Заголовки крупнейших печатных и интернет-изданий Соединенного Королевства пестрят в эти дни триумфальными восклицательными знаками: "Британия и Франция столетиями соперничали и конфликтовали в самых различных областях, но вот, наконец, хоть в одном отношении мы одержали убедительную победу - мы оказались умнее!" Консервативно направленный британский журнал "The Times" бросил вызов уже в самом названии ключевой статьи понедельника: "Да, немцы самые умные - но мы все-таки оказались умнее французов!".
В Европе регулярно проводятся исследования на предмет среднего интеллектуального показателя разных наций. Обнародованные последние результаты этих исследований (как правило, возглавляемых гуру в области изучения умственного развития, профессором Университета Ольстера Ричардом Линном) поставили Великобританию, с ее средним показателем интеллекта нации 100, на 8-ое место в списке европейских государств. Было, однако, уточнено и то, что средний показатель у наций, входящих в состав Соединенного Королевства, разнится. IQ ирландцев и шотландцев в среднем составляет 97.
В глазах британцев результаты означали убедительную победу над давним соперником - французами, оказавшимися лишь на 19-ом месте со средним показателем 94. С другой стороны, и до победителей оказалось далеко: лидирующие уже не первый год немцы имеют средний коэффициент 107, равный коэффициенту голландцев. Им в затылок дышат поляки с показателем 106, в числе лидеров также Швеция, Италия, Австрия, Швейцария. Россия оказалась на 17-ом месте с показателем 96, из европейских стран ниже стоят только Балканские страны, Франция и Турция.
Однако немало споров уже на протяжении долгого времени вызывает как вопрос о смысле и значении IQ (что он отражает и насколько на него можно полагаться), так и вообще деятельность Ричарда Линна. В 2002 году вышла весьма противоречивая, вызвавшая шквал дебатов книга, написанная им в соавторстве с профессором политологии Университета Тампере Тату Ванханеном (к слову, отцом нынешнего премьер-министра Финляндии Матти Ванханена), - "IQ и Благосостояние Наций". В ней обсуждается гипотеза о зависимости объема внутреннего валового продукта, а также таких аспектов, например, как здоровье нации от среднего показателя IQ жителей страны, а сам этот показатель, в свою очередь, объясняется климатическими условиями, соотношением городского и сельского населения, а также генетическим кодом. Так, по утверждению авторов, жители северной части Европы, принужденные веками выживать в более суровых условиях (и, соответственно, быть более изобретательными), обладают более развитым интеллектом и большим размером мозга. Одно из объяснений этого, предложенное Линном, звучит так: "В ранние эпохи населению северных широт, принужденному выживать в условиях в значительной мере отсутствующей растительности, приходилось заниматься по большей части охотой. В числе основных внешних факторов, оказывающих влияние на уровень IQ, можно считать диету, а населению юго-восточной Европы, таким образом, доставалось куда меньше протеина, минералов и витаминов, необходимых для развития мозга". С этим утверждением, однако, не согласны многие ведущие диетологи. Другим ключевым открытием авторов является то, что горожане – так же в силу необходимости приспосабливаться к более жестким условиям, на этот раз в отношении конкуренции, - имеют более высокий уровень интеллекта, нежели сельские жители. В качестве примера авторы приводят ситуацию в Лондоне - в сравнении с Шотландией и Ирландией, и ситуацию в Париже - в сравнении с французскими регионами. Кроме всего прочего, авторы книги настаивают на том, что низкий средний IQ нации может вызвать низкий объем ВВП, но и низкий объем ВВП страны также является причиной, со своей стороны, низкого IQ ее жителей.
Авторы использовали в своей книге результаты уже существующих исследований в области национальных показателей IQ. Что касается большинства из 185 государств, то определенных показателей, равно как и исследований на эту тему, не существует, поэтому в таблице, приведенной в книге, авторы процитировали лишь уже известные им данные. Таким образом, мировое "первенство" осталось за Гонг-Конгом, а кроме него в пятерке лучших оказались Южная Корея, Япония, Тайвань и Сингапур. Зато вторую пятерку уверенно открыли уже европейцы: те же немцы и австрийцы (традиционно удивившиеся, обнаружив свое соседство), итальянцы, голландцы и шведы. Израильский коэффициент в 2002 году был ниже среднеевропейского - 94. Для сравнения: средний IQ жителей Ирака равнялся 87, Бразилии - 87, Ирана - 84, а Индии - 81. Замыкали список страны Африки: Конго, Сьерра-Леоне, Эфиопия и Экваториальная Гвинея - от 65 до 59. Несколько стран, однако, заслуживают особого внимания в том, что касается процедуры вычисления среднего IQ их населения. Например, средний коэффициент для Южной Африки (72) появился в результате уравнения сильно разнящихся коэффициентов, полученных в результате исследования различных этнических групп. В случае с Китаем средний показатель по Шанхаю (109,4) был снижен на условно аргументированные 6 позиций на основе предположения, что данный показатель у жителей провинции должен быть значительно ниже, нежели у городских обитателей. Результат же, полученный в Пекине, не был изменен, а на основе этих двух результатов был получен средний показатель по Китаю, оказавшийся в окончательном варианте равным 100.
Кроме того, встречались в книге и признаваемые самыми авторами исключения из их собственной теории. Например, государство Персидского залива Катар, средний IQ жителей которого, по оценкам авторов, составил 78, обладал непропорционально большим ВВП в расчете на человека - около $17,000. Объясняется это наличием невероятно большого объема нефтяных ресурсов у государства. Кроме того, самые быстрые темпы экономического роста в мире, которые уже не одно десятилетие демонстрирует экономика южноафриканского государства Ботсвана, объясняются вовсе не высоким интеллектом жителей, а нахождением на его территории гигантских залежей алмазов. Таким образом в книге появилась сноска, обращающая внимание на тот факт, что обнаруженная корреляция может быть в отдельных случаях нарушена вследствие различий между государствами с точки зрения обладания природными ресурсами и того факта, является ли экономика страны рыночной или плановой.
Однако этим несоответствия и неожиданности не ограничиваются. Согласно книге 2002 года, Франция могла рассчитывать на коэффициент 98, значительно более высокий, нежели обнародованный на этой неделе, даже с учетом оговорки авторов относительно различия коэффициента у жителей Парижа и жителей провинции. А Польша имела средний показатель лишь 99. Означает ли это резкую деградацию населения Франции и резкое "поумнение" населения Польши? В принципе, такие изменения возможны и естественны, развитие наций не происходит равномерно, но опять же возникает вопрос о надежности используемых методов вычисления. Появление в числе лидеров Швеции, известной своим куда более низким качеством образования и процентом образованных граждан, по сравнению с соседними скандинавскими странами, вызвало недоумение в норвежских, датских и финских СМИ. Заявление о том, что IQ жителей Лондона, с его большим процентом неквалифицированной рабочей силы из числа иммигрантов первого поколения, выше, чем, например, даже усредненный соответствующий показатель у жителей Оксфорда также рассматривается многими социологами как не слишком правдоподобное.
Публикация результатов исследования и цитирование их в СМИ вызвало немало неоднозначных отзывов и критики. Во-первых, сравнения и разработка корреляций проводились на основе весьма ограниченного количества материала по конкретным странам. Статистика по среднему IQ населения существовала лишь в 81 государстве мира. В остальных странах этот показатель (не вошедший, однако, в сводную таблицу) вычислялся авторами на основе усреднения коэффициентов соседних государств. Более того, количество исследуемых в большинстве стран было крайне ограничено, зачастую оно достигало всего нескольких сотен человек - лишь в США и Японии участниками исследований стали несколько тысяч. При этом следует учитывать, что население многих стран - особенно это касается стран развивающихся - весьма неоднородно по своему этническому составу. Нельзя брать результаты исследований крайне ограниченного количества жителей и представлять их как репрезентативные в отношении всего населения.
Также не прекращается полемика на тему того, что именно представляет собой этот показатель - IQ. По общему мнению, на его величину влияет целый ряд факторов, включая климат, состояние окружающей среды, культуру, демографические особенности, возможности в области образования, генетически передающиеся черты. Наконец, не будем забывать, что (по крайней мере, с точки зрения демографов) IQ является не только врожденным или расовым, но и, равно как и генетическое здоровье нации, ее культурные и моральные устои, во многом приобретенным показателем. И в силах каждого отдельного индивидуума или группы индивидуумов развить уровень интеллекта, культуры и здоровья - свой и своего потомства - в соответствии с собственным мировоззрением и целями. Деградация или стремительное оздоровление и расцвет нации является не чем иным, как изъявлением ее собственной воли и отражением ее сознания.