будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Иран США
Июль 4, 2025
Мир
Сакоян Анна

Иран vs. США: дипломатия или конфронтация

Иран vs. США: дипломатия или конфронтация
28388528488_8baea4becd_k
Дональд Трамп. Источник: The White House/flickr.com

Англоязычные СМИ обсуждают новые требования, выдвинутые США Ирану для заключения новой ядерной сделки. Особенно подробно эту тему подробно исследует BBC.

США, пишет BBC, хотят, чтобы Иран представил МАГАТЭ полный отчет о прежних этапах своей ядерной программы и полностью отказался от нее. Также они хотят, чтобы он прекратил вести себя «угрожающе» по отношению к Израилю, Саудовской Аравии и ОАЭ. Еще они требуют, чтобы Иран освободил задержанных граждан США и союзников.

 
Штаб-квартира МАГАТЭ в Вене
IAEA Imagebank/flickr.com

Жесткость требований объясняется тем, что США считают Иран региональной угрозой, потому что он находится во враждебных отношениях с союзниками США на Ближнем Востоке (Израилем и Саудовской Аравией) и, соответственно, поддерживает их ближневосточных же оппонентов (прежде всего, ливанскую «Хизбаллу»). Также он поддерживает президента Сирии Башара Асада, которого США хотят отстранить от власти.

Таким образом, комментирует аналитик BBC, план США состоит в том, чтобы усилить санкционное давление на иранское руководство и вынудить его к новой дипломатической сделке. Вопрос в том, как интерпертировать такое поведение: в самом деле США считают это реалистичным способом найти новый компромисс с Тегераном или они просто хотят до предела накалить обстановку, прикрываясь дипломатической «дымовой завесой», и развязать конфликт, чтобы сменить в Иране власть.

Некоторая последовательность в высказываниях госсекретаря США Майка Помпео, конечно прослеживается, пишет автор. Он объяснил, что соглашение, заключенное при предыдущем президенте США Бараке Обаме, не соответствует поставленной задаче — в обмен на сделку добиться от Ирана таких уступок, которые хотели США. Сделка Обамы вместо этого ограничилась полумерами, и эту ситуацию нужно исправить.

 
Майк Помпео в Израиле
U.S. Embassy Jerusalem/flickr.com

На этом последовательность заканчивается. Исторический опыт показал, что под санкциями Иран не склонен к уступчивости. Наоборот, именно в предыдущий период санкций он больше всего приблизился к созданию ядерной бомбы. Администрация Обамы этот опыт учла, поэтому в порядке компромисса согласилась на то, чтобы допустить обогащение урана — с ограничительными оговорками. Идея была в том, чтобы начать с малого, и если все стороны будут честно выполнять условия, потом продолжить переговоры.

Теперь администрация нынешнего президента США Дональда Трампа выдвигает Ирану те же требования, от которых сразу было решено отказаться в 2015 г. как от заведомо тупиковых. Для большей убедительности этих требований она хочет вернуть и даже ужесточить санкции. Проблема в том, что для эффективной работы санкций необходима международная поддержка. Но европейские союзники Вашингтона совершенно не хотят выходить из готового ядерного соглашения. Для европейских правительств это означает убытки компаниям, которые сотрудничают с Ираном. Правда если они не выйдут из сделки и продолжат сотрудничество, это может привести к карательным мерам США, направленным уже на их компании.

Европейским компаниям эта ситуация может не понравиться. Также неизвестно, насколько устойчивы к американскому санкционному давлению Россия и Китай. Есть риск, что пытаясь принудить союзников к санкциям против Ирана, США добьются только ухудшения дипломатических отношений с целым рядом стран. Таким образом, некоторые стратегически важные двусторонние связи США окажутся на кону при проведении агрессивной политики.

 
Президент Исламской Республики Иран Хасан Рухани
tasnimnews.com

А главный камень преткновения в этой истории — это сам Иран. Конечно, он не собирается соглашаться на выдвинутые США условия. Более того, он может на определенном этапе сам отказаться от сделки и вернуться к своей ядерной программе в полном объеме. Поведение США способствует усилению влияния сторонников жесткого курса в Тегеране. В связи с этим многие наблюдатели опасаются, что новая стратегия США не приведет к созданию нового соглашения, но зато рискует привести к войне.

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).