Многие обозреватели склонны описывать финансовый переполох 2007-2008 гг. в терминах «эффекта домино»; другие считают более уместными метафоры, восходящие к «теории хаоса». Понятие цепной реакции в первом случае и структурированного беспорядка во втором создают некую основу для понимания этих всё еще развивающихся экстраординарных событий. Это также убедительно показывает, что если ситуация выходит далеко за пределы финансовой сферы, то и «образные» методы ее осмысления должны модифицироваться.
В самом деле, такой серьезный и широкомасштабный (можно даже сказать, системный) кризис касается каждого гражданина, и его осмысление (а тем более разрешение) нельзя всецело предоставить банкирам, маклерам и политикам, которые приложили столько усилий, чтобы этот кризис наступил. Если это так, то чтобы как следует представить себе нынешнее (близкое к полному краху) состояние, нужно увидеть связь между финансовым ураганом 2007-2008 гг. и другими сопутствующими ему проблемами, – например, в сфере демократии и устойчивости окружающей среды. В нашей короткой статье эта тема раскрывается при помощи другой метафоры - «карточных мастей».
Эта метафора впервые появилась среди сценариев будущего планеты в отчете агентства “SustainAbility”, который назывался «Улучшая нашу игру» (2007 г.). Первые три отображают финалы, при которых общество и окружающая среда выигрывают или проигрывают:
Эта схема побуждает нас задаться вопросами о демократии как таковой:
В политическом мире достаточно свидетельств как в пользу, так и против той идеи, что демократия необходима (или более эффективна, чем другие системы) для устойчивого развития. Например, беспрецедентным и вселяющим надежду зрелищем стала продолжительная и оживленная конкуренция кандидатов в президенты в Соединенных Штатах, когда трое главных кандидатов (Хиллари Клинтон, Джон Маккейн и Барак Обама) в ходе гонки вовлекли небывало высокий процент граждан в полемику о самых важных на сегодняшний день проблемах – и заставили признать жизненную важность угрозы глобального потепления.
С другой стороны, большая часть всей этой кампании проводилась посредством чёрного пиара и накопления рейтинга; внимание СМИ (как и вся кампания) было сосредоточено на случайных наблюдениях и поверхностных деталях – демонстрируя умение современного руководства оттеснить на задний план экологические проблемы как раз в тот момент, когда они должны быть центральной темой обсуждения.
Из-за таких противоречий демократия – в своем нынешнем виде – и финансовый переполох 2007-2008 г. имеют между собой гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд; в частности, их объединяет базовая проблема, которую можно обозначить как связь между кризисом системы и изменением системы.
Кредитный кризис и еще более широкомасштабный финансовый ступор, который мир сейчас переживает, обнаруживают параллели с ограничениями, имеющимися у демократии. Тревожных признаков даже на ранних этапах было, пожалуй, слишком много, чтобы их здесь перечислить, - начиная с прошлого опыта подобных «пузырей» и внезапного краха некогда солидных учреждений и заканчивая очевидной неопределенностью (совершенной невразумительностью) новых инструментов «казино-капитализма» и колоссальными суммами долгов, которыми они чреваты.
История хаотичности и поверхностности, присущих демократии, и многочисленных оплошностей и слабой кредитоспособности в мире финансов выявляет трудности, с которыми сталкивается общество, когда оно начинает работать над масштабными, серьезными, системными проблемами, которые зачастую возникают незаметно и разрастаются постепенно. Это в равной степени актуально и в отношении того, что может произойти в связи с изменением климата и под воздействием экологических, экономических и социальных факторов, которые это изменение, вероятно, повлечет за собой.
Возможно, изменение климата станет в этом отношении заключительным испытанием. Будет ли реакция и в этом критическом положении такой же запоздалой и непоследовательной, как в случае с политическими и экономическими затруднениями?
Ранних тревожных признаков было уже много: международное научное сообщество практически единодушно в оценке риска накопления парниковых газов в атмосфере и роли человечества в создании этой ситуации. Вывод – что жизненно важно избежать повышения средней мировой температуры на 2 градуса Цельсия, а для этого развитому миру необходимо начать переход к безуглеродной экономике и к значительному сокращению выбросов углекислого газа с 2015 г. (самое позднее), – неизбежен и обжалованию не подлежит. Свидетельства, что движение к этим целям уже началось, в лучшем случае неоднозначны; в сфере экологической устойчивости, равно как и в политической и финансовой областях, осведомленность о кризисе системы с трудом конвертируется в импульс к её изменению.
Четвертый сценарий в отчете “SustainAbility” «Улучшить нашу игру» - тот, в котором политика, экономика и устойчивость и демография сходятся наиболее эффективным и справедливым образом, - благодаря включению всех элементов системы кажется единственной разумной основой для совершения этого крайне необходимого рывка.
В нашем представлении, этот процесс будет неровным и трудным, особенно на ранних этапах. Миру богатых необходимо будет в гораздо большей степени развить в себе чувство ответственности и понимание, что действовать следует безотлагательно. Сюда входит изыскание более безопасных для экологии средств, пригодных для того чтобы помочь зарождающимся рынкам лучше обеспечивать охрану здоровья и экономическую безопасность своих граждан - или дать этим рынкам возможность пожертвовать краткосрочным развитием ради здоровья всей планеты в долгосрочной перспективе.
Какие бы способы ни были найдены для выхода из текущего финансового упадка, проблемы экологической устойчивости, как и политической демократии, всё равно не исчезнут. Даже на этом этапе мировые лидеры не видят в сегодняшних экономических трудностях достаточно глубокого кризиса, чтобы он вынудил их совершить рывок к созданию новой модели, сделать то, чего никто не ожидает. Прогрессивный путь состоит в том, чтобы искать творческие и интеллектуальные способы решения текущих проблем; чтобы не упускать из виду связь между этим кризисом и сопутствующими ему проблемами с демократией и изменением климата; чтобы вкладываться в будущее так, как если бы от этого зависел каждый житель Земли; и чтобы разработать стратегию перестройки экономики в направлении политической и экологической устойчивости.
Джон Элкингтон – соучредитель “SustainAbility” и “Volans”. Марк Ли – генеральный директор “SustainAbility”.