Замглавы Администрации Виктор Иванов, отвечая в четверг на вопрос "Полит.Ру", возможна ли некая коррекция закона о гражданстве после того, как он будет подписан президентом, дал понять, что не ждет второй серии поправок. "Закон получился доброкачественный", - сказал Иванов. Ранее Борис Надеждин высказывался в том духе, что Кремль согласен слегка смягчить новый закон после того, как он будет введен в действие. В четверг Иванов, Ястржембский, а также представители МВД и МИДа представили новый закон общественности, категорически отвергая всякие к нему претензии.
Презентация была построена на сравнении нового закона с действующим, который, по словам чиновников, устарел и не соответствует эпохе. Иванов привел массу документальных фактов фиктивных браков, натурализации бандитов, иноземцев, не знающих русского языка, а также незаконной индустрии на этой почве. Никто, впрочем, не оспаривал, что закон о гражданстве следует менять. Скандал разгорелся между первым чтением, на котором был принят средний вариант, и вторым чтением, ужесточившим его до западноевропейских аналогов. Как заявил Ястржембский, закон соответствует "самым либеральным западным стандартам".
Это так и есть. Но в России, безусловно, такой закон выглядит ультраправым отклонением от ожидаемой нормы. Ограничивающая иммиграцию Западная Европа не имеет таких демографических проблем и не нуждается в потоках рабочей силы. Минтруда утверждает, что в России в этом году вакансий на рынке труда больше, чем зарегистрированных безработных. В вопросе о гражданстве либералы и центристы поменялись местами: либералы расположились между центристами, требущими жестких мер, и левыми, отстаивающими границы Советского Союза.
Основной претензией "справа" (содержательно она левее) остается новая форма отсчета 5-летнего срока для получения гражданства v теперь с момента получения вида на жительство. По словам либералов, это значит, что люди, живущие в России несколько лет на законных основаниях (регистрация), теперь снова будут ждать пять лет и больше. Виктор Иванов говорит, что новый закон не распространяется на тех, кто уже подал заявления о приобретении гражданства; но эти люди могли не подавать заявлений, рассчитывая тем не менее на формулы старого закона.
Вкупе с прозвучавшими только что заявлениями главы МВД Грызлова о развороте "миграционной политики на 180 градусов", проверке всех иностранцев в стране и увеличении пошлины за использование иностранной рабочей силы закон о гражданстве свидетельствует о реальном изменении стратегии и тактики отношений со странами СНГ. Вместо мягкой адаптации к постсоветским условиям и лояльности к гастарбайтерам теперь предлагается беспрекословный бюрократический легизм, вряд ли v в связи со взяточничеством и организованной коррупцией v исполнимый на практике. Принципиальное изменение в политике Кремля за последние полгода - в том, что диалог с соседями Россия теперь будет вести с позиции закрытого к иммиграции государства, в принципе не поощряющего въезд с прилегающих территорий с целью заработка. Еще осенью Кремль считал иначе.
Правая идеология, как ее принято понимать, основана в том числе на уважении некой национальной - то есть, государства - идентичности. Возведенное в абсолют, оно мутирует в ультраправую закомплексованность. Виктор Иванов процитировал, как он сказал, публициста Леонида Радзиховского: "Чтобы получить российское гражданство, нужно его заслужить. Тогда мы и сами почувствуем к себе уважение". Кремль не скрывает этот идеологический мотив, который противоречит логике президентского Послания, так как предлагает компенсировать комплекс символическими жестами. А подробно рассказанный Ивановым случай предоставления гражданства преступнику, который затем совершил в России изнасилование, звучит даже не столько популистски, сколько решительно неприлично.