У субботнего указа Путина об организации на территории страны семи федеральных округов, управляемых семью президентскими наместниками, которые обязаны контролировать исполнение федеральных функций в регионах, были все основания стать сенсацией (решения такого рода должны по идее вызывать бурную реакцию), однако же указ не стал ею. Президентская администрация специально организовывает закрытые брифинги, на которых успокаивает губернаторов и заинтересованную общественность, однако ни губернаторы, ни общественность не проявляют особого волнения. Из активных политиков пока только парламентарий Виктор Похмелкин, заместитель руководителя фракции СПС, выразил некоторую настороженность в связи с указом Путина, обратив внимание, во-первых, на то, что "нарезка" федеральных округов совпадает с уже существующей "нарезкой" военных округов, а, во-вторых, на возможность усиления авторитарных тенденций при воплощении указа в жизнь. На это администрация отвечает, что президентские представители "специальными, чрезмерными полномочиями" обладать не будут - полномочия будут такие же, как и у нынешних полпредов. Кстати, успокаивает администрация, нынешние полпреды могут пойти заместителями на местах к новым наместникам.
Администрация подчеркивает, что указ о семи наместниках никак не противоречит конституции и не изменяет административное деление страны, и введение федеральных округов - только "способ организации аппарата президента". Просто полномочные представители президента в округах будут считаться сотрудниками администрации, и таким образом значительная часть вопросов, с которыми губернаторы приезжают в Москву, сможет быть решена на местах. Имена семи полпредов администрация рассчитывает определить в течение месяца. "Сверхусиления" тех губернаторов, в чьих пределах будут расположены "ставки" наместников, в Кремле не опасаются, хотя признают, что некоторое усиление их влияния возможно.
Меж тем губернаторы либо спокойно приветствуют указ Путина, либо не придают ему большого значения. Губернаторы-доноры - более влиятельные - и те, которые обладают реальной властью в своих владениях, естественно, могут позволить себе реагировать на указ несколько пренебрежительно. Главы малых и бедных областей демонстрируют полную лояльность. Однако и лояльность одних губернаторов, и насмешливое пренебержение других означают одно и то же - региональные лидеры пока не склонны воспринимать всерьез атаку Путина по линии усиления федеральной вертикали. В противном случае соответствующая негативная реакция не заставила бы себя долго ждать. Но - и это тоже существенно - именно такой расклад, такое вялое отношение к кремлевским анти-губернаторским инициативам выгодны сегодня Кремлю. Реальную реформу власти в современных условиях, если и можно провести, то только "по-тихому", так, чтобы поначалу губернаторы, по возможности, не обращали на нее внимания. А потом, глядишь, и поздно будет.
Председатель Совета Федерации, орловский губернатор Егор Строев весьма аккуратно прокомментировал указ о президентских наместниках, избежав как излишних дифирамбов в сторону Кремля, так и упреков в нелояльности. По мнению Строева, указ Путина на данном этапе направлен на "собирание власти представителей президента и федеральных органов власти субъектов федерации, количество которых разрослось сейчас до неимоверных размеров", и это собирание, считает Строев, "особенно полезно для бюджета". Затем Строев послал четкий сигнал губернаторам, выразив твердое убеждение в том, что указ Путина "будет только первым шагом на пути укрепления власти в стране"; вторым же шагом, по его мнению, может стать решение об укрупнении регионов.
Московский мэр Юрий Лужков оценил указ "положительно". Лужков "очень доволен", что указ о наместниках фактически реализует те самые предложения, которые он, Лужков, вносил три года назад. Лужков считает, что до появления указа норма управления в стране была "радикально нарушена", так как правительству приходилось иметь дело с 89 регионами; президентских комиссаров теперь необходимо "наделить серьезными функциями".
Кемеровский губернатор Аман Тулеев скорее демонстрировал, что не слишком опасается последствий президентского указа. Его появление он расценил как "наведение порядка внутри самой администрации главы государства", а также заметил, что "хуже от этого указа не будет, потому что на местах необходим контроль за исполнением законов". Тулеев подчеркнул, между прочим, что "президент, прежде всего, должен опираться на губернаторов", и в институте наместников он видит не "дубину", но "око государево".
Эдуард Россель, губернатор Свердловской области, как и Лужков, доволен тем обстоятельством, что Кремль взял на вооружение его, Росселя, идеи - несколько лет назад Россель был инициатором эксперимента с управленческими округами, правда, только на территории подконтрольной ему области. "Пока не получается решить вопрос с укрупнением регионов, резко уменьшить количество представителей главы государства просто необходимо. Это повлечет за собой улучшение в вопросах управляемости по цепочке: центр-регион", - считает Россель. Россель не исключил, что в будущем 7 федеральных округов могут служить прообразами новых укрупненных субъектов Российской Федерации (Екатеринбург, напомним, Кремль хочет сделать "столицей" Уральского округа).
Президент Татарии Ментимер Шаймиев был краток и лоялен: создание федеральных округов "будет служить более эффективным инструментом реализации конституционных полномочий президента Российской Федерации".
Переизбранный в Питере Владимир Яковлев тоже одобряет указ и на словах лоялен еще более: "Власти в регионах вполне достаточно. Самое главное, ее не надо делить, а вместе надо управлять огромнейшей страной".
Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков поддерживает указ. По его мнению, он не ограничит права губернаторов, а будет способствовать активизации работы федеральной власти. Отсутствие нормальной связи между областями, краями и республиками, считает Сердюков, "не идет им на пользу", и роль президентского наместника будет важна в вопросах взаимодействия субъектов Федерации.
Нижегородский губернатор Иван Скляров уверен, что "подписание указа является серьезным шагом в создании четкой вертикали власти во взаимоотношениях регионов и центра". (Нижний Новгород должен стать "столицей" Поволжского округа.)
Магаданский губернатор Валентин Цветков нашел еще один аргумент в пользу путинского указа. Отметив, что издание указа говорит о том, что "нынешняя неуправляемость регионов перестала устраивать высшее должностное лицо в государстве", Цветков сказал: "Новым представителям придается больший вес, и если мы сумеем довести до них ту или иную проблему, то, убежден, она дойдет до администрации президента и будет решена".
Челябинский губернатор Петр Сумин был, пожалуй, еще лояльнее остальных. "Если то, что задумал президент, направлено на укрепление Российского государства, - говорил Сумин, - то я поддерживаю его намерения". "Если же речь идет об усилении контроля за российскими регионами, за действиями губернаторов, - продолжал руководитель, - то я это тоже поддерживаю и не боюсь такого контроля". По мнению Сумина, "президент ищет варианты укрепления властной вретикали, и это вполне нормальное явление".
Новосибирский губернатор Виктор Толоконский не склонен "придавать нововведению слишком большое значение", и вслед за Тулеевым скорее усматривает в указе структурные изменения не общефедерального характера, но "в аппарате президента". При этом Толоконский посчитал нужным отметить, что не считает целесообразным укрупнение регионов за счет их объединения.