Коронавирус влияет не только на здоровье людей, но и на экономики стран. Китай уже разработал план поддержки экономики, которую из-за коронавируса ждет провальный первый квартал. Российское правительство пока не заявляло о спецмерах.
Убытки терпят ж/д и авиакомпании, лишившиеся трафика из-за закрывшихся границ между государствами и туристических чартеров из Китая. Ритейлеры, поставлявшие овощи и фрукты из КНР. Люксовые бренды одежды, технологические компании и даже продавцы на AliExpress.
Есть и те, кто пытается вдохновиться смертельным вирусом или извлекает из него прибыль.
Российские аптеки повысили цены на маски. После новостей о коронавирусе, люди в тревоге начали скупать медицинские маски. И хотя маска не защитит от вируса, спрос рождает предложение: например, в аптеках Курской области цены взлетели сразу в 35 раз.
В связи с коронавирусом, администрация ТЦ обязала всех продавцов носить медицинские маски. В аптеке маски закончились, а дома у меня только детские. Итак, встречайте самого милого продавана работающего в оружейном. pic.twitter.com/4QuUnZEFX4
— ケイト ♡ (@Just____Look) February 1, 2020
Фармацевтические компании выдают свои препараты за лекарства от коронавируса. «Арбидол» и «Ингавирин» стали рекламировать именно так. Эффективность двух препаратов в лечении вирусных заболеваний не доказана. Более того, производители этих препаратов не смогли зарегистрировать их в качестве лекарств ни в Европе, ни в США. Такую рекламу от коронавируса уже проверяет ФАС.
Alibaba запустила онлайн-платформу для закупки медикаментов от коронавируса. Цель отдельной платформы — удовлетворить спрос на лекарственные препараты и защитные средства в Китае. Фармацевтические компании и производители смогут публиковать информацию о поставках, после чего Alibaba будет закупать необходимые средства для борьбы с коронавирусом и направлять их нуждающимся в медицинские учреждения.
Коронавирус вдохновил китайский автоконцерн Geely на новые разработки. Компания собирается вложить $53 млн в разработку машины с предустановленной системой фильтрации воздуха. Компания планирует найти новые материалы с антибактериальными и противовирусными свойствами, которые можно использовать в системах кондиционирования воздуха, а также для кнопок и ручек.
Самая большая проблема с продуктами из-за коронавируса — на Дальнем Востоке. Цены после закрытия границы с Китаем выросли вдвое. Российские огурцы стоят по 400 рублей за килограмм, азербайджанские помидоры — до 700 рублей.
Россию ждет дефицит чеснока (или нет). Центр отраслевой экспертизы Россельхозбанка заявил, что для России одним из последствий коронавируса станет дефицит чеснока. По мнению специалистов банка, это произойдет из-за сокращения поставок. Правда, Минсельхоз отнесся к такому предположению скептически: «У нас приличный запас продуктов, наши аграрии справятся с чесноком точно», — заявил заместитель министра сельского хозяйства Максим Увайдов. Также он сказал, что Россия не планирует прекращать импорт продуктов из Китая — это противоречит реальному поведению частных компаний на рынке.
Сеть магазинов «Магнит» приостановила поставки фруктов и овощей из Китая. В 2019 году на помидоры, перец, мандарины, виноград и помело из Китая приходилось 3% оборота «Магнита». В 2020 году компания начала импортировать эти товары вместо Китая из Марокко, Израиля и Турции, а также увеличила долю российских овощей в ассортименте.
редкое фото
— Q (@qwestions_) February 7, 2020
Путин доедает последние китайские помидоры и укроп pic.twitter.com/dAQTmaCluM
X5 также рассматривает альтернативный поставщиков. Альтернативы ищет и Metro, а «Лента» пока не собирается ограничивать поставки.
Китайские российские рестораны тоже терпят убытки — падает трафик и выручка. Например, в московском J.Z. Peking Duck на Цветном бульваре падение почти двукратное. «Ситуация доходит до абсурда: пришли люди, сделали заказ и вдруг, увидев гостей из Японии и Казахстана, в панике встали и ушли», — рассказала The Bell гендиректор ресторана Наталья Богомолова.
Китайские продавцы с AliExpress просят покупателей отменить заказы. Они уведомляют пользователей, что доставка товара остановлена из-за опасности передачи коронавируса, сообщает УНИАН. Продавцы обязуются полностью вернуть предоплату покупателям. Для передачи инфекции нужен прямой контакт с переносчиком, через куртку или носки заразиться нельзя. Реальная причина отмены заказов — из-за распространения вируса в Китае закрыты сами производства.
«Люкс» тоже в минусе из-за коронавируса. Владелец модных брендов Versace, Michael Kors и Jimmy Choo — компания Capri Holdings может потерять $100 млн. Компания, базирующаяся в США, вынуждена была закрыть 150 из 225 своих магазинов в КНР, а в большинстве остальных резко сократилось число покупателей.
Apple решила остановить работу своих магазинов и офисов в Китае. Пока магазины, офисы и сервисные центры закрыты до 9 февраля. Компания не исключает, что продлит эту меру. Кроме того, на некоторое время Apple ограничит поездки своих сотрудников в Китай. Онлайн-магазин Apple продолжит работу в обычном режиме.
Также Apple, Huawei, Xiaomi, Vivo, Realme, ZTE Lenovo приостановили поставки смартфонов в Россию. Сначала фабрики этих компаний в Китае не вышли после новогодних каникул, а затем выходные им продлили до 10 февраля. Но это не окончательная дата, каникулы могут растянуться и дальше. Если «перерыв» не закончится к концу февраля, то цены на смартфоны могут вырасти на 10-15%.
В пресс-службе Vivo сообщили, что изменение работы не повлияет на наличие телефонов, так как компании заранее заказывают больше техники — так они «страхуются» во время китайских праздников и новогодних каникул.
Американская компания The Walt Disney Company прогнозирует убытки в размере $175 млн — если временно закроют Disneyland в Шанхае ($135 млн) и Гонконге ($40 млн), сообщает телеканал CNBC.
«Закрытие [парков] происходит в течение квартала, который в обычных обстоятельствах характеризуется высокой посещаемостью ввиду наступления Нового года по лунному календарю. Точный размер финансовых потерь во многом будет зависеть от длительности приостановки работы и от того, как быстро мы сможем возобновить функционирование в штатном режиме», — сообщила главный финансовый директор Disney Кристин Маккарти при публикации отчета за первый квартал 2020 финансового года.