будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Франция интернет
Май 20, 2025
Мир
Левкин Андрей

Французский Uber и поступь прогресса

Французский Uber и поступь прогресса
uber1
Приложение UberPop. Источник: Фото: foxnews.com

Во Франции задержали руководителей европейского сервиса частных такси Uber. Можно считать, что дело там узкопрофильное и конкретно конкурентное, но можно ощутить и то, что это тут прецедент и борьба предыдущих форм хозяйствования с новыми перешла в окончательную фазу.

В рамках предварительного расследования по делу о незаконных автомобильных перевозках задержаны два руководителя французского отделения мобильного приложения частных такси Uber (шеф Uber по Европе Гор-Коти и глава компании во Франции Симфаль). Формула задержания: "за организацию нелегальной компании такси".

Вообще-то, тут ответ на протесты трудящихся: французские таксисты устраивают акции протеста против Uber. 25 июня они перекрыли доступ к парижским аэропортам и к Gare du Nord. Сообщается, что бастовали они и в Марселе, и в Экс-ан-Прованс. Причем — не без столкновений с другой стороной. 

 
Фото: squarespace.com

Президент Франции Ф.Олланд сообщил две вещи: а) "Сервис UberPop должен быть разогнан и признан незаконным. Все машины, задействованные в нем, должны быть арестованы". Потому что Uber не уважает закон. Но и б): "Мы живем, руководствуясь законом, и государство может наложить арест на автомобили только по судебному решению". То есть, вроде бы тут две стороны дела. Прикрыть и взыскать издержки (через арест техники). Пока для него главное — прикрыть.

Собственно, тут и вопрос о том, что это все значит на практике. Отдельный ли это инцидент с таксистами или дело системное? Например, может иметь место даже подтачивание основ экономики, какой мы ее знали. Можно даже сказать, что это первый случай, когда происходит конкретный протест против экспансии онлайна в офлайн.

С формальной стороны все обстоит так: с 1 января 2015 года сервис запрещен во Франции законом, который не разрешает заниматься коммерческим извозом водителям без лицензии — статуса VTC ("туристический транспорт с шофером"). Но Uber обжаловала в суде этот закон (был принят в октябре 2014-го) и, заодно, вынесенное в ноябре судебное решение о запрете деятельности UberPop (плюс штраф в €100 тыс.).

Идея в том, что на время судебных процедур закон фактически не исполняется. Но после того, как водители традиционных такси объявили бессрочную забастовку, поротестуя против сервиса, глава французского МВД Казнев распорядился немедленно запретить деятельность приложения UberPop немедленно. Но, опять же, "UberPop — нелегален. Однако сервис может быть запрещен только по решению суда". Ну, тут дело французское, понять нельзя — суд-то запретил еще в прошлом году. Что ли это вопрос ускоренного рассмотрения обжалования? В общем, это их дела, а интереснее другое. 

 
Приложение UberPop. Фото: standard.co.uk

Обратить внимание следует на статус VTC ("туристический транспорт с шофером").  По факту тут уже видна попытка как-то укомпромиссить частный съем машины (с водителем, да - но какая, собственно, разница, исходя из здравого смысла?) с общепринятыми схемами. Потому что тут онлайн оказывается организатором действий в офлайне. Дело, понятно, давно не новое. Но, что ли, можно сказать так, что в данном случае предлагается не новая услуга, сидящая в самой среде, но онлайн выходит в материальную действительность, ее организуя. Интернет-магазины в этом смысле не прецедент, и ранее существовал заказ по каталогам с доставкой. Тем более, не прецедент е-книги и СМИ в онлайне: там все происходит в е-среде, пусть даже и имеет последствия для сокращения бумаги. А вот в данном случае — конкретная замена стандартных структур на сетевые.

Тут очевидны несколько поводов негодования для тех, кто не в игре. Самый простой — таксисты, разумеется, против. И явный демпинг относительно их прайсов, и кого обрадует, когда влезают со стороны (для простоты вспомним схватки за ресурс на стоянках в аэропортах и других хлебных местах Отечества). Понятно, что есть еще и местные особенности: за лицензию не платят, уже убыток для бюджета, а что там с налогами, каким образом они исчисляются и всякое такое. Понятно, что-то платят, но как и что? И, наконец, может ощущаться онтологическая тема "что-то пошло совсем не так" – для тех, кто в офлайне. То есть, прогресс перестроил реальность как бы в варианте онлайн победил и теперь это стало уже заметно. Ощутили и те, кто имел к теме минимальное отношение.

Тем более, что взбудораженность нарастает. Uber работает в 20 европейских странах. В мае миланский суд обязал Uber уйти из Италии, а отловленным водителям будет штраф €20 тыс. В апреле Uber запретило правительство швейцарского кантона Женевы, в Германии идет судебный процесс против Uber. Точнее, франкфуртский суд уже запретил водителям Uber возить пассажиров без лицензии на территории всей Германии, за каждое нарушение запрета компании грозит штраф в €250 тыс. Uber системно оспаривает решения всех местных судов. Окончательного решения пока нет.

 
Фото: gqmagazine.fr

В общем, Uber правильно оспаривает. Потому что дело в принципе. Если услуга имеет спрос, значит - он оказывает нужную услугу, в чем есть прогресс, свобода предпринимательство и демократичность. Бороться с этим — ну, по факту защищать чьи-то очень частные интересы. И вообще, перевод реализации стандартных функций из стабильных точек в пространство, где транзакции происходят фактически частным образом, а формат самой услуги не зафиксирован жестко — это же гибко. Это выглядит странно для любителей привычных ценностей, но вполне привлекательно для других.

В еще больше степени это относится к сервису Airbnb.com (Worldwide Accommodations Leader. Find Unique Listings in 34K Cities! 24/7 customer service · Travel like a local · Over 1,000,000 listings). Там прецедент еще более мощный, но придраться, пожалуй, будет сложнее — там все уже настолько частным образом, что вообще. Собственно, вот и дел против Airbnb пока нет. Может, потому что они нашли вот эту формулу, "Travel like a local" — как бы вовсе и не гостиницы, а принципиально новый сервис "ощути себя местным". 

Короче, сейчас Uber может пострадать, но эта тема непременно выиграет. Уже даже и в среднесрочной перспективе. Сетевые, горизонтальные связи при минимуме посредничества - кто ж против такого сможет?

Левкин Андрей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).