В обсуждении конфликта вокруг самопровозглашенных образований на Южном Кавказе есть разные аспекты – политический, гуманитарный, этнополитический, правовой, военный и др. Одним из важных аспектов является также экономический . Предметом дискуссий является характер использования зарубежной помощи как Грузией, так и ее фактически отделившимися экс-автономиями. Мы публикуем количественный анализ некоторых аспектов этой проблемы, сделанный известным экономистом, экс-помощником президента России по экономическим вопросам, президентом Института экономического анализа, старшим научным сотрудником Института Катона Андреем Илларионовым. Автор сам обозначает границы рассмотрения – речь идет только о Грузии и Южной Осетии, более того – в последнем случае только о структурах администрации Эдуарда Кокойты. При этом не учитывается помощь неправительственным организациям и т.д. Мы надеемся познакомиться с анализом и других аспектов этой проблемы.
Следует оговорить еще один терминологический вопрос. Вызывает сомнения авторская характеристика августовского конфликта как «российско-грузинской войны», точнее – ее «острой фазы». Конфликт имел и имеет достаточно сложную, меняющуюся внутреннюю структуру. События августа были многообразны, включая обострение по линии взаимных грузинско-югоосетинских провокаций, попытку силового получения контроля над де-факто сепаратизировавшимся образованием, российскую силовую операцию по подавлению силовых операций Грузии и разрушению ее военной инфраструктуры и т.д. С этой точки зрения, указанное обозначение выглядит несколько неточным и упрощенным, но это и не является предметом непосредственного анализа в данной статье.
В обсуждениях последнего времени неоднократно возникала тема субсидий, предоставляемых Грузии со стороны стран Запада, прежде всего США. Высказывались мнения, согласно которым бюджет и экономика Грузии преимущественно или даже полностью держатся на американских грантах. Так ли это? Вопрос заслуживает внимательного рассмотрения.
Источником данных о грантах и субсидиях, полученных грузинскими властями, выступают Министерство финансов Грузии и МВФ. Следует иметь в виду, что речь идет не о кредитах и инвестициях, а именно о грантах и субсидиях, действительно полученных Грузией, - а не обещанных, объявленных, включенных в бюджеты стран-доноров или даже израсходованных ими; о средствах, полученных грузинским государством, а не частными лицами, неправительственными организациями или коммерческими компаниями.
Показатели | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 оценка |
В млн дол. | 54 | 56 | 19 | 22 | 24 | 7 | 23 | 10 | 23 | 65 | 58 | 94 | 62 | 366 |
В % к бюджетным доходам | 26,1 | 14,4 | 3,4 | 4,0 | 5,6 | 1,5 | 4,3 | 1,9 | 3,5 | 5,5 | 3,7 | 4,5 | 2,1 | 9,3 |
В % к ВВП | 2,8 | 1,9 | 0,5 | 0,6 | 0,9 | 0,2 | 0,7 | 0,3 | 0,6 | 1,3 | 0,9 | 1,2 | 0,6 | 2,7 |
На душу населения, дол. | 11 | 12 | 4 | 5 | 5 | 2 | 5 | 2 | 5 | 15 | 13 | 21 | 14 | 83 |
Данные таблицы 1 показывают, что финансовая помощь Грузии со стороны внешнего мира действительно существует. Однако ее фактические размеры не имеют ничего общего с популярными представлениями о тотальной зависимости страны от внешних доноров. Размеры помощи – по любым критериям – вряд ли могут быть названы значительными. Кроме того, в последние годы (за исключением нынешнего года) относительные показатели (в процентах к бюджетным доходам, ВВП, на душу населения) внешней помощи, полученной Грузией, заметно снизились по сравнению с серединой 1990-х годов, когда она превышала четверть бюджетных доходов (как, например, в 1995 г.). Заметный рост помощи в уходящем году также объясним – реакцией международного сообщества на внешнюю агрессию и иностранную интервенцию против Грузии.
Данные о грантах, полученных Грузией от США, ограничены периодом последних 5 лет. США предсказуемо сохранили за собой роль крупнейшего донора Грузии. Абсолютные размеры помощи, предоставляемой Грузии со стороны США, не имеют в последние годы какой-либо очевидной тенденции, а ее относительные размеры – на душу населения – колеблются на уровне около 10 дол. в год.
Показатели | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 оценка |
Гранты США, млн.дол. | 44,7 | 54,9 | 54,6 | 29,0 | 35,2 |
Гранты США в % к бюджетным доходам | 3,8 | 3,5 | 2,6 | 1,0 | 0,9 |
Гранты США в % к ВВП | 0,9 | 0,9 | 0,7 | 0,3 | 0,3 |
Гранты США на душу населения, дол. | 10 | 13 | 12 | 7 | 8 |
Справочно:ВВП на душу населения, дол. |
Для сравнения с Грузией полезно взглянуть на размер грантов и субсидий, полученных от внешних доноров югоосетинской администрацией Эдуарда Кокойты (в дальнейшем под названием «Южная Осетия» речь будет идти только о части ее территории, контролировавшейся этой администрацией и, соответственно, о населении, проживающем на этой территории). В отличие от Грузии, получающей внешнюю помощь из многих стран мира, Южная Осетия получает субсидии почти исключительно из России.
Помимо России некоторые грантовые средства Южной Осетии были предоставлены также еще Евросоюзом. В 2006 г. помощь им была обещана в размере 10 млн. евро, хотя доноры смогли собрать лишь 4,7 млн. евро. Данных о масштабах и сроках использования этих средств нет.
Показатели | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 оц. |
Все гранты, млн.дол. | 20,4 | 26,6 | 70,9 | 96,8 |
Все гранты в % к бюджетным доходам | … | ... | 95,8 | ... |
Все гранты в % к ВВП | 71,6 | 82,8 | 178,0 | 196,0 |
Все гранты на душу населения, дол. | 425 | 555 | 1510 | 2091 |
Справочно:ВВП на душу населения, дол. | 593 | 670 | 848 | 1067 |
Сопоставление размеров бюджетных грантов, полученных грузинскими властями и де-факто югоосетинскими властями, показывает, что субсидии играют несопоставимо более значимую роль не в Грузии, а в той части Южной Осетии, какая находилась под контролем администрации г-на Кокойты. Довольно трудно говорить о существовании какой-либо заметной экономики в Южной Осетии вне и без масштабных российских субсидий.
До наиболее острой фазы росийско-грузинской войны в августе 2008 года внешние гранты и субсидии Грузии составляли 0,6-1,3% ее ВВП, в Южной Осетии они в 2005-2006 годах были близки к размерам ее ВВП, а в 2007-2008 годах – почти вдвое превышали его. В то время как до войны гранты и субсидии на душу населения в Грузии составляли 13-21 дол., в Южной Осетии они выросли с 425 дол. в 2005 г. до более чем 1500 дол. в 2007 г. и более чем 2000 дол. в 2008 г. Разница в величинах внешней помощи на душу населения между Грузией и Южной Осетией в 2007 г. оказывается более чем стократной.
Война способствовала принятию решений о выделении новых средств для восстановления разрушенного на территории воюющих сторон и оказания экономической поддержки. На донорской конференции 22 октября 2008 г. 38 стран и 15 международных организаций заявили о своей готовности оказать финансовое содействие Грузии в размере 4,5 млрд.дол. (из них 2 млрд.дол. – безвозмездная помощь, 2,5 млрд.дол. – кредиты). Помощь Грузии, объявленная 22 октября, является лишь обязательствами доноров по предоставлению средств в течение 3 лет. Фактическое же их предоставление отличается от обещаний, как правило, в меньшую сторону. Не весь объем помощи, объявленной 22 октября, представляет собой новые обязательства стран и организаций-доноров. Например, обязательства Евросоюза на 2008 год в размере 180 млн.дол. являются суммой обязательств, сделанных до войны, в размере 69 млн.дол. и обязательств, принятых после войны, в размере 111 млн.дол.
О готовности оказать помощь Южной Осетии в размере 10 млрд.руб. премьер-министр России В.Путин объявил еще 9 августа 2008 г. во Владикавказе. В дальнейшем эта сумма была увеличена до 12,8 млрд.руб.
Международная помощь, обещанная Грузии, предназначена также и для населения Абхазии и Южной Осетии. Грузинское правительство подтвердило свои обязательства об использовании части помощи на территории этих регионов. В то же время внешняя помощь со стороны России предназначена исключительно для Южной Осетии.
Следует иметь в виду, что помощь, обещанная международными донорами Грузии, должна быть предоставлена в течение трех лет. Помощь, обещанную Россией Южной Осетии, планируется предоставить в течение одного года. Поэтому данные таблицы 4 для Грузии представлены двумя значениями – всего (на три года) и в скобках – в расчете на год.
Показатели | Грузия | Южная Осетия |
Вся объявленная помощь, | 2000 (667) | 527 |
Помощь в % к ВВП 2008 г. | 15,0 (5,0) | 746,5 |
Помощь на душу населения по состоянию на 2008 г., дол. | 414 (138) | 11386 |
Нетрудно увидеть, что помощь, обещанная Россией Южной Осетии в годовом измерении, близка по своей абсолютной величине помощи, обещанной международным сообществом Грузии (527 и 667 млн. дол. соответственно) при разнице в численности населения в два порядка (46 тыс. и 4.4 млн. чел.). Разница в размерах помощи относительно ВВП составляет почти 150 раз (747 и 5 %), на душу населения – более чем в 80 раз (11386 и 138 дол.).
Обещанная российская помощь в расчете на душу населения Южной Осетии превышает ее душевой ВВП примерно в 11 раз. Эти средства не включают в себя расходы на завершение строительства и оборудование военной базы в Джаве и Цхинвали, оцениваемые в настоящее время примерно в 500-600 млн.дол. С учетом этих расходов общие затраты российского бюджета в Южной Осетии могут составит примерно 2000% югоосетинского ВВП 2008 г., или около 23-25 тыс.дол. на одного жителя этой территории.
Следует заметить, что в таких или же сопоставимых с такими масштабах, как в случае с Южной Осетией, бюджетную помощь не получает ни один регион Российской Федерации. Кроме того, неизвестно ни об одной территории мира, которая получала бы внешнюю помощь в таких же или сопоставимых размерах, как Южная Осетия.
Поскольку уникальность Южной Осетии как реципиента немыслимых в современном мире средств очевидна, возникает естественный вопрос: что именно еще задолго до острой фазы российско-грузинской войны определило, а после войны – подтвердило – эту уникальную ценность Южной Осетии в глазах российского руководства?
Автор - президент Института экономического анализа, старший научный сотрудник Института Катона