Мощное наступление Генштаба на саму идею альтернативной гражданской службы (АГС), приведшее к известному скандалу, удалось во многом остановить: в субботу комиссия под руководством Клебанова согласовала проект закона об АГС, в котором военные отступили по многим позициям. Как заявил в воскресенье в программе "Времена" на ОРТ Эдуард Воробьев, один из авторов согласованного проекта, срок альтернативной службы остается единственной позицией, по которой не удалось достигнуть согласия. У Генштаба иное мнение: генерал Путилин считает крайне важным утвердить доказательный принцип получения права на гражданскую службу. И в том же прямом эфире лидер СПС Борис Немцов фактически обвинил Минобороны в отказе от реформы призыва в армию вопреки уже достигнутым договоренностям: служба по контракту - "не панацея от всех бед", говорит Путилин.
Ситуация вокруг АГС понятна: либералы не особо рассчитывают на Думу, которой правительство оставит право решать вопрос о сроке службы; военные пока не уверены, что выиграли доказательный принцип. По формулировке министра Починка, призывные комиссии должны будут иметь "веские основания" для отказа в альтернативной службе, а призывник получит право обращаться в суд. Путилин, начальник Главного оперативного мобилизационного управления (ГОМУ) Генштаба, в эфире ОРТ заявил, что принцип получения права на АГС должен быть безусловно доказательным, иначе АГС превратится в лазейку для повального уклонения с ущербом для обороноспособности страны. Борис Немцов парировал: вместо ужесточения отсева следует повышать привлекательность самой срочной службы, сегодня представляющей собой такой налог на бедных, которые не могут откупиться взяткой. По информации "Полит.Ру", аппаратная борьба вокруг правого плана реформы призыва в армию сильно накалилась: военные стараются как можно дальше отодвинуть начало реформы.
25 января на заседании временной рабочей группы при ГОМУ Генштаба, созданной по поручению Совета Безопасности, Генштаб предложил провести в конце июля "открытый тендер" на программу реформы, с тем чтобы она была разработана к концу года. Одновременно, по сведениям от источника, участвующего в переговорах в Кремле и с Генштабом, Генштаб активно борется за то, чтобы в президентском Послании не были указаны конкретные даты. По мнению источника, это "план уничтожения военной реформы". Ключевое значение будет иметь второе совещание в правительстве с участием премьер-министра, намеченное на начало марта: если по его итогам будет объявлено о готовности приступить к новой форме призыва (6-8 месяцев) с осени 2003 года, эта же дата будет отражена в Послании. Кроме самого Касьянова, который, по сведениям "Полит.Ру", в разговоре с Чубайсом назвал правый план реформы призыва правительственным приоритетом, план ИЭПП поддерживают Волошин и Лужков. Министр обороны устранился от этой темы, отдав Генштабу всю инициативу. Руководство Совета Безопасности занимает осторожно-нейтральную позицию. Впрочем, по мнению другого источника, Генштаб пошел на определенную уступку, согласившись решать вопрос о реформе к концу года, а за идеей проведения тендера стоят его финансовые претензии.
Полковник в отставке Виталий Цымбал, сотрудник ИЭПП и член рабочей группы, в разговоре с "Полит.Ру" выразил удовлетворение самим фактом её создания, однако, ссылаясь на генерала Путилина, объявившего, что работа группы будет предельно гласной и открытой, отмечает её недостаточно публичный характер. По словам Цымбала, за первым организационным совещанием пока так и не последовали конкретные шаги. "Мы теряем время", - говорит Цымбал.
Тактика Генштаба в условиях пассивной позиции министра вполне понятна: февраль - ключевой период в борьбе за военную реформу. Добившись мягкой формулировки в Послании Путина, реакционная группа в Генштабе одержит крупную аппаратную победу, и тогда та или иная формулировка в законе об АГС станет уже по-настоящему существенной.