"В ответ на...
...по ком попало."
Из анекдота.
Данный текст возник из попыток представить себе результаты сегодняшних действий Израильских ВС в Ливане после прочтения статьи Арона Цыпина «Насралла и «Хизбалла», содержащей довольно интересные сведения об организации «Хизбалла».
Меня интересуют не причины, а долгосрочные результаты образа действий Израиля. Хотя, на мой взгляд, причины, по которым государство Израиль больше громит Ливан как страну, чем воюет с «Хизбаллой», тривиальны: при слабом правительстве демократическое государство делает то, чего хочет обыватель. То, что израильский обыватель хочет крови и не хочет, чтобы его посылали воевать в Ливан, – очевидно. Как и слабость нынешнего правительства Израиля и его главы.
Из статьи Цыпина следует, что «Хизбалла» – этакое государство в государстве, причем преследующее вполне осознанную цель: мирным путем распространиться на весь Ливан. Что же этому препятствует? Прежде всего, состав населения Ливана.
По очень грубым оценкам (большой разброс между разными источниками) оно таково (ниже проценты указываются, учитывая и включая палестинцев-не граждан и сирийских «временных» рабочих):
Шииты (включая Исмаилитов и Алауитов) | 31% |
Сунниты (+ палестинцы) | 19% |
Марониты | 18% |
Др. Христиане (более десяти разных групп) | 15% |
Друзы | 8% |
Сирийские рабочие | 9% |
Понятно, что христиан, друзов, да и секуляризованных суннитов включить в структуру государства «Хизбалла» практически невозможно. Правда, друзы и марониты горных районов прекрасно могут оставаться этакими дикарями-горцами в шиитском в остальном государстве. А что делать с остальными?
На стороне шиитов – естественный прирост плюс малая коррумпированность (что утверждает статья Цыпина), позволяющая привлекать к себе других мусульман, но если только на это полагаться – придется еще два поколения ждать. Решение очевидно: выдавливание остальных групп из Ливана.
А теперь посмотрим, по кому бьют израильские бомбардировки, блокада и разрушение экономической инфраструктуры. Очевидно, что в первую очередь по жителям больших городов и «среднему классу», а это различные христиане и секуляризованные сунниты. Эти же группы обладают наибольшими возможностями для эмиграции. При имеющемся раскладе вполне вероятным результатом начавшейся войны (и сопутствующего экономического кризиса в Ливане) будет резкое (на 60-70%) сокращение количества христиан, не маронитов; на 30-40% – маронитов; на 20-30% – суннитов.
К тому же и исторический опыт подтверждает, что именно в кризисной ситуации «Хизбалла» наиболее эффективно наращивает свое влияние, т.е. в результате войны количество шиитов в Ливане может заметно увеличиться.
В результате по окончании войны превращение Ливана в шиитское государство «мирным и демократическим» путем будет лишь делом (полит)техники.
Конечно, процесс будет более длительным, чем собственно военные действия, которые продолжатся максимум недели. Урон индустрии туризма и смежным сферам – на года, за которые и произойдет основной отток населения, подрастут новые сторонники «Хизбаллы» – сторонники, которых породит сегодняшний террор с воздуха точно так же, как израильский террор против палестинских подростков «западного берега» в середине 80-х породил «бригады мучеников Эль-Аксы» и палестинских шахидов. Прямым и логичным результатом сегодняшнего разрушения Ливана будет создание там лет через 7-8 государства, руководители которого будут ненавидеть Израиль больше, чем бояться собственной смерти (а тем более чьей-то еще).
Получается, что «Хизбалла» достигает своих целей, действуя руками Израиля, примерно в той же мере, что и в 1982 г., когда шииты руками израильтян избавились от палестинского контроля над южным Ливаном. Все это вполне в духе американской кампании в Ираке, где «союзники» три года вели ожесточенную войну с суннитским населением, подчинив в результате страну своим злейшим врагам, которых они вооружают и обучают.
Только на этот раз, похоже, «Хизбалла» действует вполне сознательно, чего не скажешь об израильских Вооруженных Силах. Их действия больше всего напоминают мне реакцию иммунной системы на сильный аллерген (вроде американского “poison ivy” – ядовитого плюща), которая бьет по собственным интересам со все возрастающей силой при каждом новом раздражении.
Поэтому абсолютно неадекватными представляются мне заявления о «праве государства Израиль на оборону». Это примерно такое же право, как и право чукчи из анекдота пилить сук, на котором сидит, а ваше «справедливое возмущение» данным текстом – вопль его души: «Проклятый белый колдун!!!»