будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Мир
Илларионов Андрей

Грузия и Южная Осетия: финансовый аспект

В обсуждении конфликта вокруг самопровозглашенных образований на Южном Кавказе есть разные аспекты – политический, гуманитарный, этнополитический, правовой, военный и др. Одним из важных аспектов является также экономический . Предметом дискуссий является характер использования зарубежной помощи как Грузией, так и ее фактически отделившимися экс-автономиями. Мы публикуем количественный анализ некоторых аспектов этой проблемы, сделанный известным экономистом, экс-помощником президента России по экономическим вопросам, президентом Института экономического анализа, старшим научным сотрудником Института Катона Андреем Илларионовым. Автор сам обозначает границы рассмотрения – речь идет только о Грузии и Южной Осетии, более того – в последнем случае только о структурах администрации Эдуарда Кокойты. При этом не учитывается помощь неправительственным организациям и т.д. Мы надеемся познакомиться с анализом и других аспектов этой проблемы.

Следует оговорить еще один терминологический вопрос. Вызывает сомнения авторская характеристика августовского конфликта как «российско-грузинской войны», точнее – ее «острой фазы». Конфликт имел и имеет достаточно сложную, меняющуюся внутреннюю структуру. События августа были многообразны, включая обострение по линии взаимных грузинско-югоосетинских провокаций, попытку силового получения контроля над де-факто сепаратизировавшимся образованием, российскую силовую операцию по подавлению силовых операций Грузии и разрушению ее военной инфраструктуры и т.д. С этой точки зрения, указанное обозначение выглядит несколько неточным и упрощенным, но это и не является предметом непосредственного анализа в данной статье.

В обсуждениях последнего времени неоднократно возникала тема субсидий, предоставляемых Грузии со стороны стран Запада, прежде всего США. Высказывались мнения, согласно которым бюджет и экономика Грузии преимущественно или даже полностью держатся на американских грантах. Так ли это? Вопрос заслуживает внимательного рассмотрения.

Источником данных о грантах и субсидиях, полученных грузинскими властями, выступают Министерство финансов Грузии и МВФ. Следует иметь в виду, что речь идет не о кредитах и инвестициях, а именно о грантах и субсидиях, действительно полученных Грузией, - а не обещанных, объявленных, включенных в бюджеты стран-доноров или даже израсходованных ими; о средствах, полученных грузинским государством, а не частными лицами, неправительственными организациями или коммерческими компаниями.

Таблица 1. Все бюджетные гранты, полученные Грузией в 1995-2008 гг. 
 
Показатели
 
1995
 
1996
 
1997
 
1998
 
1999
 
2000
 
2001
 
2002
 
2003
 
2004
 
2005
 
2006
 
2007
 
2008 оценка
В млн дол.
54
56
19
22
24
7
23
10
23
65
58
94
62
366
В % к бюджетным доходам
 
26,1
 
14,4
 
3,4
 
4,0
 
5,6
 
1,5
 
4,3
 
1,9
 
3,5
 
5,5
 
3,7
 
4,5
 
2,1
 
9,3
В % к ВВП
2,8
1,9
0,5
0,6
0,9
0,2
0,7
0,3
0,6
1,3
0,9
1,2
0,6
2,7
На душу населения, дол.
 
11
 
12
 
4
 
5
 
5
 
2
 
5
 
2
 
5
 
15
 
13
 
21
 
14
 
83
Источник: Министерство финансов Грузии, МВФ.

Данные таблицы 1 показывают, что финансовая помощь Грузии со стороны внешнего мира действительно существует. Однако ее фактические размеры не имеют ничего общего с популярными представлениями о тотальной зависимости страны от внешних доноров. Размеры помощи – по любым критериям – вряд ли могут быть названы значительными. Кроме того, в последние годы (за исключением нынешнего года) относительные показатели (в процентах к бюджетным доходам, ВВП, на душу населения) внешней помощи, полученной Грузией, заметно снизились по сравнению с серединой 1990-х годов, когда она превышала четверть бюджетных доходов (как, например, в 1995 г.). Заметный рост помощи в уходящем году также объясним – реакцией международного сообщества на внешнюю агрессию и иностранную интервенцию против Грузии.

Данные о грантах, полученных Грузией от США, ограничены периодом последних 5 лет. США предсказуемо сохранили за собой роль крупнейшего донора Грузии. Абсолютные размеры помощи, предоставляемой Грузии со стороны США, не имеют в последние годы какой-либо очевидной тенденции, а ее относительные размеры – на душу населения – колеблются на уровне около 10 дол. в год. 

Таблица 2. Бюджетные гранты и субсидии, полученные Грузией от США в 2004-2008 гг.

Показатели
2004
2005
2006
2007
2008 оценка
Гранты США, млн.дол.
44,7 
54,9 
54,6
29,0
35,2
Гранты США в % к бюджетным доходам
3,8 
3,5 
2,6
1,0
0,9
Гранты США в % к ВВП
0,9 
0,9 
0,7
0,3
0,3
Гранты США на душу населения, дол.
10 
13 
12
7
8
Справочно:
ВВП на душу населения, дол.

 
1188

 
1484

 
1764

 
2355

 
3032
Источники: Министерство финансов Грузии, МВФ.

Для сравнения с Грузией полезно взглянуть на размер грантов и субсидий, полученных от внешних доноров югоосетинской администрацией Эдуарда Кокойты (в дальнейшем под названием «Южная Осетия» речь будет идти только о части ее территории, контролировавшейся этой администрацией и, соответственно, о населении, проживающем на этой территории). В отличие от Грузии, получающей внешнюю помощь из многих стран мира, Южная Осетия получает субсидии почти исключительно из России.

Помимо России некоторые грантовые средства Южной Осетии были предоставлены также еще Евросоюзом. В 2006 г. помощь им была обещана в размере 10 млн. евро, хотя доноры смогли собрать лишь 4,7 млн. евро. Данных о масштабах и сроках использования этих средств нет. 

Таблица 3. Бюджетные гранты и субсидии, полученные югоосетинской администрацией Кокойты от России в 2005-2008 гг.
Показатели
2005
2006
2007
2008 оц.
Все гранты, млн.дол.
20,4
26,6
70,9
96,8
Все гранты в % к бюджетным доходам
…
...
95,8
...
Все гранты в % к ВВП
71,6
82,8
178,0
196,0
Все гранты на душу населения, дол.
425
555
1510
2091
Справочно:
ВВП на душу населения, дол.
 
593
 
670
 
848
 
1067
Источник: Министерство финансов России, расчеты ИЭА.

Сопоставление размеров бюджетных грантов, полученных грузинскими властями и де-факто югоосетинскими властями, показывает, что субсидии играют несопоставимо более значимую роль не в Грузии, а в той части Южной Осетии, какая находилась под контролем администрации г-на Кокойты. Довольно трудно говорить о существовании какой-либо заметной экономики в Южной Осетии вне и без масштабных российских субсидий.

До наиболее острой фазы росийско-грузинской войны в августе 2008 года внешние гранты и субсидии Грузии составляли 0,6-1,3% ее ВВП, в Южной Осетии они в 2005-2006 годах были близки к размерам ее ВВП, а в 2007-2008 годах – почти вдвое превышали его. В то время как до войны гранты и субсидии на душу населения в Грузии составляли 13-21 дол., в Южной Осетии они выросли с 425 дол. в 2005 г. до более чем 1500 дол. в 2007 г. и более чем 2000 дол. в 2008 г. Разница в величинах внешней помощи на душу населения между Грузией и Южной Осетией в 2007 г. оказывается более чем стократной.

Война способствовала принятию решений о выделении новых средств для восстановления разрушенного на территории воюющих сторон и оказания экономической поддержки. На донорской конференции 22 октября 2008 г. 38 стран и 15 международных организаций заявили о своей готовности оказать финансовое содействие Грузии в размере 4,5 млрд.дол. (из них 2 млрд.дол. – безвозмездная помощь, 2,5 млрд.дол. – кредиты). Помощь Грузии, объявленная 22 октября, является лишь обязательствами доноров по предоставлению средств в течение 3 лет. Фактическое же их предоставление отличается от обещаний, как правило, в меньшую сторону. Не весь объем помощи, объявленной 22 октября, представляет собой новые обязательства стран и организаций-доноров. Например, обязательства Евросоюза на 2008 год в размере 180 млн.дол. являются суммой обязательств, сделанных до войны, в размере 69 млн.дол. и обязательств, принятых после войны, в размере 111 млн.дол.

О готовности оказать помощь Южной Осетии в размере 10 млрд.руб. премьер-министр России В.Путин объявил еще 9 августа 2008 г. во Владикавказе. В дальнейшем эта сумма была увеличена до 12,8 млрд.руб.

Международная помощь, обещанная Грузии, предназначена также и для населения Абхазии и Южной Осетии. Грузинское правительство подтвердило свои обязательства об использовании части помощи на территории этих регионов. В то же время внешняя помощь со стороны России предназначена исключительно для Южной Осетии.

Следует иметь в виду, что помощь, обещанная международными донорами Грузии, должна быть предоставлена в течение трех лет. Помощь, обещанную Россией Южной Осетии, планируется предоставить в течение одного года. Поэтому данные таблицы 4 для Грузии представлены двумя значениями – всего (на три года) и в скобках – в расчете на год.

Таблица 4. Сравнение размеров бюджетной помощи, обещанной Грузии и Южной Осетии со стороны внешних доноров в связи с российско-грузинской войной. 
Показатели
Грузия
Южная Осетия
Вся объявленная помощь,
млн.дол.
2000 (667)
527
Помощь в % к ВВП 2008 г.
15,0 (5,0)
746,5
Помощь на душу населения по состоянию на 2008 г., дол.
414 (138)
11386
Источник: расчеты Института экономического анализа.

Нетрудно увидеть, что помощь, обещанная Россией Южной Осетии в годовом измерении, близка по своей абсолютной величине помощи, обещанной международным сообществом Грузии (527 и 667 млн. дол. соответственно) при разнице в численности населения в два порядка (46 тыс. и 4.4 млн. чел.). Разница в размерах помощи относительно ВВП составляет почти 150 раз (747 и 5 %), на душу населения – более чем в 80 раз (11386 и 138 дол.).

Обещанная российская помощь в расчете на душу населения Южной Осетии превышает ее душевой ВВП примерно в 11 раз. Эти средства не включают в себя расходы на завершение строительства и оборудование военной базы в Джаве и Цхинвали, оцениваемые в настоящее время примерно в 500-600 млн.дол. С учетом этих расходов общие затраты российского бюджета в Южной Осетии могут составит примерно 2000% югоосетинского ВВП 2008 г., или около 23-25 тыс.дол. на одного жителя этой территории.

Следует заметить, что в таких или же сопоставимых с такими масштабах, как в случае с Южной Осетией, бюджетную помощь не получает ни один регион Российской Федерации. Кроме того, неизвестно ни об одной территории мира, которая получала бы внешнюю помощь в таких же или сопоставимых размерах, как Южная Осетия.

Поскольку уникальность Южной Осетии как реципиента немыслимых в современном мире средств очевидна, возникает естественный вопрос: что именно еще задолго до острой фазы российско-грузинской войны определило, а после войны – подтвердило – эту уникальную ценность Южной Осетии в глазах российского руководства?

Автор - президент Института экономического анализа, старший научный сотрудник Института Катона

Илларионов Андрей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).