Стратегия развития города становится одной из значимых тем общественного обсуждения в России. Идет работа над новой стратегией развития Москвы. Чтобы не изобретать велосипед имеет смысл присмотреться к международному опыту обсуждения и решения городских проблем.
В 1960-е гг. в дублинском районе Баллимун (Ballymun) началась энергичная застройка, отвечавшая передовым градостроительным веяниям того времени. До того беднота столицы Ирландии жила в разваливающихся домах в центре города. Прежние жители этих домов – состоятельные люди – переехали в более новые и престижные постройки. По мере освобождения помещений в тесноте (иногда по две семьи в одной комнате) обосновались малообеспеченные дублинцы. Эти здания всё больше ветшали, и жить в них становилось опасно. Городское правительство решило их снести, а вместо них построить для жителей новые дома на пустующей территории в 6,5 км. от центра.
Чтобы решить проблему в максимально сжатые сроки и с минимальными бюджетными затратами, городские власти организовали строительство многоквартирных домов. В результате построили 10 четырехэтажных домов, 19 восьмиэтажек и 7 пятнадцатиэтажек («башен»). Башни назвали в честь семерых лидеров Пасхального восстания 1916 г. – Thomas Clarke, Sean MacDermott, Patrick Pearse,Thomas MacDonagh, Eamonn Ceannt, James Connolly и Joseph Plunkett. В 1966 г. началось заселение. Поначалу люди были очень довольны, потому что у них, наконец, появились свои квартиры с водопроводом, горячей водой, центральным отоплением, ванными комнатами и прочими прежде отсутствовавшими удобствами.
Однако вскоре выяснилось, что магазинов в районе нет и в ближайшее время не будет. Кроме того, в районе, вопреки исходному плану, не было не то что парков, зон отдыха и детских площадок, но даже деревьев. На создание инфраструктуры бюджета просто не хватило. Работать в Баллимуне тоже было негде, а добираться до более обжитых частей города было трудно (хотя район находится сравнительно недалеко от центра). В результате те, у кого появлялись какие-то деньги, старались переселяться в более благоустроенные места. К середине 1980-х гг. Баллимун стал образцовым неблагополучным районом, где половина трудоспособных жителей были безработными, число наркоманов и алкоголиков стремительно возрастало, а многие квартиры пустовали, потому что там никто не хотел селиться.
В 1997 г. Дублинский городской совет принял решение перестроить Баллимун и интегрировать его в жизнь города. Проект планируется завершить в 2013 г. Деятельность по реабилитации района стала одним из экспериментов, за которым пристально наблюдали участники всеевропейского исследовательского проекта LUDA Project (2004-2006 гг.). LUDA Project был частью более широкой программы, инициированной Еврокомиссией с целью повысить качество жизни в европейских городах.
LUDA расшифровывается как Large Urban Distressed Areas (большие бедствующие городские пространства). Организаторы проекта исходили из того, что «городские территории страдают от бедствий экологического, экономического и социального характера, в результате чего назревает политическая необходимость принимать меры, чтобы оперативно улучшить в них качество жизни. Главная проблема здесь состоит в том, чтобы выработать интегрированный стратегический подход, направленный на экологичное и сбалансированное (sustainable) восстановление и перестраивание этих пространств». В первом приближении проблема выглядит крайне обобщенно: «Сейчас плохо. Как сделать так, чтобы было хорошо?».
«Плохо» и «хорошо» весьма относительны. В одном случае «плохо» - это когда одни городские пространства пустуют, из-за того что там по каким-либо причинам слишком трудно жить, а другие становятся перенаселенными, потому что туда устремились жители неблагополучных зон. В другом случае «плохо» - это когда жизнь вроде бы налажена, но есть неочевидные мелочи, которые, тем не менее, досаждают: например, недостаточное количество общественных туалетов. Есть, наконец, стихийное «плохо», когда, к примеру, население лишается жилья из-за землетрясения.
Далее, возникает вопрос локализации проблемы, а также определения типа инструментов ей соразмерных.
Например, существуют целые концепции, согласно которым уровень преступности в том или ином районе зависит от архитектурных особенностей застройки (архитектурный детерминизм) и от планировки. Эту идею, в частности, разрабатывал американский архитектор и урбанист Оскар Ньюман (Oscar Newman) в книге “Creating Defensible Space” (Создание защищенного пространства). Согласно его теории, планировка района должна оставлять хороший обзор, чтобы жители сами могли осуществлять контроль над происходящим. Кроме того, он считал, что высокие жилые дома, которые в большом количестве строились в 1960-е гг., создают нездоровую атмосферу. Здесь с ним сходится Никос Салингарос (Nikos Salingaros) – математик, урбанист, который считает, что городская застройка должна обязательно соответствовать по масштабам размерам человеческого тела, а гигантские дома непрактичны и вредны.
Еще один вопрос: кто будет принимать решения, определяющие облик перестроенной территории? Этим могут заниматься городские власти или специалисты из компании, занимающейся проектом. Сторонники так называемой «пиринговой урбанистики» (P2P urbanism) считают, что определять планировку территории и архитектуру домов должны сами жители соответствующей области, потому что они знают свои потребности гораздо лучше, чем абстрактный архитектор, который даже не будет там жить. Для того, чтобы любой человек мог сам спроектировать себе дом, существует система «шаблонов», то есть уже готовых и рассчитанных форм, которые можно комбинировать и адаптировать под конкретные нужды. Список этих шаблонов еще в 1970-е гг. разработал архитектор Кристофер Александер (Christopher Alexander), не оказавший тогда большого влияния на урбанистику, но снискавший большую популярность среди программистов. Предполагается, что различные сообщества будут обмениваться опытом и таким образом обустраивать свои территории без помощи архитекторов-варягов. Нельзя сказать, чтобы эти шаблоны сейчас пользовались большой популярностью, но движение существует и в теоретическом плане согласуется со многими положениями, распространенными в современной прогрессивной урбанистике.
«Хорошо» в применении к городам сейчас зачастую выражается в терминах “livable” (удобный для жизни) и “sustainable” (экологичный/сбалансированный) (о специфике перевода этих терминов на русский язык рассказывал Михаил Блинкин в лекции «Транспорт в городе, удобном для жизни»). Что именно следует считать удобным и сбалансированным, опять же, зависит от каждого конкретного случая и от способа описания.
LUDA Project представляет собой одну из попыток сформировать комплексный подход к делу, то есть создать общую схему, включающую в себя диагностику, оценку ситуации, постановку задачи и способы ее решения. Главным продуктом проекта стал электронный справочник (E-Compendium), состоящий из семи разделов и задуманный как первичное руководство к действиям. Проект был рассчитан в первую очередь на улучшение европейских городов, но он учитывал и опыт городов за пределами Европы. Задачи справочника состоят в том, чтобы, во-первых, познакомить читателей с основными принципами предлагаемого подхода, а во-вторых, помочь ему сориентироваться в конкретной ситуации и подобрать соответствующий ей способ действий. Помимо справочника, сайт проекта содержит также иллюстрирующие материалы и ссылки на партнерские организации, занимающиеся исследованиями в области урбанистики.
Подход, разработанный LUDA Project, относится к числу тех современных теорий урбанистики, которые противопоставляются централизованному (top-down) принципу градостроительства, когда план застройки разрабатывается властями, а мнение общественности большой роли не играет. В системе LUDA Project есть несколько ключевых принципов, сформулированных в первом разделе Компендиума.
Во-первых, любая стратегия городского развития должна быть сбалансированной (sustainable), то есть в равной мере учитывать социальные, экономические и экологические факторы. Во-вторых, каждая программа должна определяться сообществом (community-based approach). Под сообществом имеются в виду жители той территории, которую нужно усовершенствовать. Сообщества могут дробиться на более мелкие группы – по территориальному признаку или по социальному положению. Предполагается, что у каждого сообщества есть свои ценности, потребности и приоритеты и что если нужно повысить качество жизни в определенной области, то имеет смысл изначально ориентироваться на запросы тех, кто там живет. Потребности сообществ устанавливаются в ходе специальных собраний, во время которых все участники (представители сообщества) делятся своими соображениями по тому или иному вопросу.
Третий важный принцип такого подхода – это прозрачность и обязательная отчетность. Бюджет, выделенный на перестройку территории, обычно находится в распоряжении организации, которая отвечает за проект. Организация должна находиться в постоянном контакте с сообществом, регулярно оценивать результаты своей работы, исходя из сформулированных с самого начала целей, и информировать сообщество о достижениях и затратах. Всё это делается для того, чтобы жители территории принимали как можно большее участие в ее реорганизации. С одной стороны, это должно способствовать эффективности процесса, а с другой, - повышать стабильность улучшений.
В наиболее общем виде последовательность действий выглядит так:
Каждый этап предполагает внесение нового содержания и получение некоторой ответной реакции, которая позволяет скорректировать действия.
Второй, третий, четвертый и седьмой разделы Компендиума посвящены детализации принципов, описанных в первом разделе. Это текстовые документы, снабженные многочисленными перекрестными ссылками, а также ссылками на внешние источники. Содержание этих разделов формировалось на основе часто задаваемых вопросов.
Пятый раздел предлагает инструмент, который в соответствии с введенными параметрами подбирает варианты приблизительных решений для заданной ситуации. Параметры отражают ту систему описания, которая принята в этом подходе. Для каждого параметра нужно выбрать наиболее подходящий пункт из прилагающегося списка. При подборе решений учитываются стадия работы с проблемой, полномочия и положение участников (простые граждане, планировщики, инвесторы и т.д.), специфика проблемы, масштабы проекта и предполагаемые временные рамки. Исходя из комбинации параметров выдается список возможных методов, точнее ссылок на их описания. Каждая ссылка содержит характеристику, в которой сообщается, популярный это метод или, наоборот, экспериментальный.
Шестой раздел содержит отчеты о 12 конкретных случаях реорганизации городов, которые участвовали в LUDA Project. Это наглядные примеры, иллюстрирующие подход, описанный в Компендиуме.
Ответственной за выполнение программы по реабилитации района была назначена государственная компания Ballymun Regeneration Ltd (BRL). С самого начала было решено по всем вопросам консультироваться с местным населением и по возможности привлекать его к сотрудничеству. То есть стратегия строилась на основании пожеланий и опасений местных жителей, высказанных в ходе собраний. Информация о времени проведения собраний и их целях распространялась заранее. На первом собрании (в нем участвовали все желающие) людей попросили представить себе, как мог бы выглядеть Баллимун к 2020 г. Потом их прогнозы обобщили и получили пять вариантов:
В дальнейшем на основании положительных прогнозов разработали систему индикаторов, чтобы оценивать успехи проекта. На следующем собрании выделили приоритетные, по мнению жителей, задачи. Затем разработали программу действий. Район решили разделить на пять округов, чтобы в каждом были магазины, школы, детские площадки и зоны отдыха. Старые жилые здания подлежали сносу, а вместо них строились новые дома высотой не больше 4 этажей. К настоящему моменту из семи 15-этажных башен осталась одна (по имени Joseph Plunkett). Остальные постепенно расселяли и разрушали (процедура сноса вызывала у общественности большой энтузиазм). Кроме того, планировалось оптимизировать систему пешеходных дорог и транспортного сообщения и создать несколько парков, а также интегрировать Баллимун в жизнь Дублина – то есть сделать так, чтобы там было что посмотреть жителям других районов.
Сейчас в Баллимуне продолжают строить жилые дома (как муниципальные, так и частные), созданы парки, детские площадки, торговые центры, гостиницы. Кроме того, там открылся магазин IKEA, благодаря чему рабочих мест стало больше. Еще там появились большой открытый рынок, куда приезжают люди из других районов, футбольный клуб и культурный центр, где устраивают концерты.
BRL на своем сайте регулярно публикует отчеты о проделанной работе и сообщает о дальнейших планах. По данным этих отчетов, экономика в Баллимуне за время действия проекта развивалась быстрее, чем в остальных частях Дублина. Правда, затраты на реорганизацию района оказались больше, чем планировалось изначально. В отчетах это объясняется тем, что больших вложений потребовали услуги консультантов — архитекторов, дизайнеров и экологов. Кроме того, как гласит отчет 2008 г. (.pdf), социальная реабилитация жителей остается на довольно низком уровне. Успеваемость в школах неудовлетворительна, а «преступность и антиобщественное поведение представляют собой потенциальное препятствие для планомерного осуществления программы». Авторы отчета связывают это с тем, что в первое время таким проблемам уделялось слишком мало внимания, но говорят, что теперь ими займутся всерьез. Проект должен завершиться только в 2013 г., поэтому окончательно оценить его итоги пока невозможно.