ПОНЕДЕЛЬНИК, 15 ОКТЯБРЯ
Рабочий визит президента Польши Александра Квасьневского в Москву: газовые обстоятельства польской науки
Президент Польши посетит Москву с кратким рабочим визитом, приуроченным к Дням польской науки в России. Впрочем, это лишь повод, позволяющий провести деловую встречу, не обремененную масштабными соглашениями и необходимостью делать принципиальные политические заявления.
Отношения России и Польши находятся в стадии затяжных заморозков, причина которых - в геополитических обстоятельствах. И для самой Польши, и для Европы вступление страны в НАТО имеет стратегическое и принципиальное значение. Россия выступает категорически против, не имея, однако, никакого пространства для маневра: Россия не может ни признать, ни предотвратить этого сценария. С другой стороны, новая геополитическая ситуация в связи с формированием антитеррористического фронта и определенный сдвиг в отношениях России и Европы позволяют по крайней мере в неофициальном порядке отодвинуть эту проблему несколько в сторону и выйти из клинча. Владимир Путин, напомним, во время недавней встречи с руководством ЕС предложил Россию в качестве своеобразного сырьевого ресурса Европы, прежде всего, естественно, в сфере энергетики, а это выдвигает проблему отношений с Польшей (являющейся естественным транспортным коридором между Россией и Европой) на неожиданно значимое место. А кроме того - подразумевает непосредственные экономические выгоды для обеих стран. Рабочая встреча, имеющая при том вполне протокольную и дежурно позитивную "шапку" (Дни польской науки), - весьма удобный повод, чтобы опробовать риторику и механизмы таких новых прагматических взаимоотношений. И первой неофициальной темой здесь станут, по всей видимости, именно вопросы транспортировки газа, с которыми связаны непосредственные экономические и прагматические интересы и выгоды.
Подробнее о подоплеке встречи: Газовые обстоятельства дней польской науки
Бюджетный комитет Думы рассмотрит поправки ко второму чтению бюджета: правоохранители и дорогостроители
Главная интрига перед вторым чтением - распределение 51 млрд. рублей из дополнительных доходов бюджета, при этом в центре - торг внутри бюджетной коалиции (об этом мы подробно писали на прошлой неделе). Наибольшую PR-активность на последней стадии развивала фракция "Единство" на ниве "правоохранительного лоббизма", и в общеполитическом контексте ее позиции здесь выглядят исключительно сильными. При этом минфин соглашается увеличить оборонно-правоохранительный расходы на 4,8 млрд, а "Единство" заявляет о претензиях на дополнительные 2,5 млрд. Таким образом, общие расходы на эти статьи должны составить в варианте минфина - 170,7 млрд, а в варианте правоохранительно озабоченного "Единства" - 173,2 млрд. Следует отметить, что, во-первых, спор идет о достаточно незначительном увеличении расходов по сравнению с общей суммой (минфин готов увеличить финансирование силовиков на 3%, а "Единство" борется за 4,5%) и что выяснять отношения в действительности "Единству" предстоит не с минфином, а с партнерами по бюджетной коалиции и прочими думскими лоббистскими группами, так как общий потолок уже определен. Не исключено, что заявленная "Единством" цифра является нарочито завышенной и предполагает уступку во время торга.
Председатель комитета Думы по бюджету и налогам Александр Жуков намерен к третьему чтению проекта бюджета на 2002 г. предложить законодательно закрепить механизм формирования финансового резерва. Об этом он заявил на прошлой неделе. По словам Жукова, в его поправке будет предложен также эффективный механизм контроля над финансовым резервом. Всего ожидается поступление нескольких сотен поправок.
Президент Путин встретится со спикером Селезневым. Чтобы его ободрить
По сообщению "Интерфакса", встреча запланирована на вечер понедельника, а обсуждаться будет, как обычно, "широкий круг актуальных проблем", в том числе ситуация в Афганистане и вокруг него. В действительности влияние спикера в этой сфере минимально. Встреча политически необходима ему в связи с периодически возникающими разговорами о пересмотре пакетного соглашения и замене председателя Думы. Вновь эта тема была актуализирована функционерами фракции "Народный депутат", повысившей недавно свой формальный статус до партийного. Создание центристской коалиции также может реанимировать больной вопрос, постоянное муссирование которого позволяет Путину поддерживать спикера в состоянии бодрой лояльности. Можно предположить, что некие замечания президента о его удовлетворенности работой Думы и нецелесообразности перетрясок и потрясений в ней будут сделаны по результатам встречи. Что за это попросят у спикера, можно будет понять в ближайшее время.
Начинается официальная часть визита министра торговли США Дональда Эванса
Министр Эванс прибыл в Москву еще в субботу в сопровождении солидной делегации представителей американских деловых кругов. В официальной программе Эванса - встреча в понедельник с Германом Грефом, а во вторник, 16 октября, - с Владимиром Путиным и Михаилом Касьяновым. Центральными темами встречи будут взаимные условия торговли (напомним, что совсем недавно Москву посетил представитель США на торговых переговорах Роберт Зеллик) и проблема улучшения инвестиционного климата. В настоящий момент Россия имеет внушительное положительное сальдо в торговле с США, экспортируя товаров на $7,4 млрд, а импортируя на $2,3 млрд.
Начинается официальный трехдневный визит премьер-министра Люксембурга Жана-Клода Юнкера
Премьер Люксембурга прибывает в Москву вечером в воскресенье. 15 октября он встречается с премьер-министром Касьяновым, спикером Селезневым и председателем СФ Егором Строевым, а во вторник - с Игорем Ивановым и Алексеем Кудриным. Стороны обсудят отношения между ЕС и Россией, а также обменяются мнениями по вопросам расширения двусторонних отношений. "РИА Новости" в связи с этим транслирует мнение неназванных представителей кабинета о том, что отношения России и Люксембурга можно расценить как "отличные", а особых вершин они достигают в банковской сфере, здравоохранении, науке, образовании, культуре и спорте. Ожидается подписание программы сотрудничества в области науки, образования и культуры на 2001-2003 год.
Первое заседание рабочей группы Госсовета по малому и среднему бизнесу
Руководителем группы, созданной на выездном оренбургском заседании Госсовета 9 октября, был назначен губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, а результаты ее работы - Программу развития малого и среднего бизнеса, включающую проекты законов и постановлений правительства, - предполагается обсудить на одном из ближайших заседаний Госсовета. Недавно администрация президента оказала активную поддержку организации ассоциации российского малого бизнеса (ОПОР), а обсуждение проблем малого бизнеса на Госсовете должно еще раз продемонстрировать внимание властей к этому вопросу. В группу вошли представители МЭРТ, МАП, минпрома, депутаты Думы, общественные фигуры и представители фондов, работающих с малым бизнесом. По сведениям самого Сердюкова, заседание Госсовета по этому вопросу предполагается в первом квартале 2002 года. На первом заседании рабочей группы будут, очевидно, распределены обязанности и намечены сроки обсуждения имеющихся наработок.
Начинаются судебные слушания по иску Мингосимущества о признании незаконной приватизации авиакомпании "Домодедовские авиалинии"
Мингосимущество пытается отменить результаты приватизации авиакомпании, проведенной путем распределения акций по закрытой подписке среди трудового коллектива. По сведениям газеты "Ведомости", минимущество мотивирует свой иск тем, что подпиской занималась рабочая комиссия, созданная советом директоров компании, а не министерством, как требует закон, а также тем, что был упущен 15-дневный срок, который отводится комиссии для подписки и по истечении которого приватизацией должно заниматься уже министерство. Реальной же подоплекой скандала является то, что менеджмент авиакомпании через механизм подписки и с помощью компании "Экспертиза собственности", дружественно оценившей акции, сумел приватизировать 50% акций за совершенно смехотворную сумму - $2 млн. При этом, как сообщают в министерстве, 90% пакета, распределенного якобы среди трудового коллектива, сосредоточены в руках 6 менеджеров компании. По слухам, далее пакет будет перепродан структурам, близким к губернатору-олигарху Роману Абрамовичу, каковые структуры, по предположениям, и стоят за всей приватизационной операцией.
В "Домодедовских авиалиниях" эти реальные подозрения министерства (заниженная оценка и сговор с будущим покупателем), естественно, решительно отвергают, а формальные поводы иска называют надуманными. Однако прямые ссылки на нарушения положений закона "О приватизации" делают позиции мингосмущества весьма сильными. Впрочем, конфликт этот не критический: в министерстве подчеркивают, что не отказываются от приватизации компании, но хотели бы пересмотреть сумму, вырученную от нее. Можно предположить, что после судебных тяжб и мировых переговоров цена пакета все же будет пересмотрена. Ведь если учесть, что стоимость одного ИЛ-96 - около $30 млн. (а их у ДАЛ - три, плюс еще 21 самолет), то даже при увеличении цены продажи 50%-ного пакета в несколько раз сделка все равно остается исключительно выгодной.
16 ОКТЯБРЯ, ВТОРНИК
Главное событие вторника, которого не будет: Совет директоров "Газпрома", который должен был обсуждать кадровые проблемы и выпуск еврооблигаций, не состоится
По сведениям "Полит.Ру", отмена назначенного на этот день совета директоров связана с рядом конфликтных обстоятельств. Во-первых, на очередном заседании правления в прошлый понедельник заместитель председателя правления "Газпрома", руководитель департамента по управлению имуществом и председатель совета директоров "Газпром-Медиа" Александр Казаков заявил о своей отставке. При этом демарш Казакова носил публичный, подчеркнуто резкий характер и был направлен непосредственно против нового назначенца - председателя правления Алексея Миллера. Однако освободить Казакова с занимаемой должности может лишь совет директоров. В пятницу, как известно, в отставку подали председатель правления "Газпром-Медиа" Альфред Кох и его заместитель Резников, непосредственно осуществлявшие операцию по отъему активов у Владимира Гусинского, а правление "Газпрома" приняло решение о продаже медийных активов. Впрочем, некоторая неопределенность с отставками сохраняется, и все они официально не подтверждены.
Однако не менее конфликтным выглядит и главный вопрос официальной повестки предполагавшегося совета директоров: о размещении еврооблигационного займа. Объем планируемых "Газпромом" заимствований должен составить до $500 млн, а лид-менеджерами выбраны Credit Suisse First Boston и Schroder Salomon Smith Barney. Но этот план, с одной стороны, в данный момент представляется экспертам экономически нецелесообразным, а с другой - провоцирует конфликт "Газпрома" с правительством, которое также намерено вскоре выйти на рынок еврооблигаций и справедливо опасается, что "Газпром" рынок испортит.
подробности: Заимствовать нельзя не заимствовать. Эксперты о проблемах и перспективах предполагаемого займа)
Коллегия Минфина РФ рассмотрит концепцию единой системы управления госдолгом: тяжба о трех департаментах
Ситуацию с обсуждением концепции комментирует директор Экспертной группы Максим Куликов :
Основные положения концепции особых споров не вызывают и основаны на уроках кризиса 1998 г.: необходимость координации внутренних и внешних заимствований, увязка долговых обязательств с другими бюджетными обязательствами в рамках среднесрочного планирования, активная работа на вторичном рынке по сглаживанию долговых платежей. Спорным является вопрос о создании специализированного долгового агентства, которое самостоятельно осуществляло бы оперативное управление долгом. С одной стороны, самостоятельность помогла бы ему вырваться из прокрустова ложа тарифной сетки и привлечь по-настоящему квалифицированных специалистов. С другой стороны, в России исторически сложился так называемый "немецкий" тип государственного управления, который характеризуется строгой иерархичностью и контролем за всеми процессами, а не только за результатом. Пока в России нет ни традиций, ни методической базы оценки деятельности самостоятельных государственных агентств, что предполагает определенные риски при его создании.
Однако вопрос об агентстве вряд ли станет камнем преткновения при обсуждении концепции. На первый план выйдет вопрос об институциональном оформлении принципа единого управления госдолгом. В настоящее время в Министерстве финансов вопросами государственного долга занимаются три департамента, еще один департамент рассматривает вопросы государственных гарантий. Единая система управления долгом плохо согласуется с подобным положением вещей, поэтому потребуется значительная перестройка. Подобные перестройки всегда и везде v процесс крайне болезненный. По-видимому, Коллегия примет решение о доработке концепции, а в конце месяца доработанная версия будет представлена в Правительство.
17 ОКТЯБРЯ, СРЕДА
Президент Венесуэлы Уго Чавес прибудет в Вену для переговоров с генеральным секретарем ОПЕК Али Родригесом-Араке и другими представителями стран-экспортеров
Встреча в Вене состоится 17 октября, а расширенное совещание, в котором примут участие нефтеэкспортеры, причем не только страны ОПЕК, пройдет 18-20 октября в Лиссабоне. По итогам этого тура консультаций вполне может быть принято решение о снижении добычи нефти. Оно будет принято за месяц до официальной встречи ОПЕК и при участии стран, не входящих в картель (прежде всего - России и Мексики).
Пока руководители ОПЕК и министры нефтяных государств говорят о снижении квот на 0.5-1 млн барр/день. Цена "корзины ОПЕК", составленной из разных сортов нефти, уже почти три недели не превышает $22/барр, и, по правилам ОПЕК, добыча должна быть сокращена. Теперь ОПЕК предстоит либо признать, что мировая рецессия и давление американских партнеров по "антитеррористической коалиции" вынуждает нефтяные страны снизить ценовой коридор с $22-28 до $20-25 за баррель (именно такова была "просьба" США), либо - в согласии с прежней стратегией - уменьшить квоты.
Последнее решение вполне вероятно, однако ему препятствуют два обстоятельства. Во-первых, Саудовская Аравия, и так вызвавшая недовольство Запада отказом принять Тони Блэра и арестовать "счета террористов", опасается дальнейшего ухудшения отношений с США и, несмотря на декларированные намерения уменьшить поставки в Европу, вероятно, воздержится от заметного сокращения. Во-вторых, картель пока не добился согласия России и Мексики на участие в снижении экспорта. Наоборот, глава Минэнерго Игорь Юсуфов заявлял, что мы готовы компенсировать ЕС возможное снижение поставок из Персидского залива. Мексика охотно сделает то же самое для США. С другой стороны, российский министр заявил, что Россия сделает все возможное для стабилизации цены на уровне $23 за баррель, т.к. этот уровень заложен в оптимистическом варианте бюджета. В то же время Россия надеется избежать сокращения своих поставок.
Впрочем, к ноябрю-декабрю, по словам Юсуфова, экспорт нефти из России снизится по объективным причинам: начинается отопительный сезон. Если ОПЕК решит подождать еще несколько недель, на цене нефти скажется сезонная динамика спроса: к зиме потребление энергоресурсов увеличивается. Вопрос в том, насколько сильным будет корректирующее влияние рецессии, т.е. будет ли в этом году спрос на нефть увеличиваться обычными темпами. Если спрос будет расти меньше, чем обычно, то, по словам американских аналитиков, вопрос для ОПЕК будет уже не в том, чтобы удержать цены на уровне $25/барр, а в том, чтобы не допустить снижения до $16/барр. Как известно, такое снижение считается критическим для российского бюджета.
В Думе не будет рассматриваться во втором чтении блок законов из пакета судебной реформы
Согласно плану работы Думы в этот день предполагается рассмотреть во втором чтении законопроекты "О внесении изменений и дополнений в Закон "О статусе судей" (по вопросу порядка наделения полномочиями судей), "О внесении дополнения и изменений в статьи 13 и 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" (по вопросу порядка наделения полномочиями судей), "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Конституционном Суде" (в части изменения статуса судей КС и уточнения механизма исполнения решений КС), однако рассмотрение законопроектов будет отложено и перенесено, видимо, на следующую неделю. Окончательно вопрос решится на заседании совета Думы во вторник, тогда же станет ясно, какие вопросы поставить в повестку дня вместо судейских.
Дума рассмотрит поправки к закону "О государственных пенсиях", касающиеся права работающих пенсионеров получать пенсии, исчисленные с применением индивидуального коэффициента пенсионера
В окружении главы Пенсионного фонда Зурабова на обсуждение закона в Думе смотрят с откровенным раздражением. Здесь говорят, что в пакете законов по пенсионной реформе эта норма и так предусмотрена, а потому функционеры фонда подозревают депутатов, во-первых, в популизме, а во-вторых, в желании ввести норму задним числом, т.е. заставить выплатить невыплаченное. Однако денег на это нет, уверяют в фонде, а потому губернаторы прислушаются к доводам Зурабова и заблокируют поправку. Наконец, считают пенсионные функционеры, популистское рвение депутатов вообще ставит под удар сложный финансовый маневр с началом работы накопительного механизма.
В комитете по труду и социальной политике Думы на эти аргументы реагируют не менее резко: "Они, как всегда, лукавят, потому что внесенный ими проект закона говорит о том, что работающий пенсионер может получать пенсию в пределах базовой части, то есть 600 рублей. А страховая и накопительная ему не будет выплачиваться. А в этом проекте предлагается работающему пенсионеру получать и зарплату, и пенсию. Дополнительных пенсионных средств на это не надо. Если человек не будет работать, то он будет получать пенсию, а если он будет работать - все равно он свою пенсию получает! Наоборот, если человек работает, то он платит в Пенсионный фонд отчисления с заработной платы". Не может помешать, считают в комитете, нововведение и реформаторскому маневру: "На первое января этого года переходящий остаток пенсионного фонда - 89 млрд рублей. Это целевые деньги, поэтому в течение всего года их не используют и они пропадают в Центральном Банке, их инфляция съедает каждый месяц. В проектах законов по пенсионной реформе написано, что источником для реформ являются переходящие пенсионные средства". Необходимость внесения изменений в "старое" законодательство в комитете объясняют тем, что в отношении пакета законов по реформе Пенсионный фонд будет настаивать, что они реализуют единую концепцию и обсуждаться должны комплексно. "Если пройдет этот закон, который будет обсуждаться в Думе в среду, тогда будет проще внести эти нормы через поправки во внесенный пакет", - считают в комитете.
Состоится заседание комитета по вопросам реформирования при совете директоров РАО ЕЭС
Это уже третье заседание комитета, образованного решением совета директоров в конце августа. Фактически комитет был учрежден как компромиссный институт контроля со стороны совета директоров за действиями менеджмента компании в процессе реформирования. В комитет вошли наряду с двумя представителями менеджмента компании (Синюгин, Колесников) два представителя миноритарных акционеров, представитель ЕБРР, а также представители мингосимущества, минэкономразвития (замминистра Шаронов) и минэнерго, возглавил комитет член совета директоров РАО, менеджер "Брансвик Кэпитал Менеджмент" Дэвид Херн. Главными вопросами заседания 17 октября будут обсуждение создания федеральной сетевой компании, учредительные документы по созданию торговой системы (АТС), а также инвестиционные механизмы и работа управляющих компаний, кроме того - информационное сообщение о ходе реформированию "Белгородэнерго".
На конференции московского отделения партии "Единство" проголосуют кандидатов в Мосгордуму, поддерживаемых партией
На среду намечено проведение второго этапа конференции. Само по себе московское отделение "Единства" - организация вполне номинальная, а первый этап конференции 5 октября носил характер скорее комический. В связи с внезапной реанимацией планов объединения с "Отечеством" "Единство" отказалось от выдвижения своего списка кандидатов в московскую Думу, хотя сама эта возможность играла существенную роль в "объединительной" интриге: "Единство" всерьез угрожало выдвижением собственного нелояльного в отношении мэра списка, а мэр Лужков всерьез опасался этого. В результате "Отечество" и "Единство" договорились о координации и согласовании поддерживаемых кандидатов. Однако окончательное утверждение согласованных кандидатов было отложено на 17 октября, т.е. на время после съезда "Отечества", на котором Лужков должен был в соответствии с договоренностями провозгласить курс на решительное объединение. По нашим сведениям, в согласованном списке кандидаты "Единства" останутся в качестве коалиционных в 8-10 округах. Конференция механически утвердит эту схему.
18 ОКТЯБРЯ, ЧЕТВЕРГ
На заседании правительства будет обсуждаться ситуация с рыбными аукционами. Минэкономразвития выяснило, что воруют по науке
Предложения Минэкономразвития сводятся к следующему: предлагается развивать и совершенствовать в следующем году практику рыбных аукционов, увеличив задание по ним до 7 млрд руб. (в этом году на них получено 6,6 млрд). Минэкономразвития считает, что распределяться на платной основе должны все квоты, за исключением квоты для личного пользования народов Севера и Дальнего Востока. Выручка от продажи квот будет поступать в казначейство, а затем делиться между федеральным и региональными бюджетами.
По словам руководителя агропромышленного департамента министерства г-жи Масленниковой, совершенствование системы распределения квот будет проходить в двух направлениях. Во-первых, министерство предлагает увязывать размер квоты, предоставляемой региону, с уровнем выполнения им налогового плана, т.е. тем, кто недоплатил налогов, квота на следующий год будет урезаться. Вторая мера - резкое сокращение объема бесплатных квот на научные цели. Как совершенно неожиданно обнаружило министерство, так называемые контрольные выловы биоресурсов в научных целях составляют довольно значительную долю общего вылова рыбы, а по некоторым особо популярным биоресурсам ситуация и вовсе выглядит невероятно: "на науку", т.е. бесплатно, в этом году было отдано почти 70% годового улова краба!
Впрочем, реализация новаторских антинаучных начинаний минэкономразвития потребует политической осторожности: сопротивление аукционам со стороны приморских губернаторов все еще очень велико. Недавно они написали Президенту письмо, в котором выразили свою крайнюю озабоченность аукционами.
В Думе будут рассматриваться поправки к законам о приватизации и о СРП
В Думе во втором чтении будет рассматриваться блок поправок к приватизационному законодательству. Наиболее одиозно выглядит предполагаемая поправка к 29 статье закона и поправка к закону "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы", предоставляющая депутатам и сенаторам право обращения с исковыми заявлениями в суд о признании недействительными сделок приватизации государственного и муниципального имущества.
Заместитель руководителя фракции "Яблоко" Сергей Иваненко (фракция была основным разработчиком закона о СРП) так прокомментировал нам перспективы принятия поправок:
"По вопросу о публикации есть одно ограничение, которое почти непреодолимо, оно связано с положением Гражданского кодекса о коммерческой тайне. Большинство сведений о балансе, планируемых прибылях и издержках являются коммерческой тайной, и обязать публиковать их невозможно. Хотя, в принципе, идея хороша, и мы предложили внести поправки с учетом этого, чего, однако, сделано не было. Есть еще технические проблемы: соглашения содержат тысячи страниц технического текста, и опубликовать это невозможно. Кроме того Гражданский кодекс гарантирует сохранение коммерческой тайны для российских предприятий - закон же должен быть одинаков ко всем, а эти поправки дискриминируют компании, участвующие в СРП. Мы в первом чтении этот закон не поддержим.
Что касается второго законопроекта, то здесь абстрактно идея также хороша. Существует проблема, что работы не начинаются длительное время после подписания соглашения. Возражение вызывает формальный подход - ограничение двумя годами после подписания соглашения. Ведь задержки возможны не только по вине инвесторов, но и по причине непринятия необходимых нормативных актов. Отсчитывать время можно только после принятия необходимых законов и постановлений правительства. Пример - "Сахалин-3", где соглашение подписано в 1993 году, а до сих пор многих необходимых правовых актов не существует. Так что механически этот вопрос решать нельзя. Но мы решили поддержать закон в первом чтении, поскольку такие поправки можно внести в ходе подготовки ко второму чтению".
19 ОКТЯБРЯ, ПЯТНИЦА
Президент Путин прибудет в Шанхай для участия в саммите организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и встретится с председателем КНР Цзян Цзэминем
Это первая встреча на таком уровне после взрывов 11 сентября, что и определит ее главный контекст. Предполагается, что лидеры двух стран обсудят ситуацию вокруг Афганистана и, по всей видимости, постараются согласовать интересы и видение судьбы Афганистана после свержения режима талибов; будет обсуждаться, естественно, и сотрудничество в борьбе с международным терроризмом, после чего российский президент и китайский председатель перейдут к более традиционным, но не менее животрепещущим темам российско-японских экономических отношений. На следующий день, 20 октября, откроется девятый саммит АТЭС, который, как можно предположить, также будет проходить под знаком новой международной ситуации.
Дума рассмотрит во втором чтении проект бюджета 2002 г.
Глава бюджетного комитета Думы Александр Жуков на прошедшей неделе высказал мнение, что проект бюджета будет принят во втором чтении, однако предполагается "большое количество недовольных распределением финансовых средств по разделам". Прохождение бюджета скорее всего обеспечит "бюджетная коалиция", которая окончательно договорится о распределении дополнительных доходов по соответствующим статьям в первой половине недели.
ТЕМА ВЫПУСКА: Кто приедет в Россию из «нового зарубежья»? Прогноз иммиграции в 2002-2006 гг.
В 1990-е годы среди факторов, формирующих прирост населения России, необычно большое место заняла миграционная составляющая. Чистая миграция в Россию из новых независимых государств, возникших после распада СССР, более чем вдвое превысила соответствующий показатель предыдущего десятилетия. Однако в конце 1990-х годов имел место заметный спад миграционных потоков: в 2000 г. в Россию прибыло 350 тыс чел. - в 3,3 раза меньше, чем в пиковом 1994 г. Несмотря на это страны СНГ и Балтии остаются наиболее вероятными поставщиками иммигрантов на ближайшие годы. Насколько можно рассчитывать на приток иммигрантов оттуда?
В целом эмиграционный потенциал стран СНГ и Балтии на ближайшие 6-8 лет, по нашей оценке, составляет 7,5 миллионов человек. Это, однако, ничуть не значит, что все они действительно приедут в Россию. Напротив, как показывают расчеты, при всех трех сценариях развития событий (инерционном, предполагающем сохранение тенденций и предыдущих лет, оптимистическом, подразумевающем опережающий экономический рост в России в ближайшие годы, и конфликтном, ориентирующемся на возможность эскалации напряженности и конфликтов в Средней Азии) сальдо миграции Российской Федерации со странами СНГ и Балтии может варьироваться (округленно) в пределах от 240 до 520 тысяч человек. По всем вариантам максимальный годовой прирост населения России за счет миграции вряд ли превысит 0,5 миллиона человек и, скорее всего, составит от 300 до 350 тысяч человек. При этом, по расчетам демографов, в первой четверти XXI века только для восполнения естественной убыли населения России необходима среднегодовая чистая миграция на уровне от 700 тысяч до 1 миллиона человек (в зависимости от варианта прогноза рождаемости и смертности). Миграционный потенциал нового зарубежья, сформировавшийся на данный момент, не позволяет обеспечить такой прирост. Ни о каком сколько-нибудь значимом вкладе миграции в решение демографических проблем России в ближайшие годы сегодня и речи быть не может.Подробнее - в прогнозе Демоскопа: Кто приедет в Россию из «нового зарубежья» в 2002-2006 годах?