На пятничном заседании Госдумы у депутатов случилось странное недопонимание с правительством. Голосовался во втором чтении глава "Единый социальный налог" из второй части НК, и осложнений в принципе не ожидалось. Возможно, на депутатов повлияла магнитная активность Солнца. Что повлияло на правительство, читайте ниже.
Первое недоразумение возникло по поводу ставок соцналога, включающего пенсионные взносы и отчисления в федеральный и региональные фонды медстраха и в федеральный соцстрах. Изначально президент и правительство предложили установить для пенсионных взносов ставку в 28%, а для объединенных уже сейчас в соцналог трех страховых взносов - единую ставку 7,6%. В результате нагрузка на фонд оплаты труда снижалась с 39,8% до 35,6%. Депутаты не только благосклонно отнеслись к перспективе снижения бремени, но и вполне оправданно посчитали ее совершенно недостаточной для легализации зарплатных выплат - нагрузка на ФОТ все же оставалась непомерно большой. И тут Михаил Задорнов предложил ввести для соцналога регрессивную шкалу, причем минимальная ставка единого (уже вместе с пенсионными отчислениями) соцналога, по идее Бюджетного комитета, должна была составить всего 2% для работников с годовым доходом выше 600 тыс. руб. Правительству эта цифра показалась смехотворной; она просило сделать минимальной ставку 10%. В итоге уговорились на 5%, и теперь ставки соцналога (три страховых взноса плюс пенсионные) выглядит так: до 100 тыс. руб. годового дохода - ставка 35,6%, до 300 тыс. руб. - 20%, до 600 тыс. руб. - 2%, но в первые два года после введение второй части НК - 5%. Видимо, правительство надеется сохранить 5%-ную ставку и в дальнейшем. Так депутатам удалось "перелиберальничать" правительство (что, в общем, было нетрудно).
Более прогрессивной, нежели правительственная, оказалась позиция депутатов и по вопросу времени включения пенсионных взносов в соцналог. Правительство, напомним, столкнулось с жестким противодействием менеджмента внебюджетных фондов и профлидеров. Им есть за что бороться: бюджет фондов огромен, а по Пенсионному фонду только текущие остатки на корсчетах составляют аж 30 млрд. руб. - всего вполовину меньше, чем во всей банковской системе. Уломать внебюджетных страховщиков оказалось относительно проще - у них и деньги раза в четыре меньше, чем у ПФ. Однако и здесь были многочисленные консультации с независимым профлидером Шмаковым, демарш социальной Матвиенко и т.д. Руководителю же ПФ Зурабову правительство, очевидно, твердо пообещало не трогать Фонд до 2003 года. А депутаты разрушили эту договоренность, предложив объединить в соцналог все взносы одновременно. В результате им пришлось совещаться с правительством вместо обеда, и в итоге ПФ все-таки будет жить спокойно два года, что предполагается оговорить в специальном законе, который будет вводить в действие вторую часть НК.