В Аргентине – одной из крупнейших латиноамериканских стран – приближаются выборы главы государства. Они намечены на 28 октября 2007 года. Особенность нынешней кампании заключалась в том, что вплоть до ее старта сохранялась интрига: кто станет заведомым фаворитом – действующий президент Нестор Киршнер или его супруга. Вопрос решился буквально в последний момент. После долгих колебаний, 19 июля на пике необычно холодной для этих широт зимы правящая Хустисиалистская (перонистская) партия выдвинула своим кандидатом Кристину Фернандес. Это стало своего рода знаковым событием.
Для понимания сути происшедшего необходимо совершить краткий экскурс в недавнюю историю. Нестор Киршнер стал главой государства в мае 2003 года при драматических обстоятельствах. Это были досрочные выборы. Они были назначены в связи с чрезвычайными обстоятельствами – вакуумом власти, образовавшимся после оставления своего поста президентом в декабре 2001 года в разгар острейшего социально-экономического и институционального кризиса. Положение усугублялась тем, что вице-президент подал в отставку еще раньше. В сложившихся условиях законодательный орган – Национальный конгресс – в течение недели не мог избрать временного главу государства. Наконец, им стал умеренный перонист Эдуардо Дуальде, потерпевший поражение на выборах 1999 года. Он оказался неплохим кризисным управляющим, опираясь на квалифицированного экономиста Роберто Лаванью, сумел удержать страну на краю пропасти.
На таком фоне развернулась подготовка к внеочередным выборам 2003 года. В этой весьма непростой ситуации высшая электоральная инстанция позволила перонистам, раздираемым противоречиями, не проводить съезд и выставить нескольких кандидатов. Тогда эта партия, изначально являвшаяся конгломератом различных течений и тенденций, впервые в своей истории выдвинула сразу трех претендентов. Двое из них занимали полярные позиции. Один – это 74-летний ветеран политической сцены Карлос Сауль Менем. В течение 9 лет (с 1990 по 1999 год) он находился на вершине пирамиды власти. При нем страна совершила крутой поворот к неолиберализму. В короткие сроки удалось подавить галопирующую инфляцию, добиться притока иностранного капитала, установить паритет национальной валюты – песо с долларом. Повсюду в мире заговорили об аргентинском экономическом чуде (его архитектор Доминго Кавальо в свое время приезжал в Россию по приглашению реформаторов и делился с ними аргентинским опытом). На волне этих достижений Менем был избран на второй срок.
Чуть позже выявилась изнанка благополучия, его цена. Внешний долг резко увеличился, возросла безработица среди трудоспособного населения, больно ударив по молодежи, усилилось расслоение между сверхбогачами и малоимущими, за чертой бедности оказалось целые социальные группы. Затем случился разрушительный дефолт со всеми вытекающими отсюда последствиями, хорошо знакомыми россиянам. Но это было уже потом. Менем как бы остался на «белом коне», и решил вновь включиться в борьбу за высший пост.
Экс-президенту противостоял Нестор Киршнер, 53-х летний молодой, динамичный губернатор отдаленной провинции Санта-Крус, трижды избиравшийся на этот пост. Он был сравнительно мало известен на общенациональной арене, но отличился умелым управлением субъектом федерации, который удалось уберечь от экономических неурядиц, обрушившихся на страну. К промежуточному финишу с минимальным отрывом пришли перонисты. Вперед с 24,36% голосов вырвался К. Менем. Он рассчитывал на безоговорочную победу, поэтому был не очень доволен итогами раунда. Вплотную к нему приблизился Н. Кирншер, набравший 21,99%. Им и предстояло продолжить борьбу. Обращала на себя внимание высокая плотность результатов. За ними следовал деятель правоцентристского толка, Лопес Мурфи, представитель структуры, отпочковавшейся от старейшей партии Гражданский радикальный союз (ГРС). Далее шла Элиза Каррио, выдвинутая аморфным левым объединением «Альтернатива во имя республики равных».
Как и предвидели аналитики, впервые в истории страны намечалось проведение второго тура. Окончательные итоги выборов в значительной степени зависели от того, кому достанутся симпатии 8,6 млн. граждан, ранее отдавших предпочтение другим партиям, и от того, кто сумеет добиться успехов в столичной провинции, где сосредоточено 38% избирателей.
Менем сразу же по обнародовании результатов первого тура заявил, что дальнейшее – чистая формальность, и он уже чувствует себя президентом. Но, на всякий случай, подстраховался. Отвечая на вопрос, прекратится ли его политическая карьера, если он вдруг потерпит поражение, он сказал: «Тогда я выдвинусь вновь в 2007 году». Между тем, судя по косвенным признакам, другие кандидаты склонялись к поддержке Киршнера. Тот предпринял ряд сильных шагов, в частности встретился с мэрами городов от ГРС, заверившими его в своей лояльности. Вскоре определился явный фаворит гонки. Согласно опросу общественного мнения, обнародованному 6 мая, Киршнер значительно опережал конкурента: за него высказались 58,8% респондентов, за Менема – всего 31,7%. Замеры проводились по репрезентативной выборке в 12 провинциях. Они говорили о бесспорном преимуществе Киршнера даже в тех районах, где в первом туре он не сумел добиться успеха.
Это был сильный удар по самолюбию Менема. В среду 14 мая, за четыре дня до голосования, находясь в родной провинции Ла-Риоха, он сообщил о том, что сходит с дистанции. Свое решение он объяснил в частности тем, что президент Дуальде якобы еще до голосования предрек Киршнеру победу и этим фактически вмешался в ход электорального процесса. В отсутствие иных аргументов Менем бросил в адрес соперника: «Пусть он остается со своими 22 процентами, а я останусь с народом». За этим экстравагантным шагом крылось желание связать потенциального победителя по рукам. В сложившейся ситуации президентом был объявлен Нестор Киршнер.
Вступив в должность 25 мая, новый президент без раскачки стал претворять в жизнь левоцентристский проект развития. За время его правления темпы экономического роста достигли 8%, значительно уменьшились безработица и бедность, стали возвращаться на родину люди, эмигрировавшие за границу в поисках лучшей доли, сегодня сохраняется высокая степень его поддержки. Он имел неплохие шансы оставаться на своем посту, выдвинуться на второй срок, благо Конституция позволяла сделать это. Однако идея выдвижения кандидатом на эту должность не самого Киршнера, а его супруги активно прорабатывалась в верхушке леоцентристского крыла партии. Интрига сохранялась вплоть до начала июля.
Внешним толчком к подобному решению стало поражение креатуры президента на выборах мэра Буэнос-Айреса, крупнейшего мегаполиса страны. Победу с явным преимуществом одержал предприниматель Маурисио Макри, владелец именитого клуба «Бока Хуниорс», завоевавшего накануне второго тура престижный трофей южноамериканского футбола – Кубок Либертадорес. Это прозвучало тревожным сигналом для верхов. Потребовалось обновить имидж власти. На смену суровому Нестору идет женственная Кристина, способная обеспечить преемственность курса. К тому же циркулируют слухи о болезни Киршнера.
Выдвижение женщин на ведущие роли в политике органически вписывается в местную политическую традицию. Так, неимоверной популярностью пользовалась Эвита, супруга Хуана Доминго Перона, основателя хустисиалистской партии. Его другая жена Исабель Мартинес де Перон, являлась вице-президентом и заняла должность главы государства после кончины мужа в 1974 году.
Нынешняя претендентка Кристина Элизабет Фернандес появилась на свет 19 февраля 1953 года в городе Ла-Плата, административном центре провинции Буэнос-Айрес. Окончила юридический факультет местного университета, там же стала активисткой перонистской молодежной организации. Во время учебы познакомилась с будущим мужем, свадьбу сыграли в 1975 году. Спустя короткое время отправились на его родину, в провинцию Санта-Крус, расположенную на юге в Патагонии. У супругов двое взрослых детей: 27-летний сын Максимо и 17-летняя Флоренсия. В конце 1980-х годов стартует политическая карьера Кристины, сначала на провинциальном, а затем на общенациональном уровне. Она становится депутатом нижней палаты парламента.
Кристина неизменно оказывала мужу всяческую поддержку, в том числе - законодательную. К моменту его избрания на высший пост она уже являлась сенатором, обрела самостоятельный политический вес и активно содействовала продвижению президентских инициатив. В парламенте она зарекомендовала себя последовательным борцом за права человека и за равноправие женщин. Так у супругов помимо личных отношений возникла политическая общность. Без участия Кристины не принималось практически ни одно значимое решение правительства. Она даже обзавелась собственным кабинетом в президентском Розовом доме, что вызвало недовольство оппозиции.
Своеобразным звездным часом Кристины стал 2005 год. Тогда на выборах в верхнюю палату от провинции Буэнос-Айрес она обошла грозную соперницу Хильду Гонсалес, супругу временного президента Эдуардо Дуальде (2002-2003 годы). Наблюдатели отмечают, что Кристина сохраняет прекрасную физическую форму, придерживается строгой диеты, пьет минеральную воду одной марки. Одевается у престижных модельеров. По мнению экспертов, ее недостаток – отсутствие опыта работы в исполнительной власти. Но у нее сильный и волевой характер. В случае успеха она станет первой в стране представительницей прекрасного пола, избранной на этот пост всеобщим голосованием.
Накануне церемонии выдвижения Кристины Фернандес, проходившей в муниципальном театре Ла-Платы, случился громкий скандал, больно ударивший по правительству. В шкафу туалетной комнаты при служебном кабинете министра экономики Фелисии Мисели была обнаружена сумка с 60 тыс. долл. Как только об этом стало известно общественности, министр, утверждавшая, будто деньги ссудил ей брат на покупку дома, подала прошение об отставке. Это было сделано оперативно с целью не раздувать пламя пожара, которое могло косвенно опалить и первую леди. Президент тут же удовлетворил просьбу и, дабы смягчить негативный эффект от произошедшего, поблагодарил министра за ее вклад в работу кабинета. Кстати, экс-министр – профессионал высокой пробы, финансист, до назначения на этот пост занимала должность руководителем Центрального банка. На этом посту она сменила Роберто Лаванья. Наверняка соперники воспользуются этим эпизодом для атак на фаворитку, имеющую высокий рейтинг. Тем более, что придя к власти, действующий глава государства развернул кампанию по искоренению мздоимства и взяточничества. Непримиримая борьба с «ворьем в белых перчатках» была его лозунгом, последовательно претворявшимся в жизнь на протяжении четырех с лишним лет.
Мгновенная отставка министра финансов служит ярким свидетельством, оздоровления политической обстановки в стране, где в недавнем прошлом происходила «институционализация коррупции», затронувшей все ветви власти снизу до верху. Впрочем, подобные эпизоды имели место и при нынешней администрации
Среди основных соперников выделяется упомянутый выше экономист Роберто Лаванья, внесший решающий вклад в преодоление экономического кризиса в стране. Он критикует нынешнее правительство за отсутствие рачительности, нерациональное использование финансовых ресурсов, утверждает, что блага от экономического роста достаются далеко не всем. Он считает необходимым восстановить равновесие между ветвями власти, усилить роль высшей законодательной и судебной властей. Кстати, Роберто Лаванья тоже некогда состоял в перонистской партии.
Неутомимая Элиза Каррио сохраняет боевой дух, обещая дать бой первой леди, на стороне которой находится мощный административный ресурс. Он уже превентивно был задействован против еще одного потенциального кандидата - неугомонного Карлоса Менема. Недавно возобновились слушания о происходивших при его правлении незаконных поставках оружия в Эквадор и Хорватию, которые помимо нарушения международных санкций, нанесли ущерб казне в 37 млн. долларов.
Это дело уже было предметом судебных разбирательств в 2001 году, тогда Менем находился в течение шести месяцев под домашним арестом, потом его оправдали, поскольку тогда в Верховном суде заседали его ставленники. И вот теперь, накануне выборов, дело снова вытащили из архива.
Но положение бывшего президента и без того не блестящее. Он пытался стать губернатором родной провинции Ла-Риоха, дабы использовать этот пост как трамплин для еще одного прыжка наверх, но потерпел неудачу, оказавшись всего лишь на третьем месте.
Тем временем, фаворитка гонки ведет активную кампанию. Ее девиз: преемственность и незначительные перемены. В середине августа она сделала сильный ход: стремясь расширить электоральную базу, взяла себе в напарники в качестве вице-президента губернатора провинции Мендоса Хулио Кобоса из оппозиционного Гражданского радикального союза. Правда, это вызвало недовольство руководства расколотого ГРС, поскольку член руководства той же партии сенатор Херардо Моралес еще раньше согласился баллотироваться в связке с Роберто Лаванья.
Помимо активности внутри страны, Кристина Фернандес развивает бурную деятельность и на международной арене. Выезжая с супругом за рубеж, она работает и по собственной программе.
Итоги выборов зависят от совокупности многих факторов. Например, кого из однопартийцев предпочтут избиратели Гражданского радикального союза, как проголосует электорат самой многонаселенной провинции Буэнос-Айреса, какой выбор сделают сами перонисты. Разумеется, у заведомой супруги президента немалые шансы на успех. Но вряд ли можно говорить, что победа у нее в кармане. Впереди возможны сюрпризы.