Как и следовало ожидать, Сенат США, вслед за палатой представителей, одобрил план по спасению американской экономики, выдвинутый новым президентом страны Бараком Обамой. Этот план имеет четыре основных направления:
спасение банковской системы США от полного краха путем выкупа у ипотечных банков т.н. «проблемных активов»;
увеличение расходов на строительство и реконструкцию производственной инфраструктуры;
увеличение социальных, в т.ч. медицинских расходов;
снижение налогов.
Кроме этих направлений, существует еще несколько предложений, носящих, скорее, пропагандистский характер, – создание нескольких миллионов новых рабочих мест и расширение исследований и производства альтернативных видов топлива.
В целом план нового президента США «тянет» на $838 млрд. в течение как минимум двух ближайших лет. Уже принятый федеральный бюджет США на 2009 год составляет по доходам $2,7 трлн., по расходам – $3,1 трлн., запланированный дефицит – $410 млрд. Понятно, что после корректировки, составляющей 15% (в годовом исчислении) от доходной части бюджета, эти показатели существенно изменятся. Доходная часть должна снизиться, расходная – вырасти, и дефицит бюджета тоже должен увеличиться. При этом надо учитывать еще одно обстоятельство, связанное с тем, что уже принят и реализуется план по спасению банковской системы США, разработанный теперь уже бывшим министром финансов Полсоном. Этот план предусматривает выкуп плохих активов у ипотечных банков, на что американские законодатели успели ассигновать $700 млрд. Предложения Обамы то ли повторяют, то ли дополняют, то ли замещают план Полсона, но в любом случае, к тем деньгам, которые законодатели разрешили потратить новому президенту, добавляются деньги, выделенные старому, в результате чего бюджетный дефицит США будет еще больше.
В связи с резким ростом бюджетного дефицита возникает вопрос – а можно ли будет его профинансировать в полном объеме? Вопрос этот возникает не просто так. Дело в том, что предыдущая администрация США, которой тоже пришлось бороться с экономическим кризисом (но гораздо меньших размеров), довела дефицит до очень значительных объемов. Правда, она обещала, что рано или поздно сведет дефицит к минимуму, и даже частично выполнила свое обещание, уменьшив его с $412 млрд. в 2004 году до $162 млрд. в 2007-м, но жизнь все равно оказалась хитрее, чем бюджетные предположения. И теперь уже новой администрации приходиться проводить политику расширения государственных расходов и изыскивать ресурсы для их финансирования.
Если отнестись к делу формально, то, конечно, вопроса с финансированием дефицита бюджета не существует. Американское правительство всегда сможет продать свои облигации федеральным резервным банкам и получить от них денежные средства в нужном объеме. Однако, поскольку это будет непокрытая денежная эмиссия, то существует большой риск, что прирост денежного предложения превратится в прирост товарных цен, а на реальном производстве это никак не скажется. То есть, проводя политику расширения государственных расходов, любая финансовая администрация вынуждена балансировать между желанием проплатить свои обязательства по максимуму и налагаемым на это желание ограничением в виде угрозы чрезмерного роста цен. Правда, государственные расходы могут быть полностью или частично компенсированы, во-первых, налоговыми поступлениями, а во-вторых, продажей облигаций государственных займов частным инвесторам, но эти переменные имеют ограниченное влияние, особенно во времена кризисов. Налоговые поступления падают из-за общей кризисной ситуации и вдобавок к этому из-за снижения ставок и базы обложения, проводимых правительством в рамках антикризисной программы. А объем продаж облигаций зависит от спроса инвесторов, который представляет собой очень неустойчивую величину.
Пока, правда, Америке везет. Обжегшись на молоке, то есть, потеряв сотни миллиардов долларов вследствие банкротства инвестиционных и ипотечных банков, а так же из-за падения курсов корпоративных ценных бумаг на биржах, инвесторы не стали дуть на воду и переложили оставшиеся свободными средства в ценные бумаги правительства США. Видимо, они будут поступать так и дальше, потому что никаких других объектов для инвестирования на территории США в ближайшее время не предвидится. Поэтому можно рассчитывать, что гигантский бюджетный дефицит США будет профинансирован неинфляционным способом, а значит выполнение «плана Обамы» будет эффективным.
Хотя, конечно, здесь надо сделать важную оговорку. Если со временем паника среди инвесторов уляжется или им просто надоест получать крошечные доходы на свои вложения в американские госбумаги, то они могут попытаться вернуть свои инвестиции туда, откуда они их выдернули в период кризиса, то есть на рынки развивающихся стран. Вот тогда американскому бюджету придется несладко, потому что заместить средства инвесторов можно будет только денежной эмиссией, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Теперь надо сказать несколько слов о реципиентах этого плана. Формально ими будут как все американские граждане – из-за снижения налогов, так и их отдельные категории, впрочем, достаточно многочисленные. Во-первых, семьи, купившие в кредит коттеджи и квартиры и не имевшие возможности эти кредиты обслуживать. Теперь их никто выселять из домов не будет, а стоимость обслуживания кредитов уже резко снизилась из-за понижения процентных ставок. Во-вторых, люди, занятые в строительстве и производстве строительно-дорожной техники, а также, разумеется, владельцы строительных и машиностроительных компаний. И, в-третьих, социально незащищенные граждане, которых насчитывается несколько миллионов человек.
Но это, если так можно выразиться, реципиенты первой очереди или первого круга. А за ними стоят реципиенты второй очереди, причем гораздо более многочисленные. Эти реципиенты являются фирмами-производителями других стран, для которых снижение объемов американского рынка является крайне болезненным, поэтому они с нетерпением ждут, когда же этот рынок снова начнет расти, и они смогут, как и раньше, без проблем сбывать на нем свою продукцию. Естественно, рост государственных расходов, который, по идее, замещает собой падение расходов частных, не может не привести их в радостное состояние, поэтому они являются активными сторонниками «плана Обамы».
Что же касается наших компаний, то вследствие очень низкого объема экспорта в США (в районе $20 млрд. за 2006-2007 гг., что в 15 раз меньше, чем экспорт в США Китая), то они не тянут даже на реципиентов второй очереди. Максимум, на что мы сможем рассчитывать, – это стать реципиентами третьей очереди, так как если из-за роста американского спроса увеличится выпуск во всей мировой экономике, то и нашим компаниям перепадут заказы на топливо, металлы и древесину со стороны китайских, канадских и европейских фирм, экспортирующих свою продукцию в США.