будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 17, 2025
Мир
Дабагян Эмиль

Интеграция по-латиноамерикански

Процессы экономической и политической интеграции в мире продолжают набирать обороты - разнообразные проекты существуют на постсоветском пространстве, к стадии реализации приближается создание объединения государств Восточной Азии. Не остается в стороне и Латинская Америка. Здесь интеграция развивается уже достаточно долго. Объективной основой этого процесса на континенте служат общие исторические судьбы и практически единый язык (точнее два родственных языка, на которых говорит большинство населения).

Как и в других регионах мира, интеграция в целом движется по восходящей – от низших форм к высшим, но не всегда этот порядок соблюдается строго: интеграционные экономические группировки порой пересекаются с политическими, иногда эти процессы развиваются синхронно, хотя чаще асинхронно – как правило, экономическая интеграция опережает политическую, но в ряде случаев происходит наоборот.

Наблюдатели сталкиваются здесь с множеством наименований, соотношение между которыми стороннему наблюдателю остается не вполне ясным. В этом материале мы попробуем проинвентаризировать основные интеграционные проекты Латинской Америки.

Инструменты сближения

Политическая интеграция Латинской Америки нашла воплощение в деятельности континентального, регионального и субрегионального парламентов, а также парламентов, созданных по этническому или географическому признакам.

Общий Латиноамериканский парламент был создан в декабре 1964 г. В него входят парламенты 23 государств. Главная цель – формирование латиноамериканского сообщества наций, содействие достижению экономической, политической, социальной и культурной интеграции стран континента.

В состав Андского парламента, учрежденного в октябре 1979 г., вошли Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор. Официальное открытие Центральноамериканского парламента состоялось в октябре 1991 г. В нем участвуют Гондурас, Никарагуа. Панама и Сальвадор. Амазонский парламент был образован согласно Договору об Амазонской кооперации от 3 июня 1978 г. Учрежден он был в Лиме (Перу). Формируется из представителей парламентов Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Гайаны, Колумбии, Перу, Суринама и Эквадора.

Специфическая роль отводится Индейскому парламенту Америки, основанному в 1987 г. Он включает всех законодателей-индейцев из 18 стран Западного полушария, включая Канаду и США. Его главная цель – обсуждение проблем коренного населения, путей и способов их решения.

В декабре 2004 г. был сделан важный шаг по пути дальнейшей политической интеграции – конституировалось Южноамериканское сообщество наций (ЮСН). В его состав входят Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Парагвай, Перу, Суринам, Уругвай, Чили и Эквадор.

Сообщество охватывает территорию в 17,3 млн кв. км. Численность населения – 361 млн человек. Совокупный внутренний валовой продукт составляет 997 млрд долл. Регион – первый в мире экспортер продовольствия, обладает наибольшими экологическими запасами планеты, богатейшими залежами энергетического и минерального сырья. Сообщество со временем намерено превратиться в некое подобие Европейского Союза с прозрачными границами, единой валютой и наднациональными органами. Лидером ЮСН является бразильский президент Луис Инасио (Лула) да Силва, пользующийся заслуженным авторитетом в международном сообществе.

Наиболее динамичным интеграционным объединением является Южноамериканский общий рынок (Меркосур), образованный 1991 г. в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. На правах ассоциированных членов в него вошли Боливия и Чили. В 2005 г. в Меркосур в качестве полноправного члена вступила Венесуэла.

В рамках Меркосур действует совместная парламентская комиссия, образованная в марте 1991 г. Она формируется из 64 парламентариев и такого же числа их заместителей из Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. Комиссия является представительным органом парламентов государств-членов Меркосур. На последнем саммите, проходившем под занавес минувшего года, принято решение о преобразовании парламентской комиссии в полноценный парламент.

Еще раньше, в 1969 г., было создано Андское сообщество наций (АСН), включившее Боливию, Венесуэлу, Колумбию. Перу и Эквадор. В 1998 г. Меркосур и АСН заключили соглашение о сотрудничестве.

Имеются и другие субрегиональные структуры, в частности Центральноамериканский общий рынок, образованный в 1960 г., и Карибское сообщество, созданное в 1973 г.

Особняком в ряду политических объединений стоит Организация американских государств (ОАГ) – структура, включающая 34 страны Западного полушария. Она была создана в 1948 г. Когда-то советская пропаганда именовала ее «министерством колоний США». Ныне от клише отказались. СНГ – это тоже некое подобие ОАГ. В настоящее время ОАГ, в соответствии с Демократической хартией Америки, одобренной в 2001 г., осуществляет мониторинг политических процессов в регионе. Делегировав организации такие права, страны не рассматривают это как вмешательство во внутренние дела. Весьма значительной оказалась роль организации в разрешении острейшего кризиса в Перу, разразившегося в 2000 г. после громкого коррупционного скандала и последующего бегства президента Альберто Фухимори на свою историческую родину, в Японию.

Яблоко раздора, или камень преткновения

Споры и трения на современном этапе вызывает проект создания Общеамериканской зоны свободной торговли (АЛКА), инициированный Соединенными Штатами. Он рассматривается как логическое продолжение Североамериканской зоны свободной торговли, созданной в 1994 г. в составе Мексики, США и Канады. Реализация проекта буксует. Противоречия с новой силой обозначились в ходе IV Саммита Америк, проходившего в ноябре 2005 г. в аргентинском городе Мар-дель-Плата. Определились три позиции.

Первую отстаивают США, Канада, Мексика, Чили, практически все страны Центральной Америки и Карибского бассейна. Они выступают за продолжение переговоров, учитывая, что многие уже заключили с Соединенными Штатами соглашения о свободной торговле. Эту точку зрения последовательно отстаивал тогдашний мексиканский президент Висенте Фокс. Необходимость форсирования переговоров он аргументировал, в частности, тем, что именно США являются ведущим торговым партнером большинства стран.

Промежуточной линии придерживались Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай. Дальней судьбу Зоны свободной торговли они увязывали с завершением так называемого Дохийского раунда переговоров в рамках Всемирной торговой организации, где происходят острые дебаты относительно субсидий, предоставляемых развитыми государствами сельскохозяйственным производителям, – субсидии препятствует выходу на мировые рынки товаров из развивающихся стран.

Непримиримую позицию по отношению к АЛКА изначально занял Уго Чавес, заявивший, что она умерла и он приехал ее хоронить, прихватив с собой лопату. Об этом венесуэльский президент говорил и на встрече антиглобалистов, проходившей накануне саммита. По возвращении домой он обрушился с резкой критикой в адрес Фокса.

Фактор Чавеса

В контексте интеграционных процессов в Западном полушарии следует особо сказать о «факторе Чавеса». Венесуэльский президент выступает в роли своеобразного возмутителя спокойствия. Он позиционирует себя как категорический противник всех инициатив Вашингтона. Ссылаясь на идею Симона Боливара объединить государства континента, он задумал и стал претворять в жизнь собственный проект под названием Боливарианская альтернатива для Америк. Сразу по обнародовании этого проекта к нему официально присоединилась Куба, затем – Боливия, а с недавних пор и Никарагуа.

Альтернатива является не интеграционным объединением в подлинном смысле этого слова, а субсидиарным проектом, в рамках которого Венесуэла пытается посредством крупных финансовых вливаний сплотить на политической основе присоединившиеся страны, в противовес США. Исходя из этого, Венесуэла вышла из Андского сообщества наций, поскольку Колумбия и Перу согласились заключить договор о Свободной торговле с Соединенными Штатами Америки. В отличие от Чавеса, более умеренные, толерантные лидеры левоцентристского толка (Лула, Нестор Киршнер и Табаре Васкес – президенты Бразилии, Аргентины и Уругвая) стараются по возможности избегать прямой конфронтации с администрацией Белого дома, ведут переговоры, стремясь найти взаимоприемлемые решения.

Раздвигая горизонты

В 1999 г. интеграция шагнула за рамки региона. В Бразилии состоялся первый саммит Латино-Карибской Америки и Европейского Союза. С тех пор встречи лидеров двух континентов проводятся регулярно. Во встрече, состоявшейся в мае 2004 г. в мексиканском городе Гвадалахара, участвовали и новички, только вступившие в ЕС. Следующий саммит прошел в мае 2006 г. в Вене, когда Австрия председательствовала в ЕС. Договоры о свободной торговле с ЕС уже заключили Мексика и Чили. По этому пути идут и другие страны.

Мексика, Перу и Чили активно участвуют в работе Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), объединяющего 22 экономики мира. Два форума АТЭС прошли в Латинской Америке – в Мексике в 2002 г. и в Чили в 2004 г.

10-11 мая 2005 г. в столице Бразилии прошел саммит Южноамериканского сообщества наций и Лиги арабских государств. Идея встречи принадлежала Луле.

У каждой из этих организаций есть множество собственных «болячек». Диспропорции в экономическом развитии, социальные контрасты, различия в политическом устройстве. Против кого они собираются «дружить»? Скорее не против, а «за» – за создание благоприятных внешних условий для решения национальных проблем. Просто появилась еще одна площадка для диалога, сверки часов, обмена мнениями, для укрепления политических, экономических и культурных связей во имя достижения равновесия, координации действий на многосторонних форумах. Мотор этого процесса – Лула – толерантный политик, стремящийся искать и находить компромиссы, старающийся избегать конфронтации. Предусматривается повышение уровня кооперации, поощрение взаимных капиталовложений, более рациональное использование экономического потенциала обоих регионов (фактор, сдерживающий связи, – отсутствие транспортных коммуникаций, прямого морского и воздушного сообщения). Еще одна задача – заручиться поддержкой в деле избрания Бразилии постоянным членом Совета Безопасности ООН.

.По утверждению Лулы, открывшего форум, значимость мероприятия заключалась в том, что «обрисовалась контуры новой международной политической, экономической и торговой географии, закладывается прочный фундамент моста между цивилизациями».

Встреча завершилась принятием «Декларации Бразилиа». В ней зафиксировано намерение «крепить исторические узы», соединяющие регионы, а также готовность «выработать повестку дня устойчивого экономического и социального развития». Участники форума, подчеркивалось в документе, выступают за «демократизацию международных организаций, с тем чтобы голос развивающихся стран был услышан». Подписано соглашение между Меркосур и Советом сотрудничества стран Персидского залива о создании в перспективе зоны свободной торговли. Проведение II саммита намечается в 2008 г. в Марокко.

Эта инициатива органически вписывается во внешнеполитическую и внешнеэкономическую стратегию Бразилии. Одним из ее ключевых направлений является сотрудничество по вектору «Юг-Юг». Оно входит в число приоритетов правительства. Лично президент в сопровождении предпринимателей осуществил ряд поездок по африканским странам с целью расширить связи с «черным» континентом. Здесь, помимо всего прочего, принимались во внимание и этнические факторы – значительную часть населения Бразилии составляют потомки вывезенных рабов.

Сближение с арабскими странами тоже порой подталкивается человеческим фактором – в Южной Америке имеются многочисленные арабские диаспоры, заинтересованные в расширении связей и контактов. По оценкам экспертов, на континенте проживают 17 млн арабов и их потомков. Около 6 млн – мусульмане, остальные – христиане сирийско-ливанского происхождения. Так, например, выходцы с Ближнего Востока составляют значительную и влиятельную часть правящей элиты в Эквадоре. Достаточно указать на экс-президентов Абдалу Букарама и Джамиля Мауада, и этот список легко продолжить. Предки бывшего главы аргентинского государства Карлоса Сауля Менема переселились на континент сравнительно недавно. Немало выходцев из арабского мира и среди богатейших людей региона.

Важным шагом на пути взаимодействия по линии «Юг-Юг» стало образование союза между гигантами второго эшелона – Бразилией, Индией и Южно-Африканской Республикой. Они поставили задачу сложить усилия стран, вытесняемых на обочину развития. Это «трио», чей демографический ресурс превышает 1 млрд 200 млн человек, уже сумело зарекомендовать себя эффективным объединением.

Важной формой трансконтинентальной интеграции является регулярно созывающийся Ибероамериканский саммит, где наряду с Испанией и Португалией представлены 22 латиноамериканские страны. XV встреча в верхах состоялась в испанском городе Саламанка в октябре 2005 г. Спустя год, в ноябре, в столице Уругвая Монтевидео прошел очередной саммит. На нем обсуждался вопрос миграции. Правда, последняя встреча оказалась менее представительной, чем предыдущие. В ней, по разным причинами, не приняли участие президенты Аргентины, Бразилии и Венесуэлы.

Резюмируя, можно сказать, что при всех издержках, трудностях и различиях интеграция является очень значимой тенденцией для латиноамериканских государств: проектов много, причем не только на бумаге. Какие из этих них окажутся эффективными сами по себе, какие послужат основой для более широких объединений, а какие отомрут – покажет время.

Обсудить статью

См. также другие тексты автора:

  • Федерализм по-латиноамерикански
  • Левая волна на экваторе
  • Кубинский социализм на венесуэльской почве
  • Спаситель отечества или кровавый палач
  • Левый поворот или многообразие маршрутов
Дабагян Эмиль
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).