будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2025
Мир
Кобрин Кирилл

Избранное уик-энда: Меланхолия и большое прошлое модерна

Избранное уик-энда: Меланхолия и большое прошлое модерна
svoboda-politru-BIG

«Единственное стоящее чудо в Новом Завете»
Кристофер Хитченс

«Последние исследования ставят под сомнение историю о том, что Дилан Томас допился до смерти. То, что нью-йоркский доктор принял за белую горячку и лечил морфием, могло быть бронхитом или пневмонией, которые усугублялись с каждым уколом морфия – и после третьего из них поэт впал в кому. И все же нет сомнений, что Томас пил очень много перед тем, как попасть в больницу – ну и вообще большую часть жизни. Накануне он открыл бутылку виски Old Grand-Dad и предложил стаканчик уборщице в отеле. Затем, немало выпив со своей возлюбленной Элизабет Рейтелл, он вылез из постели в два часа дня и направился в бар, по возвращению из которого сообщил, что опрокинул 18 порций чистого виски.

         Томас был склонен к преувеличениям. Однажды он хвастался, что выпил сорок пинт пива, а один из героев его книги рассказов “Приключения со сменой кожи” и вовсе бахвалился насчет сорока девяти пинт “Гиннесса” подряд. Бармен сообщил, что в тот роковой вечер Томас выпил от шести до восьми порций виски, а не восемнадцать. С другой стороны, американская порция в два раза больше британской. И здоровье Томаса было разрушено годами потребления алкоголя и табака; страдая от подагры, эмфиземы и ожирения печени, он был физически истощен бессонницей. Диагноз при поступлении в госпиталь Святого Винсента мог быть ошибочным и больной нуждался в ином лечении, верно. Но это не значит, что Томаса не предупреждали».

         Перед нами мир, которого больше нет – по крайней мере, здесь, в Европе, да и в Америке тоже. Мир, где живут большие поэты и писатели, не расстающиеся со стаканом, сигарета в зубах, они находятся в центре общественного внимания, куролесят с возлюбленными, пишут модернистские тексты, которые отчего-то читает относительно широкая публика, наконец, мир, где литератор, приехавший заграницу подработать курсом публичных лекций, может позволить себе просто так, между делом, выпить – ок, пусть не восемнадцать, но хотя бы восемь – порций виски в баре. И не разориться окончательно. Я пишу эти строки, готовясь пойти в гости к знакомой переводчице, которая живет недалеко от меня. Подарочная бутылка гасконского розового уже куплена. Она стоит чуть больше одной (!) британской (в два раза меньше американской и континентальной) порции виски в пабе ShacklewellArms, мимо которого будет лежать мой путь. Чтобы влить в себя количество алкоголя, которым перед смертью разминался (между двумя бутылками виски) Дилан Томас, мне нужно будет потратить пятьдесят фунтов примерно. На эти деньги в одиночку можно питаться неделю.

         Да, это архаичный мир высокого модернизма, вымокший в дешевом алкоголе, высушенный табачным дымом. Маскулинный мир «больших писателей» (почти исключительно белых мужчин), сопровождаемых раскрепощенными подругами жизни – издательства борются за право напечатать их новый роман, критики создают и рушат репутации, на гонорары можно неплохо жить, иногда даже роскошно (вспомним «век джаза» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда). И, конечно, алкоголь -- лучший друг западного модерниста, он же – его убийца.

         Процитированные два абзаца – из статьи Блейка Моррисона «Почему писатели пьют?» в субботней «Гардиан». По сути, это даже не статья, а пересказ содержания свежайшей книги Оливии Лэнг “TheTriptoEchoSpring”. В тексте Моррисона – довольно любопытном и поучительном – можно найти весь джентльменский набор для раскрытия темы «Писатель и алкоголь»: цитаты из патентованных литературных пьяниц Джона Чивера («Алкоголь и фантазия порождают схожее возбуждение»), Эрнеста Хэмингуэя («Пиши выпимши, редактируй трезвым»), Уильяма Фолкнера «Я обычно пишу по ночам. И виски под рукой»). Впрочем, Моррисон приводит и довольно трезвый взгляд на проблему: знаменитый выпивоха Кингсли Эмис (отец Мартина Эмиса) говаривал: «Тот кто пишет свои книги пия виски, а не между выпивками, дрянной писатель. Наверное, он американец» (заметим, что перечисленные мною выше Чивер, Хэмингуэй и Фолкнер как раз американцы). Конечно, в тексте Моррисона некоторое место уделено и рецензируемой книги: он пишет, что перед нами смесь травелога с литбиографиями Хэмингуэя, Теннеси Уильямса, Раймонда Карвера, Джона Чивера, Скотта Фицджеральда и Джона Берримана; Оливия Лэнг путешествует по тем местам, где жили, творили всяческое и пили эти авторы. Книга наверняка интересная (чего стоит одна история о том, как молодой Джон Апдайк зайдя за Чивером, чтобы идти с ним в филармонию, обнаружил того у дверей его квартиры совершенно голым, и совершенно пьяным; «его костюм демонстрировал некоторое сопротивление самой идее идти слушать симфонию, но я не мог предложить ничего более интересного, так что пришлось сконцентрироваться на том, чтобы запихнуть его в одежду»), однако интереснее другое. Что все это кончилось.

         Писатели, конечно, пьют, но делают это незаметно, даже как-то стыдливо. Писательницы тоже мимо не льют порой, но культа из этого не делают. И правильно. Времена, когда алкоголь был топливом в литпроизводстве кончились; на смену паровым и дизельным машинам производства культуры пришли совсем иные девайсы и гаджеты. Дело не в наркотиках и наркотически прилипчивых абстиненциях. Дело в том, что большие пияные мужланы, воняющие табачищем и спиртным, ушли вслед за большими заводами, большими идеологиями, большими индустриальными городами, ушли вслед за модерном как культурно-исторической эпохой. Неудивительно, что в том же выпуске «Гардиан» -- редакционный комментарий по поводу банкротства бывшей автомобильной столицы мира, города Детройта. Цитатой оттуда и закончу:

«Детройт – кладбище капитализма эпохи массового производства, некогда основы существования Соединенных Штатов и Европы. Это город, находящийся в процессе прекращения существования как города, его службы умирают, его кареты скорой помощи с медленным отчаянием выезжают из ворот приходящих в упадок больниц, его полиция и пожарные с трудом справляются с обязанностями. Эти разваливающиеся здания с выбитыми окнами маячат перед нами на телеэкранах и на страницах газетных приложений. Части города выглядят брошенными, как Чернобыль, или разрушенными, как Сталинград после боев. Если овцы еще не пасутся на развалинах форума, то они скоро там могут появиться; образы Рима и других покинутых городов древнего мира часто возникают у тех,  кто сочиняет либо некрологи Детройту, либо объявляют о его возможном возрождении в будущем».

         Большая индустрия, большие индустриальные города, большие пьяные писатели, вливающие в себя по восемнадцать порций виски, ушли в прошлое. Будущее тоже ушло. Осталась меланхолия по тем большим временам, когда его можно было разглядеть, пусть даже в стакане.

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).