже и в бытовом варианте. Ну а Красильников своими словами ему не противоречил. Следует отметить, что намеки были поняты верно. Министр спорта РФ В.Мутко уже обнадежил: "Финансовое положение футбольных клубов Крыма и Севастополя, выступающих в зоне "Юг" второго дивизиона чемпионата России, в самое ближайшее время должно стабилизироваться".
Причем, Мутко заодно еще и уточнил конкретный характер политического влияния на футбол в данном случае: "Вопросами финансирования региональных клубов должны заниматься руководители субъектов РФ. Те, в свою очередь, могут помочь в налаживании контактов между клубами и представителями местного бизнеса... Этим процессом должны были активней заниматься руководители Крыма и Севастополя, но в дело пришлось вмешаться министерству спорта. Дальше, считаю, что все будет нормально".
Это все к тому, что разграничить политику и не политику достаточно сложно уже и в РФ, а теперь этим придется заняться ФИФА и УЕФА. Но им этим заняться придется, деться некуда (почему — станет понятно чуть ниже)... Пока вопрос в том, будет ли иметь успех инициатива украинской федерации.
Тут пока остается только строить версии на основании домыслов. Скажем, вот если бы Коньков заявл это до перемирия на Донбассе, то шансы у его инициативы были бы, а теперь — они уменьшились. Но, во-первых, там ничего еще не закончилось (о Крыме уж и не говоря), а во-вторых — все это слишком сложно для для членов ФИФА и УЕФА, даже для тех, кто приедет на эту встречу. Вот у них там и в самом деле политика отдельно, бюрократия — отдельно. А уж как в этих обстоятельствах сработает бюрократия — надо самому быть бюрократом, чтобы понять возможные варианты.
К слову, та же бюрократия тут и с другой стороны. По факту украинской федерации футбола не оставалось ничего другого: формально ей следовало повести себя именно так. Мало того, ее другое поведение не поняла бы и украинская общественность. До приостановки членства России в ФИФА и УЕФА дело, конечно, не дойдет. А до чего может дойти - неведомо. Скажем, на той приснопамятной встрече, когда решался вопрос о возможных ответных действиях УЕФА в связи с включением крымских команд в чемпионат России, учитывались варианты исключения российских клубов из еврокубков. Один голос со стенограммы говорил, например, так:
"Чемпионат мира — это сложная такая конструкция… Сейчас, помимо того, что мы можем потерять еврокубки, иностранцы начнут уезжать, карточный домик посыплется. Если решение принято на самом политическом верху, мы его примем, потому что мы граждане этой страны... Мы все равно Родину выберем, нежели все остальное… Если есть прямое указание, вопросов нет!"
Тема отделения футбола от политики демонстрирует здесь еще одну свою другую грань. Ну вот никак не получается у футбола быть сферическим в политическом вакууме. Собственно, решение тогда и было принято в соответствии с последними словами реплики.
Ну и да, есть еще тема ЧМ по футболу 2018 года в России. Вот это и есть та причина, по которой ФИФА все-таки придется сделать усилие и отделить футбол от политики. Потому что переигрывать сейчас место проведения ЧМ — это ж для них совершенно конкретный ужас-ужас-ужас.